Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеоргий Завадовский
1 Учитель истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годына Галина Васильевна
2 С этой загадочной структурой человека связано много тайн и стереотипов. Этот упрок – попытка ответить на самые частые вопросы: что такое психика, как она устроена и как работает?
3 Физиологическим носителем психики является нервная система человека. Психика – это свойство и функция мозга, которая заключается в субъективном отражении объективной действительности в идеальных образах. На основе этих идеальных образов человек и выстраивает свою жизнь и свои отношения с внешней средой. Нервные клетки и рецепторы осуществляют связь центра мозга с внешним миром.
4 Содержание психики: идеальные образы действительно существующих явлений. Они возникают у каждого человека по- разному и зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов и психического состояния человека.
5 У животных психика тоже есть. Однако человеческая психика является высшей формой психики и еще называется «сознанием» и включает в себя область подсознания и надсознания («сверх Я»).
6 Психические свойства у каждого свои. Именно они образуют индивидуальность человека. Любой человек может забыть что-нибудь, но не для каждого забывчивость характерная черта. Любой из нас может раздражаться, но не для всех эта черта – личностная особенность.
7 Психические свойства – постоянные проявления личности, которые передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению; подвижность нервных процессов – скорость перехода от возбуждения к торможению;
8 уравновешенность нервных процессов – относительный баланс процессов возбуждения и торможения; лабильность – гибкость нервной системы под воздействием различных раздражителей; резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.
9 Психические свойства определяют типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. Они отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием психических свойств.
10 Психические процессы – относительно устойчивые образования, которые развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят следующие процессы:
11 Ощущение. Развитие психики напрямую зависит от контактов с окружающим миром. Ощущения – источник всех наших знаний об окружающем мире – составляют начальную форму психики. Восприятие. Создание образа вещи или явления зависит от восприятия. Восприятие необходимо и для более глубокого познания объекта. Внимание.
12 Память – способность отражать опыт в узнавании и воспроизведении. Воображение. Представление. Речь. Мышление. Мышление – это высший познавательный психический процесс, суть которого состоит в познании мира и человека в нем.
13 Эмоции и чувства; состояния (настроение, тревожность и проч.); мотивация; воля.
14 Отношение человека к явлениям и вещам мира выражается душевными переживаниями, или эмоциями. Эмоции это реакции конкретного человека на внутренние и внешние раздражители, которые проявляются в виде позитивных и негативных ощущений (удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.). Эмоции возникают как результат подкорковых возбуждений мозга, которые формируются на основе наследственного или приобретенного опыта.
15 Со временем эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в более устойчивые и сложные психические процессы чувства, которые образуются как результат отношений человека к чему-либо и постоянных конкретных переживаний.
16 Это относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно- воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. К ним относят:
17 характер; темперамент; интеллект. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.
18 Выражающие отношения к коллективу, к отдельным людям: доброта, отзывчивость, требовательность, общительность. Замкнутость, грубость, тактичность и т.д. Выражающие отношение к деятельности, к труду: трудолюбие, добросовестность, лень. безответственность, упорство, лень, целеустремленность, собранность и т.д.
19 Выражающее отношение к собственности, вещам: аккуратность, бережливость, алчность, неряшливость, щедрость и т.д. Выражающее отношение к самому себе: скромность, гордость, самолюбие, уверенность, самовлюбленность, критичность, самоуверенность, приниженность и т.д.
20 Экстраверт: преимущественная обращенность (направленность) интересов личности на окружающий мир, т.е внешний мир. Для него характерны черты характера: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптивность.
21 Интроверт: преимущественная обращенность (направленность) интересов личности на явления собственного внутреннего мира, которым придается высшая ценность. Для него характерны черты характера: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.
22 Темперамент – совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний. Гиппократ и Гален (древнегреч. врачи) связывали темперамент с соотношением (преобладанием) жидкостей в организме. Сегодня темперамент связывают с деятельностью центральной нервной системы. По И.П. Павлову (русский физиолог), тип нервной деятельности лежит в основе темперамента.
23 - холерик (от греческого «холе» - желчь : сильный, неуравновешенный; - сангвиник (от греческого «сангве» - кровь): сильный, уравновешенный, подвижный; - флегматик (от греческого «флегма» - лимфа (слизь): сильный, уравновешенный, инертный; - меланхолик (от греческого «меланхоле» - черная желчь): слабый.
24 «Каждый темперамент имеет свои особые требования: если человек раздражается медленною систематичностью, то тихий человек возмущается крутой резкостью» Н. Г. Чернышевский «Что делать?»
25 Представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.
26 Коммуникативная – психическое отражение действительности, которое обеспечивает, например, возможность общаться. Психическое отражение обращено одновременно к настоящему, прошедшему и будущему. То есть на отражение настоящего оказывает влияние и прошлый опыт, хранящийся в памяти, и мысли человека о будущем. Причем одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
27 Познавательная – способность познавать окружающий внешний мир и осознание человеком своего места в нем. Эта функция обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в реальном мире.
28 Регулятивная – обеспечение регулирования всех форм поведения человека и всех видов (игровой, учебной, трудовой) его деятельности. Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, адаптируется к ней, а с другой регулирует этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение – это внешняя форма проявления психики.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.