Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАльбина Бабаева
Автор-разработчик: Доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова Мирошникова Е.М..
1 История религий
2 Автор-разработчик: Доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии и им. А.С. Хомякова Мирошникова Е.М. им. А.С. Хомякова Мирошникова Е.М.
3 1. Ранние формы религии. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и соплеменников, смерть и сон, рождение и угасание, и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и соплеменников, смерть и сон, рождение и угасание, и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений
4 Одной из самых ранних форм религии был тотемизм - представление, что все члены рода происходят от определенного животного -- тотема. Иногда тотемом считался какой-либо предмет, фетиш, и в таком случае форма религии называлась фетишизмом – поклонение определенным объектам материального мира, рукотворным или имеющим природное происхождение. Другой формой первобытной религии была магия. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными приемами и заклинаниями. Человек стал поклонятся солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова -- «анимус» -- дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа. (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Для первобытных (и не только) религий характерно поклонение чему-либо, выделяющемуся из обыденного мира, будь то камень странной формы, близнецы или гроза. Чистой формы первобытной религии не существовало. Все примитивные культы – смешение фетишизма, тотемизма, анимизма и магии.
5 2. Родоплеменные религии. Шаманизм – более сложная форма религии, основанная на анимистической идее возможности общения человека с душами умерших. Шаманизм – более сложная форма религии, основанная на анимистической идее возможности общения человека с душами умерших. Общение шамана с духами происходит в состоянии экстаза, которое достигается в ходе камланий – особых ритуалов, сопровождающихся ударами бубна, пляской, пением и другими действиями, возбуждающими психику человека. Соплеменники верят, что в это время душа Ш. отправляется в царство духов и доносит до них просьбы людей, ведет с ними переговоры, задабривает их или вступает с ними в борьбу. Общение шамана с духами происходит в состоянии экстаза, которое достигается в ходе камланий – особых ритуалов, сопровождающихся ударами бубна, пляской, пением и другими действиями, возбуждающими психику человека. Соплеменники верят, что в это время душа Ш. отправляется в царство духов и доносит до них просьбы людей, ведет с ними переговоры, задабривает их или вступает с ними в борьбу.
6 ЗОРОАСТРИЗМ (маздаизм, авестизм, огнепоклонство) – древняя иранская религия, возникшая в VII–VI вв. до н.э. Основателем считается Заратуштра. Священной книгой является Авеста. Для этой религии характерен дуализм. Весь мир разделен на две сферы: земную – мир вещей, духовную – мир душ. Во Вселенной происходит борьба добрых духов и божеств (ахуров) со злыми духами и божествами (дэвами). Специфический обряд захоронения – «выставление» трупов в дакмах (башнях молчания). Вследствие этого четыре почитаемых элемента (вода, земля, огонь, воздух) с ними не соприкасаются. В настоящее время зороастризм в основном существует в виде парсизма в Индии.
7 3. Национальные религии (иудаизм и индуизм) ИУДАИЗМ – религия еврейского народа, возникшая в I тысячелетии до н.э. на Ближнем Востоке. ИУДАИЗМ – религия еврейского народа, возникшая в I тысячелетии до н.э. на Ближнем Востоке. Вероучительное ядро религиозной доктрины иудаизма образует последовательно проведенный монотеизм, т.е. идея о том, что существует единый Бог Яхве, Творец и Промыслитель мира, вечный, всемогущий и вездесущий. Вероучительное ядро религиозной доктрины иудаизма образует последовательно проведенный монотеизм, т.е. идея о том, что существует единый Бог Яхве, Творец и Промыслитель мира, вечный, всемогущий и вездесущий. В XII–XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы. В XII–XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы. С середины XIX в. можно говорить о трех тенденциях, которые находят свое выражение в различных философских и религиозно-политических движениях иудаизма – реформистской, ортодоксальной и консервативной. С середины XIX в. можно говорить о трех тенденциях, которые находят свое выражение в различных философских и религиозно-политических движениях иудаизма – реформистской, ортодоксальной и консервативной.
8 ИНДУИЗМ – одна из древнейших и наиболее распространенных религий современного мира, наследник и продолжатель идей ведической религии и брахманизма, в Индии обозначается, как правило, термином «хинду дхарма», т.е. закон индусов. Основан на почитании богов Вишну и Шивы, а также женского аспекта Шивы-Шакти. Сохранил много элементов первобытных верований: фетишизма, анимизма, магии, тотемизма– поклонения священным животным, явлениям природы, рекам и т.д. Природа, Вселенная – небольшая, незначительная часть Бога, которая происходит путем соединения мужского и женского начал («Бог – не только отец, но и мать мира»). Бог обладает тремя главными функциями, или свойствами: созидания, сохранения и разрушения. Эти свойства высшего Бога выражают: Брахма – бог-созидатель Вселенной, Вишну – сохранитель всех миров, и Шива – разрушитель. Брахма, Вишну и Шива образуют тримурти – три лица, образа Брахмана.
9 4. Мировые религии: буддизм БУДДЗМ – самая древняя из трех мировых религий, возникшая в Индии, в VI в. до н.э. Основателем ее считается у Будда, бывший принц Сиддхартха, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой – «просветленным» (отсюда и название этой религии). БУДДЗМ – самая древняя из трех мировых религий, возникшая в Индии, в VI в. до н.э. Основателем ее считается у Будда, бывший принц Сиддхартха, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой – «просветленным» (отсюда и название этой религии). В середине I в. Б. проникает в ареал «иероглифической» культуры, несколько позже – в Тибет, Центр. Азию, Монголию (в этих регионах превалировала махаяна). Процесс адаптации буддизма к местным религиозным и культурным традициям происходил одновременно с дальнейшей разработкой его фундаментальных положений, в результате чего за пределами Индии возникло немалое количество буддийских школ, как правило, со строго систематизированными доктринами. В середине I в. Б. проникает в ареал «иероглифической» культуры, несколько позже – в Тибет, Центр. Азию, Монголию (в этих регионах превалировала махаяна). Процесс адаптации буддизма к местным религиозным и культурным традициям происходил одновременно с дальнейшей разработкой его фундаментальных положений, в результате чего за пределами Индии возникло немалое количество буддийских школ, как правило, со строго систематизированными доктринами. В отличие от других мировых религий в Б. отсутствует сравнимое с Библией или Кораном единое для его направлений и школ Священное Писание. Буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христианских или исламских конфессий. Общим, однако, является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего. В отличие от других мировых религий в Б. отсутствует сравнимое с Библией или Кораном единое для его направлений и школ Священное Писание. Буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христианских или исламских конфессий. Общим, однако, является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего.
10 ЛАМАИЗМ – различные течения буддизма в северном ареале распространения этой религии (Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия). Образован от тибетского слова «лама» («высший»), которымрым именуют буддийских монахов в названных регионах. Однако Далай-лама XIV, нынешний глава буддистов (точнее, лидер одной из ведущих школ – гелугпа) призвал отказаться от употребления этого термина из-за его искусственного характера (ни одно течение буддизма так себя не называет), а также из-за дискредитации его официальной пропагандой КНР и предложил говорить о национальных формах буддизма (тибетском, монгольском и т.д.). В ламаизме развилась и стала одной из центральных отсутствующая практически во всех буддийских направлениях доктрина о воплощении в избранных представителях человеческого рода существ ламаистского пантеона. В частности, далай-ламы считаются воплощениями (тибетский «тулку» – «телами воплощения» ) бодхисаттбы Авалокитешвары. Ламаизм воспринимал элементы добуддийских верований тибетцев, монголов, бурят и др., прежде всего культы природы и предков, религиозную практику шаманского типа, что придает ему своеобразные черты в соответствующих регионах распространения.
11 ХРИСТИАНСТВО (греч. Х – букв. помазанник) – религия, являющаяся наряду с буддизмом и исламом мировой религией. Основу вероучения христианства составляет Священное Писание – Библия и Священное Предание. Основные христианские догматы: догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Xристианство возникло в I в. н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи. Первоначальное христианство существовало в виде разрозненных общин. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и всех группировок, – это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. 5. Мировые религии: христианство
12 Процесс формирования и утверждения вероучения, культа и организации христианской церкви был длительным, растянулся на несколько веков. Существовала устная традиция распространения христианства путем проповедей, рассказов, т.е. «благовествования». В те времена второе пришествие Христа ожидалось скоро, эсхатологические настроения были очень сильны, обещания спасения обращались к «этому» поколению, поэтому представлялась наиболее важной задачей именно проповедь и сохранение чистоты веры. Первыми жанрами нарождавшейся христианской литературыры были откровения (записи видений, предвещавших конец света), послания (письма сторонникам учения), записи поучений и преданий об Иисусе и апостолах. Постепенно писаний становилось все больше и больше. Появилось множество книг: евангелий, посланий, откровений, деяний отдельных апостолов. Многие из этих книг признаны в церковной традиции «апокрифическими». После длительного строгого отбора был утвержден канон произведения, включенные в состав Нового Завета, почитающиеся христианами как боговдохновенные и священные: 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 послание апостолов (автором 14 посланий считается Павел, остальные 7 посланий, согласно традиции, написаны: Иаковом – 1 послание, Петром – 2 послания, Иоанном – 3 послания и Иудой – 1 послание) и Апокалипсис (Откровение) Иоанна. Процесс формирования и утверждения вероучения, культа и организации христианской церкви был длительным, растянулся на несколько веков. Существовала устная традиция распространения христианства путем проповедей, рассказов, т.е. «благовествования». В те времена второе пришествие Христа ожидалось скоро, эсхатологические настроения были очень сильны, обещания спасения обращались к «этому» поколению, поэтому представлялась наиболее важной задачей именно проповедь и сохранение чистоты веры. Первыми жанрами нарождавшейся христианской литературыры были откровения (записи видений, предвещавших конец света), послания (письма сторонникам учения), записи поучений и преданий об Иисусе и апостолах. Постепенно писаний становилось все больше и больше. Появилось множество книг: евангелий, посланий, откровений, деяний отдельных апостолов. Многие из этих книг признаны в церковной традиции «апокрифическими». После длительного строгого отбора был утвержден канон произведения, включенные в состав Нового Завета, почитающиеся христианами как боговдохновенные и священные: 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 послание апостолов (автором 14 посланий считается Павел, остальные 7 посланий, согласно традиции, написаны: Иаковом – 1 послание, Петром – 2 послания, Иоанном – 3 послания и Иудой – 1 послание) и Апокалипсис (Откровение) Иоанна.
13 ИСЛАМ (араб. – предание себя Богу, покорность) – одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. ИСЛАМ (араб. – предание себя Богу, покорность) – одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. Ислам возник в Аравии в VII в., его основатель – пророк Мухаммед. Основу вероучения составляют Коран и Сунна; основной догмат – поклонение единому Богу – Аллаху и признание пророка Мухаммеда посланником Аллаха. Ислам возник в Аравии в VII в., его основатель – пророк Мухаммед. Основу вероучения составляют Коран и Сунна; основной догмат – поклонение единому Богу – Аллаху и признание пророка Мухаммеда посланником Аллаха. Ислам опирается на пять «столпов веры» (аркан ад-дин): 1) исповедание веры, т.е. произнесение шахады (свидетельства) –«Нет никакого божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха»; 2) ежедневная пятикратная молитва – намаз; 3) соблюдение ежегодного тридцатидневного поста в месяц рамадан; 4) обязательная уплата ежегодного налога – закят; 5) паломничество (хаджж) в Мекку хотя бы один раз в жизни, если позволяют физические и материальные возможности. Ислам опирается на пять «столпов веры» (аркан ад-дин): 1) исповедание веры, т.е. произнесение шахады (свидетельства) –«Нет никакого божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха»; 2) ежедневная пятикратная молитва – намаз; 3) соблюдение ежегодного тридцатидневного поста в месяц рамадан; 4) обязательная уплата ежегодного налога – закят; 5) паломничество (хаджж) в Мекку хотя бы один раз в жизни, если позволяют физические и материальные возможности. 6. Мировые религии: ислам
14 Ислам уделяет большое внимание семье – основной ячейке мусульманского общества. Вопрос женской религиозности рассматривается как один из основных принципов поддержания исламских ценностей и духовного воспитания детей. Исключительно важное место занимают в исламе дозволенные, порицаемые и неодобряемые законами шариата установки. Имеются пищевые запреты: запрещено употреблять в пищу кровь, мертвечину, алкогольные напитки, свинину. Следует упомянуть также о запретах на использование золотой и серебряной посуды, на некоторые виды золотых украшений, шелковые и золототканые одежды и т.п. Эти запреты связаны с исламской доктриной, порицающей чрезмерное увлечение земными благами и богатством. Ислам играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях. Усиливается роль стран мусульманского Востока в мировой экономике и социальном развитии. Капиталы нефтедобывающих стран этого региона, хранящиеся в зарубежных международных банках, являются важным ресурсом развития экономики многих стран. Из тринадцати членов организации ОПЭК (Организация экспортеров нефти) десять мусульманских стран – Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия. В последние годы возникли десятки региональных и международных исламских политических, экономических, культурных организаций.
15 7. НРД (новые религиозные движения) И отечественные, и западные ученые сходятся во мнении, что пока невозможно дать адекватное определение феномену НРД. Профессор социологии религии Лондонской школы экономики и политических наук Айлин Баркер констатирует: «Самое главное обобщение, которое можно сделать о НРД – это невозможность обобщения о них. Они различаются своими традициями и внутри этих традиций». Наиболее правильным употребление термина НРД нам представляется по отношению к религиям, вышедшим за рамки доктринальных положений традиционных конфессий, а исследование должно акцентироваться не столько на возрасте религий, а сколько на их социокультурной альтернативе, свойственной новым мировоззренческим исканиям. Их «новизна» заключается в том, что они действуют в другом культурном контексте.
16 Среди распространенных в Тульской области НРД можно выделить Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и Международное общество сознания Кришны. Среди распространенных в Тульской области НРД можно выделить Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и Международное общество сознания Кришны. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней религиозная организация реставрационистского происхождения, наиболее крупная ветвь мормонизма. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает себя восстановленной раннехристианской церковью, созданной Иисусом Христом, которая исчезла в результате великого отступничества, последовавшего вскоре после смерти Апостолов Христа. Члены организации «святые последних дней» считают веру в Иисуса Христа и искупление краеугольным камнем своей религии. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней религиозная организация реставрационистского происхождения, наиболее крупная ветвь мормонизма. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает себя восстановленной раннехристианской церковью, созданной Иисусом Христом, которая исчезла в результате великого отступничества, последовавшего вскоре после смерти Апостолов Христа. Члены организации «святые последних дней» считают веру в Иисуса Христа и искупление краеугольным камнем своей религии. Международное общество сознания Кри́шны - индуистская религиозная организация, основанная бенгальским монахом Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 году в Нью-Йорке. МОСК описывается как наиболее крупная и, возможно, наиболее влиятельная ветвь гаудия-вайшнавизма одного из монотеистических течений кришнаитской бхакти, начатого индуистским святым и реформатором Чайтаньей в Восточной Индии в начале XVI века. Последователи гаудия-вайшнавизма поклоняются Кришне как верховной ипостаси Бога и известны как кришнаи́ты или вайшна́вы. Философия и богословие гаудия- вайшнавизма базируются на таких священных текстах индуизма, как «Бхагавад-гита», «Бхагавата-пурана» и «Иша-упанишада». Международное общество сознания Кри́шны - индуистская религиозная организация, основанная бенгальским монахом Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 году в Нью-Йорке. МОСК описывается как наиболее крупная и, возможно, наиболее влиятельная ветвь гаудия-вайшнавизма одного из монотеистических течений кришнаитской бхакти, начатого индуистским святым и реформатором Чайтаньей в Восточной Индии в начале XVI века. Последователи гаудия-вайшнавизма поклоняются Кришне как верховной ипостаси Бога и известны как кришнаи́ты или вайшна́вы. Философия и богословие гаудия- вайшнавизма базируются на таких священных текстах индуизма, как «Бхагавад-гита», «Бхагавата-пурана» и «Иша-упанишада».
17 8. Будущее религии Религиозная реставрация нередко культивирует дух религиозной исключительности и нетерпимости, религиозности, "закрытой" для не- посвященных и являющейся достоянием избранных, верных. Основанием притязании на исключительность служит уверенность в монопольном обладании истиной. В религиозном сознании сегодня представлена, и довольно широко, противоположная тенденция, тип религиозности, которую можно ха- рактеризовать как "открытую", открытую контактам с другими религиями (межрелигиозному диалогу, экуменизму) и даже с таким феноменом, как гуманизм. Обновление религии в современном мире возможно лишь на пути обретения нового религиозного опыта, опыта человеческого в человеке. Если наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества населяющих ее миллиардов людей, то будущее религии зависит от того, в кикой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.