Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДмитрий Тарараев
1 Урок-конференция
2 Сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.
4 Слово «норма» латинского происхождения и обозначает буквально «руководящее начало, правило, образец».
5 Социальные нормы Моральные нормы Обычаи и традиции Правовые нормы Политические нормы Религиозные нормы Эстетические нормы традиции религиозные моральные эстетические правовые политические
7 Нормы – это предписания того, как надо правильно себя вести в обществе Санкции (лат. «строжайшее постановление») – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания – запреты или разрешения что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).
8 Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Санкции Позитивные направлены на поощрение Негативные Направлены на пресечение нежелательного поведения
9 Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Санкции Формальные Применяются в соответствии с определёнными правилами Неформальные Проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения
10 Выделяют 4 вида санкций: Формальные позитивные санкции Публичное одобрение со стороны официальных организаций Неформальные позитивные санкции Публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты и др. Формальные негативные санкции Наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, распоряжениями Неформальные негативные санкции Наказания, не предусмотренные официальными инстанциями
12 Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимися (девиантным)
13 Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (преступное).
14 Одобряемое поведение «Твёрдые середняки» Неодобряемое поведение 10-15% национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, писатели и др 70% люди с несущественными отклонениями 10-15% предатели, террористы, преступники, вандалы и т.д. В нормально развивающихся странах
15 Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение – это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.
16 Тип объяснения Теория девиации Автор Основная идея Биологическое Физические черты связаны с преступными наклонностями. Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов Ч.Ломброзо У.Г.Шелдон Физические особенности являются причиной девиации
17 Тип объяснения Теория девиации Автор Основная идея Психологическое Психоаналитичес кая теория З.ФрейдКонфликты, свойственны е личности, вызывают девиацию
18 Тип объяснения Теория девиации Автор Основная идея Социологическое АномияЭ.ДюркгеймДевиация, в частности самоубийство, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм
19 Выявления девиантного поведения подростков в Новоторъяльском, Звениговском, Советском районах республики Марий Эл.
20 В исследовании приняли участие 15 респондентов: 9 девушек, 6 юноши. Возраст от 15 до 19 лет.
21 Как бы Вы хотели проводить свое свободное время?
22 Отношение к употреблению алкоголя
23 Есть ли среди Ваших знакомых те, которые принимают наркотики (токсические вещества)?
24 Из 11 респондентов наркотики пробовал только один
25 Какие причины пробуждают подростков принимать наркотики? стремление получить удовольствие, ложная романтика, пытаются с помощью наркотиков решать свои проблемы с противоположным полом, одиночество, любопытство, горе, болезнь, материальные трудности в семье, подражают сверстникам, влияние телевидения, не знают, чем заняться в свободное время.
26 Если кто-либо из Ваших друзей принимает наркотики, знают ли об этом родители?
27 Почти все респонденты считают, что наркотики – это болезнь, только 1 человек написал, что это приятное времяпровождение.
28 Что необходимо предпринять, чтобы наркомания и токсикомания не распространялись среди молодежи?
29 Как вы обычно проводите свободное время?
30 (решение ситуативных задач)
31 1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? 1)В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. 2)Этические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах. 1) верно только А Ответ:
32 2. Эстетические нормы 1)закрепляются в государственном законодательстве. 2)обеспечиваются силой государственного принуждения 3)основаны на вере в сверхъестественные силы 4)закрепляют представление о прекрасном и безобразном 4) з акрепляют представление о прекрасном и безобразном Ответ:
33 3. Все виды социальных норм характеризует признак: 1)выполнение роли регулятора поведения людей 2)направленность на формирование положительных качеств личности 3)закрепление в соответствующих актах, законах 4)закрепление в форме неписаных норм поведения 1) выполнение роли регулятора поведения людей Ответ:
34 4. Общим признаком как для моральных, так и для правовых норм является 1)обеспеченность силой государственного принуждения 2)отражение представлений государства о справедливости 3)регулирование общественных отношений 4)закрепление в письменной форме 3) регулирование общественных отношений Ответ:
35 5. Фермер из Дании с детства увлекается собиранием птичьих перьев, ему удалось создать Музей перьев. Какое поведение иллюстрирует этот пример? 1)негативное отклоняющееся 2)соответствующее обычаям 3)позитивное отклоняющееся 4)соответствующее традициям 3) позитивное отклоняющееся Ответ:
36 6. Премьерный показ спектакля известного режиссера сопровождался бурными аплодисментами. Это пример применения санкций 1)формальных позитивных 2)неформальных позитивных 3)формальных негативных 4) неформальных негативных 2) неформальных позитивных Ответ:
37 7. Установить соответствие между видами санкций и их формами: Ответ: 1)правительственная награда 2)Комплимент 3)ученая степень 4)аплодисменты 5)улыбка 6)лестные отзывы 7)понижение в должности А) формальные Б) неформальные АБАБББА
38 8. Установить соответствие между видами санкций и их формами: Ответ: 1)дружеская похвала 2)лишение социальных прав 3)фельетон (статья, высмеивающая какие-либо недостатки) 4)низложение с престола 5)штраф 6)вручение почётной грамоты А) позитивные Б) негативные АББББА
39 9. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу 1)социализации 2)социального контроля 3) социальной адаптации 4)отклоняющегося поведения 2) социального контроля Ответ:
40 10. Выберите верный вариант ответа: 1)примером девиантного поведения является отказ уступить место в транспорте человеку пожилого возраста; 2)примером девиантного поведения является совершение кражи со взломом; 3) верного ответа нет; 4)оба ответа верны. 1) примером девиантного поведения является отказ уступить место в транспорте человеку пожилого возраста Ответ:
41 11. Выберите верный вариант ответа: 1)примером делинквентного поведения является невыполнение домашнего задания; 2)примером делинквентного поведения является совершение изнасилования, 3) верного ответа нет; 4)оба ответа верны. 2) примером делинквентного поведения является совершение изнасилования Ответ:
42 11-10 баллов - «5» баллов - «4» баллов - «3» За каждый правильный ответ ставится 1 балл
43 Написать эссе на тему: Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец (Толстой Л. Н.)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.