Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладислава Астапова
1 Вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции и знаки препинания при них. Учитель русского языка и литературы Коломийченко Т.А.
2 Цели урока. выяснить, что такое вводные слова и какова их роль в предложении; познакомить с группами вводных слов по значению; усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами; выяснить общность и различие вводных слов и предложений; определить роль вводных слов и предложений в тексте; освоить богатство значений вводных конструкций, выработать пунктуационный навык; развивать критическое мышление через чтение информационного текста; развивать логическое мышление; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
3 Возьмите вводные слова. Я слушаю с открытым ртом От них кружится голова, И радуюсь всему подряд. Они мешают суть сберечь Меня, как всех, не раз, не два И замедляют нашу речь, Спасали вводные слова, И всё ж удобны потому, И чаще прочих среди них Что выдают легко другим, Слова «во-первых», Как мы относимся к тому, «во-вторых», О чём смущаясь говорим. Они, начав издалека, Мне скажут: «К счастью…» Давали повод не спеша И потом Собраться с мыслями, пока Пусть что угодно говорят, Не знаю, где была душа. А.Кушнер. Прочитай стихотворение. О вводных словах и пойдёт сейчас речь.
4 Этот вопрос, казалось, затруднил гостя. Лицо его казалось спокойным. Рассмотри ниже схему Вводные слова и знаки препинания при них. Задание. Запиши предложения. Объясни запятые в 1 предложении, определи, чем являются выделенные слова.
5 Выделяют три группы слов: Запомни! Водные слова, вводные предложения, выделяются на письме запятыми, вставные конструкции-тире, скобками, но не являются никаким членом предложения! Вводные слова Вставные конструкции Вводные предложения
6 Прочитай! Вводные слова – такие слова и сочетания слов, которые не вносят в сообщаемую мысль чего – то нового, а выражают отношение к ней говорящего, её оценку, замечания по поводу сказанного. В зависимости от того, какую смысловую нагрузку несут в себе вводные слова, их подразделяют на несколько групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
7 Вводные слова
13 Потренируйся. Задание. Найди вводные слова и определи их значение. (Примечание. Задание выполняется устно.) 1. По сообщению синоптиков, на следующей неделе будет похолодание. 2. Как говорят ученые, нас ожидает глобальное потепление. 3. оезд отправляется через час, следовательно, нам нужно выходить из дома. 4. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость. 5. Мы собрались здесь, во-первых, для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.
14 Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением), а на письме запятыми. Например: Кажется, я уже опоздал. Морской воздух, безусловно, очень полезен для здоровья. Помни!
15 Задание. Спиши в тетрадь предложения, найди вводные слова, определи и подпиши их значение. К счастью, папы и мамы нет дома. Значит, можно ни у кого не отпрашиваться. Я иду к Любочке, соседке, живущей по соседству. Мне, по правде сказать, интересно бывать у неё. Во- первых, у неё много книг, которые очень интересны. Во-вторых, Люба любит рассказывать о своих путешествиях. Она, к удивлению, уже побывала в Италии и в Африке. В общем, у Любочки очень интересно.
16 Отличие вводных слов от омонимичных глаголов – сказуемых и наречий. 1. Ученик, верно, уже ответил. 2. Ученик верно ответил. В каком из двух предложений слово «верно» - наречие, а в каком – вводное слово? Почему вы так решили? 1.В первом предложении «верно» - вводное слово. Во – первых, оно произносится с вводной интонацией, выражающей, в какой степени высказываемая мысль является достоверной. Во – вторых, мы в тексте выделяем его запятыми. 2.Во втором предложении «верно» - наречие: оно зависит от глагола, мы можем задать к нему вопрос, и оно является членом предложения (обстоятельством). Случаев, когда вводные слова становятся похожими на другие части речи, достаточно много.
17 Задание. Определи, где вводное слово, а где «замаскировавшаяся» часть речи. Запиши предложения в тетрадь. «Замаскировавшуюся» часть речи подчеркни как член предложения. 1.Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. 2.Мы кажется многого (не) предусмотрели. 3.Окно должно быть забыли закрыть на ночь. 4.Окно должно быть открыто всю ночь. 5.Ты может быть хочешь поехать в Санкт – Петербург? 6.Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. 7.Откровенно сказать я вижу его (в)первые. 8.Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.
18 Запомни! Как отличить вводное слово «однако» от омонимичного ему сочинительного союза «однако» (перед которым, кстати, всегда ставим запятую) 1.Односоставные и неполные предложения имеют общие признаки, однако различия их очень существенны. 2.Ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид. В каком из двух предложений «однако» союз, вводное слово? В первом предложении «однако» - это союз, потому что соединяет части ССП. Во втором предложении «однако» - это вводное слово, которое произносится (вы заметили?) с вводной интонацией и выделяется на письме запятыми.
19 Отношение к говорящего к высказываемым мыслям, их оценку наряду с вводными словами могут выражать целые предложения; они и получили название вводных предложений. Вводные предложения сходны по содержанию с вводными словами – они передают те же разновидности авторских замечаний, оценок, эмоциональных реакций, о которых говорилось выше. 1.Усилие нужно сделать, говорит какая – то дама в одном романе Диккенса, вот я и проделываю это усилие шестой год. 2.Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля. 3.Всё в этом письме раздражало Лидию Ивановну: и содержание, и в особенности развязный, как ей показалось, тон.
20 Вводные предложения Вводные предложения при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением), а на письме запятыми. Вводные предложения, выражающие дополнительные замечания или пояснения.
21 Вводные слова и предложения
22 Эти слова необходимо выучить наизусть.
23 Найди в тексте вводные слова и предложения, определи их значение.(устно) По мнению младшего брата, Пушкин, будучи мальчиком, иногда проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирая» все книги, попадающие ему под руку. Обладая необыкновенной памятью, Пушкин, к удивлению многих, в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу: Мольера, Бомарше и других. Как вспоминают многие лицеисты, он поражал всех своей начитанностью. Даже уезжая в путешествия, он непременно брал с собой книги и относился к ним бережно.
24 Задание. Замени вводные слова вводными предложениями. Запиши эти и получившиеся предложения в тетрадь. 1. Пожар в лесу, по словам очевидцев, страшное зрелище. 2. Дождь, казалось, никогда не утихнет. 3. Соревнование, безусловно, состоится. 4. С этим разговором, по-моему, медлить нельзя.
25 Проверь. 1. Пожар в лесу, как говорят очевидцы, страшное зрелище. 2. Дождь, как мне кажется, никогда не утихнет. 3. Соревнование, я уверен, состоится. 4. С этим разговором, я думаю, медлить нельзя.
26 Задание. Выпиши в один столбик предложения, в которых выделенные слова являются членами предложения, а в другой – предложения, в которых они являются вводны ми словами. Расставь знаки препинания. Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. Мы кажется многого (не) предусмотрели. Окно должно быть открыто всю ночь. Окно должно быть забыли закрыть на ночь. Ты может быть хочешь поехать на экскурсию? Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.
28 Выполни задание. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Выбери ответ и запиши его в тетрадь. 1. Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила. 1) 1, 2 2) 4, 5 3) 3 4) 1, 2, 3, 4, 5 2. В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
29 3. За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской. 1) 1,2 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,4 4) 1,5 4. Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4
30 5. Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно. 1) 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 6. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2
31 7. Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания. 1) 1, 2, 4,5 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 3
32 Задание. Прочитай текст. Определи проблему, поднятую автором.(устно) 1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда непридет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека. (Д. С. Лихачев)
33 Задание. Запиши в тетрадь своё мнение по поводу проблемы, поднятой автором. Используй вводные слова и предложения.
34 Задание. Прочитай текст, спиши его, расставь недостающие знаки препинания и объясни их. (1)Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна пр…образовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики осветительных приборов вынужде…ы задумываться и о других факторах: во-первых, об экологической безопасности, безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетичности. (3)Безусловно совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)Например в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использовать во флюресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ малоэффективен. (6)Если в ртутной лампе есть возможность получать 60 люмен (люмен – единица измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой – только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тратится больше, а следовательно больше сжигается ископаемого топлива.
35 Задание. ( все задания письменно) 1. Спиши текст в тетрадь. 2. Определите тип речи текста. Ответ обоснуй. 2. Определи стиль этого текста. 3. Определи средства связи 2 и 5, 4 и 5 предложений, 4. Укажи номер(-а) предложения(-ий) с вводными словами. Устно ответь. Какие значения имеют вводные слова? Сделайте вывод о роли вводных слов в данном тексте.
36 Познакомимся с друзьями вводных слов и вводных предложений – вставными конструкциями. Почему их выделяют в отдельную группу «слов, грамматически не связанных с предложением»? Попробуем разобраться. Обычно вставные конструкции заключают те или иные сведения, необходимость в которых замечается говорящим, когда он уже приступил к высказыванию мысли, вследствие чего начатое предложение прерывается и в него вводится необходимое сообщение. Вставные конструкции более самостоятельны и даже могут стать независимыми предложениями. Вставные конструкции помогают пониманию того предложения, в которое они включены. Таким образом, главное отличие вставных конструкций от водных слов и предложений заключается в том, что первые несут дополнительную информацию, которая дополняет, уточняет высказывание; вторые, наоборот, никакой дополнительной информации, важной для понимания всего предложения в целом, не несут.
37 Задание. Перепиши, расставляя знаки препинания. 1. На озере оно называлось Лариным прудом всегда плавало много ряски. (Пауст.) 2. Сначала это было в апреле он поехал к себе в свою родовую Ковринку и здесь прожил в уединении две недели. (Ч.) 3. Алексей читатель уже узнал его пристально глядел на молодую крестьянку. (П.) 4. Мать и дочь Павловские это была их фамилия всё время сидели в своём флигельке и в саду не появлялись. 5. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. Но подумал я старый смотритель может быть уже сменен вероятно Дуня уже замужем. (П.) 6. Предусмотрительный командир ещё до приезда разведки приехала она ночью выставил усиленную охрану. 7. Он меня вы знаете очень уважает. (Т.) 8. Вы вижу я охотник песни слушать. (Кр.) 9. Уже я думаю около полуночи к нам подъехали старичок и Василий догонявшие оторвавшихся лошадей. (Л. Т. 10. Вот у меня я думаю получше глаза. (Г.)
38 Домашнее задание. П. 33, 34. Ответы на задания по тексту (см. дневник) отправить на электронный адрес:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.