Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТарас Демихов
1 Дом-музей Мамина-Сибиряка Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (Настоящая фамилия - Мамин)
2 Жизнь и творчество. Биография Родился в семье священника в Висимо-Шайтанском Заводе, ныне посёлок Висим Свердловской области. Учился в Пермской духовной семинарии ( ). В 1872 поступил на ветеринарный факультет Петербургской медико-хирургической академии; не окончив её, перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В 1877 был вынужден из-за бедности оставить учёбу и уехать на Урал, где находился до Затем жил в Петербурге и Царском Селе. Начал печататься в Первое произведение «Тайны зелёного леса» посвящено Уралу. С 1882 начинается второй период его литературной деятельности. С появления очерков из приисковой жизни «Старатели» Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность. Выходят его уральские рассказы и очерки: «На рубеже Азии», «В камнях», «Все мы хлеб едим», «В худых душах», «Золотуха», «Бойцы», «Переводчица на приисках», «Дикое счастье», «Авва», «На Шихане», «Башка», «Гроза», «Блаженые» и другие. В них уже явно намечается авторский стиль: стремление к изображению природы и её влияния на человека, чуткость к переменам, совершающимся вокруг. С одной стороны, автор живописал полную гармонии величественную природу, с другой - людские неурядицы, тяжкую борьбу за существование.
3 Подпись Мамин-Сибиряк осталась за писателем навсегда. Но многие свои вещи, в особенности этнографические статьи, он подписывал псевдонимами Баш-Курт и Оник. В 1883 появился первый его роман из заводской жизни на Урале: «Приваловские миллионы». Автор характеризует людей труда, типажи, фигуры, новые в русской литературе. Второй роман - «Горное гнездо » (1884) описывает горно-заводский край с разных сторон. Здесь Мамин выразил свою идею о стихийных силах, слепо действующих в жизни. Естественным продолжением «Горного гнезда» является роман «На улице», где действие происходит в Петербурге. В нём показано становление капитализма, сопровождающееся ломкой старого уклада жизни, прежних идеалов, идейными шатаниями и поисками в среде представителей интеллигенции. В романе «Три конца» (1890) автор рассказывает о жизни раскольников на Урале. В 1891 Мамин-Сибиряк окончательно перебрался в Петербург. К этому времени относятся его большой роман «Хлеб» (1895) и повесть «Братья Гордеевы». Романом он закончил серию произведений, рисующих Малую Родину, её нравы, обычаи, общественную жизнь, дореформенный и пореформенный быт. Множество рассказов посвящено всё тому же краю.
4 Мамин-Сибиряк выступает также как писатель о детях и для детей, Его сборник «Детские тени» имел очень большой успех. Пониманием детской психологии отмечены «Алёнушкины сказки» ( ), рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студёной» (1892), «Серая шейка» (1893) и другие. Мамин-Сибиряк автор романа «Золото», рассказов и очерков «Родительская кровь», «Лётные», «Лес», «Отрава», «Последняя треба», «Лебедка», сборника «Около господ». Его перу принадлежат также драматические произведения, легенды, исторические повести. Некоторые произведения отмечены чертами натурализма. Свои первые шаги в литературе, сопровождавшиеся приступами острой нужды, отчаяния, автор описал в романе «Черты из жизни Пепко» (1894). В нём раскрыты миросозерцание писателя, принципы его веры, взгляды, идеи; альтруизм соседствуете отвращением к людской недоброжелательности, к грубой силе, пессимизм - с любовью к жизни и тоской о её несовершенствах. Художественный талант Мамина-Сибиряка высоко ценили Н. С. Лесков ( ), А. П. Чехов ( ), И. А. Бунин ( ).
5 Музей Д. Н. Мамина-Сибиряка открыт 1 мая 1946 года. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк ( ) - писатель, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Уралом и Екатеринбургом. Д. Н. Мамин-Сибиряк родился в поселке Висимо-Шайтанского завода (ныне поселок Висим) в семье священника. Учился в Екатеринбургском духовном училище ( гг.), Пермской духовной семинарии ( ) и в двух петербургских вузах: Медико- хирургической Академии и Университете. В 1877 году Д. Н. Мамин вернулся на Урал. На постоянное жительство в Екатеринбург переехал в марте 1878 года. Дом (постройка х гг.) на ул. Пушкина, 27 (бывш. Соборная, 27) писатель купил у вдовы А. Ф. Сушиной в 1885 году за рублей на гонорары от первых своих романов "Приваловские миллионы" и "Горное гнездо ". Здесь поселились мать писателя А. С. Мамина, его сестра Лиза и старший брат Николай. Сам же Дмитрий Наркисович жил в доме жены М. Я. Алексеевой, но ежедневно навещал своих родных.
6 Дом принадлежал Д. Н. Мамину-Сибиряку и после его отъезда в Петербург в 1891 году. Здесь остались члены его семьи. Перестройка дома делалась с согласия писателя. В конце 1891 года мать и сестра писателя расширили дом, сделав к нему справа кирпичную пристройку с прихожей и комнатой для брата писателя Николая, холодные же сени слева были переделаны в столовую. Одновременно дом был облицован с фасада в один ряд кирпичом. В 1903 году Д. Н. Мамин-Сибиряк приезжал в Екатеринбург, и видел дом уже в перестроенном виде. До 1919 года в нем жила семья сестры писателя Елизаветы Наркисовны Маминой (Удинцевой). После смерти Дмитрия Наркисовича дом стал принадлежать его дочери Елене. Она прожила недолгую жизнь, скончавшись через два года после смерти отца в возрасте 22 лет. Незадолго до смерти Аленушка составила завещание, по которому дом по ул. Пушкинской, 27 (Соборная улица в 1899 году была переименована в Пушкинскую) после смерти ближайших родственников переходил г. Екатеринбургу: "Настоятельно прошу устроить в этом городе и по возможности в завещанном доме -музей Мамина- Сибиряка", - писала она. Идея создания музея в этом доме родилась в 1926 году в комиссии по увековечению памяти писателя, созданной членами Общества А. П. Чехова и его эпохи, действовавшей при Румянцевском музее в Москве. Начавшуюся в 1940 году работу по созданию музея прервала война. Музей был открыт лишь в 1946 году. В 40-е годы был произведен капитальный ремонт дома, а в гг. он был отреставрирован. Позднее к дому была сделана пристройка для размещения выставочного зала, сначала фондохранилища, а затем научной библиотеки.
7 Собственный дом Д. Н. Мамина-Сибиряка деревянный, рубленый, с бутовым оштукатуренным цоколем и подвалом, кирпичной пристройкой справа. Фасад облицован кирпичом лишь с улицы, крыша железная. Окна с фасада имеют оштукатуренные наличники, со двора - дощатые ставни. Парадное крыльцо сложено из старинных гранитных плит, над ним металлический навес с ажурными боковинами. Из-за ветхости подлинный навес был заменен во время реставрации дома другим, снятым со старого екатеринбургского строения. В доме восемь комнат, считая бывшую кухню и прихожую. Службы и приусадебный участок не сохранились. Теперь при доме небольшой двор, замкнутый со всех сторон современными строениями. В данное время в музее работает новая экспозиция, которая учитывает особенность и специфику собственного дома писателя. Восстановленные мемориальные комнаты, история семьи Маминых является фоном, на котором разворачивается рассказ о жизни Д.Н.Мамина-Сибиряка. Тема семьи, богато представленная в автобиографических произведениях писателя, органично вплетается в повествование о его творчестве. Авторами научной концепции являются Н. П. Крякунова и Г. Ю. Колмогорцева.
8 Настоящая экспозиция соответствует требованиям современного архитектурно-художественного оформления. Авторами являются А. А. Тавризов и Е. А. Ратновская. Они придумали уникальное музейное оборудование: шкафы-витрины, разработанные специально для музея Д. Н. Мамина-Сибиряка. На первый взгляд, они ничем не отличаются от мебели конца 19-го - начала 20-го века и прекрасно вписывается в мемориальные интерьеры. На самом деле, у каждого из этих предметов своя тайна. В первом шкафу, изготовленном в виде буфета, представлена история создания трех уральских романов Д. Н. Мамина-Сибиряка: "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Три конца ". Рядом в импровизрованном комоде - материалы по теме: "Д. Н. Мамин - журналист". В конторке представлена информация об "Уральских рассказах" и эстетических принципах писателя. В витринах петербургской комнаты находятся экспонаты, представляющие творчество писателя последних двадцати лет. Перед посетителями предстает Мамин - писатель и человек, раскрывается мир его творчества, художественное видение, эстетическое кредо... Последняя комната по своему художественному решению созвучна первой. На стене - многочисленные фотографии литературного окружения и, как признание таланта, трогательное письмо М. Горького: "В день сорокалетия великого труда Вашего, люди, которым Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык почтительно и благодарно кланяются Вам, писателю воистину русскому". Обновленный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка в г. Екатеринбурге ждет своих посетителей, милости просим!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.