Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИнесса Осьмухина
1 Система контроля качества образовательного процеса в школе Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru
2 «…до тех пор, пока не будет проломлена стена между теорией воспитания и обучения нормального и ненормального ребенка,… обе педагогики – и специальная и общая останутся неполными, а дефектология будет по необходимости беспринципной». Л.С. Выготский
3 качествосвойство уровень цвет, вкус, форма, знания, навык, внимание, температура, вес, скорость………. соответствие требованиям стандартов качества, соответствие уровню запланированного результата, вектору поставленных целей………… ЧТО ИЗМЕРЯЕМ КАК ИЗМЕРЯЕМ Качество – существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого Качество- степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия того, какими они должны быть
4 В теории социального управления качество социальной системы определяется как: уровень достижения поставленных целей соответствие неким стандартам степень удовлетворения ожиданий потребителя.
5 В.А. Сластенин и др. «Внутришкольный контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметна с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа» Ю.А. Конаржевский «… внутришкольный контроль - одна из важнейших управленческих функций…» П.И. Третьяков «Внутришкольный контроль - вид деятельности… по установлению соответствия функционирования и развития всей системы УВР школы на диагностической основе»
6 2004. Боровикова Т.И., Морев И.А. « … внутришкольного контроля, определяемого как наблюдение, изучение, проверка, мониторинг (отслеживание каких-либо явлений или объектов), сбор и обработка информации, ее анализ, систематизация, выявление состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности» Н.С. Толстов « Эффективность внутришкольного управления находится в прямой зависимости от уровня организации контроля администрацией школы на основе личностно-правового подхода, предусматривающего обеспечение и уважение прав и свобод личности каждого участника образовательного процесса в пределах охраняемых государством и органами власти, школой норм. Сущность внутришкольного контроля должна заключаться в оказании профессиональных услуг персоналу».
7 При разработке модели оценки качества ВШК необходимо рассмотреть его как объектную систему (как ВШК спроектирован) как процессную систему (как ВШК реализуется).
8 Объекты управления качеством в школе. Качество образователь- ного процесса в школе Качество результатов Качество самого процесса: условий, ресурсов, событий Качество управле- ния
9 Отсутствие единого критериального оценивания успехов детей, снижающие валидность оценки результатов деятельности как ученика, так и учителя требует пересмотра и совершенствования в ВШК систем оценивания на основе критериального и компетентностного подходов в оценке уровня учебного успеха ученика; За последние годы автору удалось выявить ресурсы ВШК в решении наиболее острых проблем современного образования: Рост числа учащихся с низким уровнем обучаемости требует введения в систему ВШК мониторинга не только уровня обученности по предметам, но и уровня развития других внутренних ресурсов ученика, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах;
10 Недостаточный уровень компетентности педагогов и школьных управленцев в обеспечении субъектной позиции ученика требует, в первую очередь, мотивации учителей на самосовершенствование, здесь введение в ВШК мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям и умениям, лежащим в основе индивидуализации образования. Недостатки во внедрении инноваций требуют выстраивания ВШК научно-методической работы в школе на основе критериального и компетентностного подходов;
11 Группы критериев качества Массовая школа Школа КРО Качество результатов Качество процесса Качество управления Уровень ДинамикаУровеньУровень УровеньУровень
12 Пространство реализации профессиональной компетентности учителя Федеральный государственный образовательный стандарт Наша Новая школа Программы региональные Новая система оплаты труда Квалифика- ционный справочник
13 ПРИКАЗ от 26 августа 2010 г. N 761н Учитель Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, … современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
14 Обязательная составляющая принцип критериального оценивания системно-деятельностного подхода к проектированию и реализации ВШК – принцип критериального оценивания
15 Система оценивания качества Система оценивания качества – главный интегрирующий фактор школьного образовательного пространства, основное средство диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи Система оценивания качества воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в основу образовательного процесса в целом
16 При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником, родителями и учредителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.
17 система оценивания и самооценивания В общем, система оценивания и самооценивания – это механизмсаморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
18 каче ство Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Показатель 2.1. Показатель 2.2. Показатель Уровневый дескриптор (описание уровней качества достижения): 0 баллов - …….. 1 балл - …………. 2 балла ………….
20 «…подробность какого-нибудь описания всегда в ущерб его точности» Искусство управления в том, чтобы одновременно с анализом подробностей и деталей не упускать из виду целого. М. Цветаева
21 УПРАВЛЕНИЕ В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ В РЕЖИМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Прохождение программ Усвоение обязательного минимума Выполнение валеологических требований Режимные моменты и т.д. Развитие ученика Рост компетенций учителя Модернизация оснащения Освоение новых технологий и т.д. ОЦЕНИВАЕМ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ как ПРОБЛЕМУ ОЦЕНИВАЕМ ОТСУТСТВИЕ ИЗМЕНЕНИЙ как ПРОБЛЕМУ
22 ФГОС ВШК качества Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации основной общей программы Требования к структуре основной образовательной программы 1.Учебно-воспитательный процесс 2. Педагогические кадры 3. Учебно-материальная база ?
23 ФГОС ВШК (в соответствии с требованиями ФГОС) Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации основной общей программы Требования к структуре основной образовательной программы Качество результатов Качество результатов - по ученику Качество процесса Качество системы управления Качество системы управления - по качеству ВШК, по компетентности администрации По кабинетам, мат- техническому оснащению По компетентности учителя По событиям, по урокам
24 Практически во всех школах отсутствовали: уровневые дескрипторы оценки качества уроков, большинства внеурочных событий (нигде, например, не обнаружены показатели качества экскурсионной деятельности). практически нигде, кроме школ системы Международного Бакалавриата, не реализуется критериальный подход к оцениванию качества образовательных результатов. Результаты исследований автора
25 Практически отсутствует мониторинг профессиональной компетентности учителя, лежащий в основе проектирования и направлений развития методической системы в целом и в основе проектирования индивидуальной траектории профессионального развития учителя.
26 Управление качеством результатов Управление качеством процесса Управление качеством управления
29 Личностные образовательные результаты Уровень социализированности и воспитанности Уровень обученности Уровень сформированности ценностей ЗОЖ ВШК качества результатов Динамика
33 Содержание предмета, которое поддерживает данные результаты Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение Компетентность учителя
34 Ресурсы реализации качества образовательных результатов в системе «учитель-ученик» ученика учителя Содержание предмета Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение Компетентность учителя
35 ВШК качества процесса Качество обучающей предметной деятельности Качество планирования и организации уроков по предмету Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся Качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД)
36 Требования к занятию Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ 2 – требование выполнено 1 – есть резервы 1 – есть резервы 0 - требование практически не выполнено Сумма баллов Качество урока Сумма баллов х 100% 16 56%81% 100 – 85% оптимальный уровень 84 – 60% допустимый уровень 59 – 50% - критический уровень менее 50% - недопустимый уровень
37 ВШК качества процесса Качество обучающей предметной деятельности Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе Качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. Качество реализации требований Закона об инклюзии - деятельности по обучению детей с ОВЗ Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета как ресурса образовательного пространства школы Качество деятельности педколлектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника»
38 Качество системы воспитательной работы Содержание и структура программы воспитательной работы (духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни) Качество реализации программы воспитательной работы Качество работы с родителями ВШК качества процесса
39 Качество научно- методической системы школы Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе Качество методической деятельности М/О, предметных кафедр Качество реализации программы педагогического эксперимента Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы Качество деятельности социально- психологической службы
41 Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление Стратегическое,опережающее управление
42 1. Управленческую составляющую общей компетентности учителя в настоящее время можно назвать системообразующей, важнейшей, определяющей результативность и оптимальность деятельности учителя, особенно на этапе модернизации и введении ФГОС 2. Каждый учитель может овладеть управленческими технологиями и знаниями на достаточном и оптимальном уровнях. 3. Учитель, владеющий управленческой компетенцией на высоком уровне, может обеспечить положительную динамику в обученности и общем развитии каждого ученика.
43 5. Качество педагогического общения можно повысить, если все члены коллектива будут обучаться технологиям управления общением. 4. Освоение учителем технологий управления в системе «учитель-ученик» должно проходить обязательно параллельно с изменениями в общей системе управления школой. 6. Реализация учителем требований ФГОС к метапредметным результатам в виде регулятивных универсальных учебных действий ученика обеспечит необходимые условия для развития ученика как субъекта реализации собственных управленческих функций.
44 Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты 1. Требования к квалификации. ПРИКАЗ от 26 августа 2010 г. N 761н ( за что платят учителю…) 2. ФГОС (три группы требований к качеству образовательного процесса) 3. …
45 Критерии: 1.Образовательные достижения учащихся, обучающихся у данного учителя 2. Качество деятельности учителя по созданию условий и реализации ресурсов для учебного успеха учащихся (качество обучающей деятельности учителя) 3. Качество воспитательной деятельность педагога, классного руководителя, воспитателя, тьютора 4. Качество деятельности учителя по совершенствованию собственного профессионализма 5. Качество деятельности учителя как члена единого профессионального коллектива
47 ВШК качества управления Качество образовательной программы школы Структура программы, содержание и механизмы её реализации (стр ФГОС ООБ) Качество управления образовательным процессом Состав и структура ВШК Качество процесса реализации ВШК как ресурса управления Качество управления реализацией требований государственных документов Выполнение СанПин, ГОСТ и т.д.
48 ВШК качества управления Качество выполнения Положения о документообороте ОУ Полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками ОП Качество управления материально- технической базой ОП Достаточность и качество оснащения образовательной среды школы Качество управления профессиональным ростом педагогов школы Наличие и реализация необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты Компетентность субъектов управления Уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения
49 Критерии оценкиБаллы 1. Объективность контроля по мнению учителя 4,7 2. Администрация замечает положительные результаты и успехи 3,9 3. Учитель делится своими проблемами по время контроля 4,5 4. Учитель имеет право отстаивать свою точку зрения 4,3 5. Учитель получает помощь, если это ему необходимо 3,9 6. У администрации возрастает доверие к учителю после ВШК 3,1 7. Учитель считает, что после контроля администрации работает лучше 2,7 8. Учитель считает, что контроль приносит пользу 3,0
50 Система управления качеством как объектная система. Соответствие состава и структуры системы управления в школе принципам социального управления демократизаци и и гуманизациидемократизаци и и гуманизации оптимального сочетания централизации и децентрализации в управленииоптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении системности целостностисистемности целостности научностинаучности Критерии качества: принципы управления
51 «… Внутришкольный контроль только тогда дает положительные результаты, когда он охватывает все стороны педагогического процесса, нацелен на конечный результат, когда в нем взаимодействуют все участники педагогического процесса, когда осуществляется гуманистический подход к контролю» Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогика, – 192 с.
52 Регулятивно- коррекционная функция Планово – прогностическая функция Система управления качеством как процессная система. Качество процесса реализации ВШК как ресурса управления Критерии качества: функции управления Организационно- исполнительская функция Контрольно- диагностическая функция Информационно- аналитическая функция Мотивационно- целевая функция
53 Целью управленческой деятельности на каждом уровне управления является создание условий теми, кто управляет, для успешной деятельности тех, кем управляют. Эффективно управляем только тем, что умеем измерять. Мы не избавляемся от того, за что ругаем, но получаем то, за что хвалим.
54 операционально и диагностично представлены цели контроля по целям определено содержание (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов), для данного содержания прописан и апробирован диагностический инструментарий (формы, методы, условия и технологии измерений), определен формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы), определены механизмы обратной связи с помощью этих продуктов кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК), разработан подробный регламент управления качеством с определением функций каждого субъекта по принципу распределенной ответственности.
55 «… демократизация управления … требует объединения контроля сверху и снизу. Роль каждого члена трудового коллектива в контроле повысится при условии роста его ответственности за результаты своей работы. Практическая возможность реализации этого положения обеспечивается сочетанием самоконтроля ученика с контролем учителя; самоконтроля учителя с контролем административно-общественным, самоконтроля руководителя с общественным контролем». Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогика, – 192 с.
56 каждого Подобный подход к модернизации системы контроля качества позволяет включить каждого участника образовательного процесса в управленческую деятельность
57 «Опережающее управление - это качественное управление качеством образвания» Т.И. Шамова
58 Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования, «Учитель года Москвы -2003» Сайт: galeeva-n.uCoz.ru
59 С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.