Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВасилий Рындин
1 Форум НПО «Усиление потенциала организаций гражданского общества для реализации СПМРХВ на национальном и региональном уровне в регионе ВЕКЦА» International POPs Elimination Network 19 сентября 2011, Астана, Казахстан
2 Национальный план действий НПО Республики Казахстан по осуществлению СПМРХВ Аналитическое экологическое агентство «Greenwomen», г. Алматы, Казахстан, г.
3 Вопросы управления химическими веществами закреплены в основных документа, касающихся национального развития (Концепция перехода Казахстана к устойчивому развитию на 2007 – 2024 годы, Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на гг., Программа «Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы» и др.). В 2009 году была подготовлена Программа «Экология Казахстана на годы». Однако весь комплекс вопросов управления химическими веществами не нашел в этих документах отражения. Для решения проблем управления химическими веществами необходимо соответствующее финансирование из бюджетных и других источников.
4 Действующее законодательство регулирует вопросы управления химическими веществами практически на всем их жизненном цикле. Однако практика демонстрирует противоположные безопасному производству и применению химических веществ примеры. На многих предприятиях нет единой системы управления химическими веществами, отходами производства (классификация, маркировка, хранение и транспортировка), хотя нормативные требования существуют. Большую озабоченность вызывают слабая информированность не только населения, но и работников предприятий о вредном воздействии многих химических веществ на здоровье и окружающую среду. Не менее серьезную проблему представляют исторические загрязнения и существующие полигоны бытовых и промышленных отходов, несанкционированные свалки, не отвечающие требованиям ни национального, ни международного законодательства.
5 В Казахстане не разработан национальный план по реализации СПМРХВ, признанный решать все эти вопросы. Необходимы более активные действия со стороны правительства для разработки НП по СПМРХВ с привлечением общественности. Мы провели ряд встреч с представителями разных целевых групп. НПО, государственные служащие, работники промышленного комплекса отметили важность продвижения СПМРХВ, в то же время высказали мнение о необходимости распространения информации о вреде токсичных веществ. Часто на производстве не знают с какими веществами имеют дело, о их вредном влиянии на здоровье и окружающую среду. Государственные служащие не всегда получают адаптированную структурированную информацию о процессе СПМРХВ.
6 Представители разных целевых групп были осведомлены о процессе СПМРХВ. НПО понимают, что необходимо добиваться предоставления гарантий эффективного участия общественности в деятельности, связанной с осуществлением СПМРХВ. Осознали тот факт, что влияние на политику национального правительства позволит включить вопросы химической безопасности в национальные планы и стратегии развития. Для продвижения СПМРХВ необходимо усиление роли представителей гражданского общества на всех уровнях принятия решений по химической безопасности
7 Предварительно были выбраны приоритеты для дальнейших действий. В плане действий нашли свое отражение первоочередные направления для продвижения СПМРХВ: взаимодействие с широким кругом заинтересованных сторон в целях формирования адекватных подходов и общественного мнения в отношении информирования, политики и природоохранных аспектов в продвижении и реализации СПМРХВ; получение знаний о рисках и последствиях небезопасного управления химическими веществами, позволяющих включить эти вопросы в формирование политики, нормативно-правовой базы; доступ к информации и опыту, создание потенциала.
8 План действий по СПМРХВ НПО РК включает раздел, в котором, в частности, говорится об усилении роли гражданского общества. Для решения этой задачи правительству рекомендуется сотрудничать и поощрять деятельность НПО и др. представителей гражданского общества по следующим направлениям: проводить информационные и образовательные акции и кампании для представителей бизнеса, государственных структур, НПО, СМИ - по регистрам выбросов и переноса химических веществ; разрабатывать листовки, плакаты, ТВ и радио сюжеты, брошюры и т.п. для работодателей и рабочих о безопасном обращении с химическими веществами; способствовать широкому доступу к информации о химической безопасности с помощью электронных рассылок, сайтов и пр.; рекомендовать национальному правительству внедрить согласованную Гармонизированную систему классификации и маркировки химических веществ; использовать возможности СМИ для популяризации деятельности НПО по химической безопасности; организовать образовательные семинары, подготовить и распространить информацию среди различных групп населения по следующим важным темам: - химические вещества в товарах (игрушки, электронные товары, текстиль, строительные материалы); - инвентаризация источников эмиссии ртути; - наличие ртути в товарах народного потребления; - электронные отходы; - свинец в краске; - биомониторинг человека (анализ крови на содержание токсических элементов), мониторинг здоровья детей; - влияние химических загрязнителей на качество окружающей среды (почва, вода, воздух) и здоровье населения; - сжигание отходов, которое, невзирая на запреты, увеличивается в последние годы.
9 В модуле представлена информация о формировании общей Цели 2020, истории выработке СПМРХВ (SAICM), роли гражданского общества и других заинтересованных групп в этом процессе для достижения химической безопасности. В цели 2020 важное значение придается борьбе с бедностью, защите уязвимых групп и необходимости предоставления государственной поддержки охране здоровья и окружающей среды. В модуле представлен анализ ситуации Казахстана и других стран Центральной Азии по вопросам продвижения и реализации СПМРХВ, международный опыт.
10 Тема 1.Необходимость продвижения и реализации СПМРХВ. Описание существующих проблем, связанных с влиянием токсичных веществ на экологические системы и здоровье населения на основе международного опыта. Включает: Стратегический подход к международному регулированию химических веществ; ДДТ; ПХБ; ртуть и свинец; глобальный план действий СПМРХВ, как инструмент для действий;
11 Тема 2. Международные законодательные основы для регулирования и контроля химических веществ. Описание причин, вызвавших разработку международного экологического законодательства. Развитие и ратификация Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций. Роль Всемирного саммита в Рио-де-Жанейро и МФХБ в формировании глобального подходу к международному регулированию химических веществ. Необходимость реализации Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций в Центральноазиатском регионе.
12 Тема 3. Национальные программы и проекты по химической безопасности в Центральноазиатском регионе. Описание ситуации по каждой стране Центральноазиатского региона по экологическому законодательству, продвижение и реализация Базельской, Стокогльмской, Роттердамской Конвенций в странах Центральноазиатского региона. Ознакомление с основными национальными программами и проектами, реализованными в Центральноазиатском регионе. Какие существуют трудности в каждой стране, причины, по которым создано/не создано соответствующих условий для реализации международных конвенций в области химической безопасности,.роль гражданского общества в реализации национальных проектов и программ и т.п.
13 Тема 4. Продвижение и выполнение СПМРХВ: вклад международных организаций, IPEN. Международный опыт. Примеры деятельности гражданского общества Центральноазиатского региона. Пестициды. Здоровье населения. Опасные отходы. Обеспокоенность представителей гражданского общества: выработка Субрегиональной программы действий НПО Центральной Азии по продвижению Цели – 2020 «Будущее без токсичных веществ!».
14 Модуль включает также учебный план, лекционный материал, советы по проведению обучения. По такому же принципу разработаны и др. обучающие модули. Проекты модулей были обсуждены на круглых столах экспертов стран-партнеров. Во время обучающих семинаров участники вносили комментарии и предложения для подготовки окончательной версии обучающих модулей и их распространения среди НПО и государственных структур Центральной Азии.
15 Проект помог продемонстрировать важность продвижения Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (SAICM) на национальном уровне.
16 Очень важно продолжить финансовую поддержку неправительственных организаций, работающих в странах с переходной экономикой. Важно также помогать НПО в наращивании своего потенциала для продолжения защиты основных прав экологической демократии, закрепленной в Принципах Рио-10 и Орхусской конвенции (в последнее время в странах Центральной Азии становится заметно меньше активных НПО). Greenwomen инициировал проект по созданию регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ, PRTRs) в Восточном Казахстане. Регистр создан и размещен на сайте:
17 Спасибо за внимание! Thank you very much! Лидия Астанина, Аналитическое экологическое агентство «Greenwomen»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.