Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнгелина Яруллина
1 Ю.П.ПОХОЛКОВ, Президент АИОР
2 1. Национальная система оценки качества высшего образования 1. Национальная система оценки качества высшего образования 2. Оценка качества высшего образования 2. Оценка качества высшего образования рекрутинговыми и кадровыми агентствами 3. Болонский процесс 3. Болонский процесс 4. Деятельность АИОР по оценке качества инженерного образования в России 4. Деятельность АИОР по оценке качества инженерного образования в России 5. Международная деятельность АИОР в области оценки качества инженерного образования 5. Международная деятельность АИОР в области оценки качества инженерного образованияСодержание
3 1.Обобщенным критерием оценки качества подготовки специалистов в области техники и технологии сегодня должна стать их способность добиться существенных позитивных изменений в своей профессиональной сфере для обеспечения конкурентоспособности результатов своей деятельности и, в конечном итоге, экономики России. 2.Основными инструментами обеспечения качества подготовки специалистов в области техники и технологии являются: переход на инновационное образование, система менеджмента качества вузов, институциональная аккредитация вузов, общественно-образовательная аккредитация образовательных программ, сертификация специалистов.
5 Государственный образовательный стандарт Государственный образовательный стандарт Комплексная оценка деятельности вуза Комплексная оценка деятельности вуза - лицензирование - лицензирование - государственная аккредитация - государственная аккредитация Конкурс внутривузовских систем обеспечения качества Конкурс внутривузовских систем обеспечения качества Премия Правительства в области качества Премия Правительства в области качества Рейтинг вузов и специальностей Федерального агентства по образованию Рейтинг вузов и специальностей Федерального агентства по образованию Государственная система обеспечения и оценки качества образования Национальная система
6 Образовательный стандарт вуза Образовательный стандарт вуза Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ Рейтинги вузов и образовательных программ, проводимые негосударственными организациями Рейтинги вузов и образовательных программ, проводимые негосударственными организациями Общественно- профессиональная система обеспечения и оценки качества образования Национальная система
7 Государственная аккредитация Национальная система Государственная аккредитация вузов является: институциональной по форме, т.е. ее объектом является высшее учебное заведение в целом; институциональной по форме, т.е. ее объектом является высшее учебное заведение в целом; академической по сути. академической по сути.
8 Общественно- профессиональная аккредитация Общественно- профессиональная аккредитация Национальная система Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ является: профессиональной, т.к. она оценивает программы, ориентируясь не только на их содержание, обеспечивающее знания вообще (естественно-научные, гуманитарные, обще- профессиональные социально-экономические и специальные), но и на готовность выпускников к ведению профессиональной деятельности на базе этих знаний. профессиональной, т.к. она оценивает программы, ориентируясь не только на их содержание, обеспечивающее знания вообще (естественно-научные, гуманитарные, обще- профессиональные социально-экономические и специальные), но и на готовность выпускников к ведению профессиональной деятельности на базе этих знаний.
9 Критерии и процедуры государственной аккредитации вузов и общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ существенно отличаются. В первом случае основное внимание уделяется оценке ресурсов и показателей деятельности вуза, во втором – результатам реализации образовательных программ с точки зрения качества подготовки специалистов. Государственная и общественная аккредитация Национальная система
10 Государственная аккредитация вуза контролирует соблюдение ГОС ВПО РФ, содержание образования и уровень подготовки специалистов, ведется поиск слабых сторон вуза. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ выявляет особенности и сильные стороны программ, их реализации, которые позитивно отражаются на качестве подготовки специалистов и могут быть развиты. Государственная и общественная аккредитация Национальная система
11 Государственная и общественная аккредитация Мировая практика Профессиональная аккредитация образовательных программ является первым шагом к сертификации и регистрации специалистов
12 Важную работу в системе мониторинга и оценки качества выпускников российских вузов в последние годы начинают проводить кадровые агентства, рекрутинговые компании, аналитические экспертные центры, средства массовой информации и другие. Оценка качества
13 Рекрутинговая компания «Агентство контакт» по заказу агентства «РейтОР» провела исследование рынка выпускников вузов 2000 – 2004 годов с целью выявления основных недостатков подготовки специалистов, на которые указывают работодатели и кадровые агентства. Оценка качества
14 Чего не хватает молодым специалистам Крупные и средние компании Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга, Н.Новгорода, Челябинска Оценивая уровень подготовки молодых специалистов, работодатели в целом удовлетворены объемом базовых знаний. В меньшей степени довольны специальными знаниями, которые, по их мнению, зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства. Много нареканий вызывают профессиональные навыки и личностные качества молодых сотрудников. Работодатели отмечают низкую мотивацию выпускников, недостаточную нацеленность на профессиональное развитие и карьерный рост. Кроме того, опрошенные представители российских компаний практически единодушно жалуются на неготовность молодых специалистов к командной работе, неумение преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде. Аналитический центр Эксперт, исследования 2004г.
15 Как отмечает «Агентство контакт», основные проблемы молодых специалистов заключаются в следующем: недостаток опыта работы и нехватка практических знаний, недостаток опыта работы и нехватка практических знаний, многие образовательные программы вузов основательно устарели и не имеют отношения к потребностям рынка, многие образовательные программы вузов основательно устарели и не имеют отношения к потребностям рынка, довольно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников не находит приложения в реальной деятельности компаний довольно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников не находит приложения в реальной деятельности компаний низкая способность к решению возникающих проблем и медленная реакция низкая способность к решению возникающих проблем и медленная реакция Оценка качества
16 Основные недостатки выпускников вузов, выделяемые работодателями и кадровыми агентствами: слабое представление о корпоративной культуре и отсутствие навыков работы в коллективе; слабое представление о корпоративной культуре и отсутствие навыков работы в коллективе; незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес- среды в целом; незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес- среды в целом; отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, недостаток коммуникативных, презентационных способностей; отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, недостаток коммуникативных, презентационных способностей; недостаточный уровень языковой подготовки; недостаточный уровень языковой подготовки; нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры; нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры; завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке. завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке. Оценка качества
17 1. Как российские работодатели, так и работающие в России международные корпорации не считают, что российское образование безусловно уступает западному. Только около 20% работодателей негативно отзываются о российском образовании в целом. 2. Чаще всего работодатели критикуют сегодняшнее высшее образование за излишний академизм, недостаток практических знаний и навыков, оторванность от реалий современной экономики и рынка труда. 3. Сложилось понимание как академическим, так и бизнес сообществом, необходимости выстраивания на новой основе стратегических партнерских отношений между образованием и миром труда, что позволит внести существенные сдвиги в экономику. Оценка качества
18 Европейские стандарты и руководство для оценки качества высшего образования, разработанные ENQA и одобренные на встрече Министров образования в Бергене содержат семь основных показателей, по которым оценивается деятельность вуза: 1.Политика, стратегия, процедуры обеспечения и непрерывного повышения качества высшего образования. 1.Политика, стратегия, процедуры обеспечения и непрерывного повышения качества высшего образования. 2.Система мониторинга и периодического пересмотра образовательных программ. 2.Система мониторинга и периодического пересмотра образовательных программ. Оценка качества Болонский процесс
19 Оценка учебных достижений студентов с использованием заранее известных и опубликованных критериев, правил и процедур. 3. Оценка учебных достижений студентов с использованием заранее известных и опубликованных критериев, правил и процедур. 4.Квалификация и компетентность преподавательского состава. 4.Квалификация и компетентность преподавательского состава. 5.Учебные ресурсы для каждой образовательной программы. 5.Учебные ресурсы для каждой образовательной программы. 6.Информационные ресурсы для управления образовательной деятельностью. 6.Информационные ресурсы для управления образовательной деятельностью. 7.Регулярная публикация качественных и количественных данных об образовательных программах вуза. 7.Регулярная публикация качественных и количественных данных об образовательных программах вуза. Оценка качества Болонский процесс
20 В Европе нет образовательных стандартов в том виде, как они существуют у нас, что определяет различие подходов к оценке деятельности вузов у нас в стране и за рубежом. Показатели, содержащиеся в Европейских стандартах и руководствах для оценки качества высшего образования, разработанных ENQA в рамках Болонского процесса, и показатели для государственной аккредитации российских вузов, используемые Рособрнадзором, весьма различны. Оценка качества Болонский процесс
21 Наряду с государственной аккредитацией вузов необходимо создание национальной системы общественно-профессиональной оценки качества высшего образования и аккредитации образовательных программ. Оценка качества Болонский процесс
22 В России работу по созданию и развитию национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий ведет Ассоциация инженерного образования России (АИОР) Инструменты обеспечения качества
23 Разработаныпроцедуры и критерии общественно- профессиональной аккредитации (с учетом опыта ведущих зарубежных аккредитационных агентств) Разработаны процедуры и критерии общественно- профессиональной аккредитации (с учетом опыта ведущих зарубежных аккредитационных агентств) СозданыАккредитационный центр и Аккредитационный совет (2002) Созданы Аккредитационный центр и Аккредитационный совет (2002) – Аккредитационный центр провел аккредитацию более 40 образовательных программ – Аккредитационный центр провел аккредитацию более 40 образовательных программ Инструменты обеспечения качества Опыт АИОР по аккредитации
24 Критерии оценки качества подготовки специалистов в области техники и технологии, используемые АИОР, согласуются: с требованиями, существующими в странах- участницах Вашингтонского соглашения с требованиями, существующими в странах- участницах Вашингтонского соглашения с критериями, разработанными в рамках проекта EUR-ACE с критериями, разработанными в рамках проекта EUR-ACE Инструменты обеспечения качества Опыт АИОР по аккредитации
25 С сентября 2004 в рамках Болонского процесса под эгидой Европейского Союза АИОР участвовала в выполнении проекта «EUR-ACE», направленного на создание общеевропейской системы гарантий качества инженерного образования. Международная деятельность Болонский процесс
26 8 февраля 2006 в Брюсселе состоялась официальная регистрация Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE - European Network for Accreditation of Engineering Education).8 февраля 2006 в Брюсселе состоялась официальная регистрация Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE - European Network for Accreditation of Engineering Education). Учредителями организации стали 13 европейских организаций, заинтересованных в развитии инженерного образования в Европе, в том числе и Ассоциация инженерного образования РоссииУчредителями организации стали 13 европейских организаций, заинтересованных в развитии инженерного образования в Европе, в том числе и Ассоциация инженерного образования России Международная деятельность Болонский процесс
27 В феврале 2006 АИОР подала 2 заявки на участие в конкурсе проектов в рамках программ «Tempus- Tacis». Проект Promotion and Implementation of EUR-ACE Standards (PRO-EAST) совместно с UNIFI, FEANI, SEFI, CoPI. Проект Promotion and Implementation of EUR-ACE Standards (PRO-EAST) совместно с UNIFI, FEANI, SEFI, CoPI. Проект PRO-EAST является продолжением проекта EUR-ACE, выполняемого в в рамках программ «Socrates-Tempus» консорциумом партнеров, включающим АИОР и ТПУ со стороны России.Проект PRO-EAST является продолжением проекта EUR-ACE, выполняемого в в рамках программ «Socrates-Tempus» консорциумом партнеров, включающим АИОР и ТПУ со стороны России. Международная деятельность Болонский процесс
28 Цели проекта: распространение разработанных общеевропейских стандартов и процедур оценки качества инженерных программ (стандартов EUR-ACE )распространение разработанных общеевропейских стандартов и процедур оценки качества инженерных программ (стандартов EUR-ACE ) проведение первых аккредитаций, приводящих к присвоению знака EUR-ACE (EUR-ACE label)проведение первых аккредитаций, приводящих к присвоению знака EUR-ACE (EUR-ACE label) Международная деятельность Болонский процесс
29 Проект Quality System for Higher Scientific and Technical Education for Russia (QUESTE-Russia) совместно с European Foundation for Management Development (EFMD), Technical University of Catalonia (UPC ). Проект Quality System for Higher Scientific and Technical Education for Russia (QUESTE-Russia) совместно с European Foundation for Management Development (EFMD), Technical University of Catalonia (UPC ). Проект QUESTE является частью общеевропейской инициативы, имеющей целью разработку критериев оценки образовательных программ с точки зрения промышленности и науки. Проект QUESTE является частью общеевропейской инициативы, имеющей целью разработку критериев оценки образовательных программ с точки зрения промышленности и науки. Международная деятельность Болонский процесс
30 13-17 июня 2005 в Гонконге состоялся Международный конгресс (International Engineers Meetings), в рамках которого прошла рабочая встреча участников Вашингтонского соглашения июня 2005 в Гонконге состоялся Международный конгресс (International Engineers Meetings), в рамках которого прошла рабочая встреча участников Вашингтонского соглашения. Представители АИОР доложили о развитии общественно-профессиональной аккредитации и заявили о намерении АИОР вступить в Вашингтонское соглашение в 2007 и представлять Россию в качестве ассоциированного члена.Представители АИОР доложили о развитии общественно-профессиональной аккредитации и заявили о намерении АИОР вступить в Вашингтонское соглашение в 2007 и представлять Россию в качестве ассоциированного члена. Международная деятельность Вашингтонское соглашение
31 АИОР выступила с инициативой создания в России национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров. Инициатива была поддержана российскими и зарубежными организациями, занимающимися сертификацией и регистрацией профессиональных инженеров. Инициатива была поддержана российскими и зарубежными организациями, занимающимися сертификацией и регистрацией профессиональных инженеров. Международная деятельность
32 Подписание соглашения о создании на базе СНИО национального комитета по сертификации профессиональных инженеров и их регистрации. Участниками соглашения будут АИОР, АТУ, Фонд МАСС Подписание соглашения о создании на базе СНИО национального комитета по сертификации профессиональных инженеров и их регистрации. Участниками соглашения будут АИОР, АТУ, Фонд МАСС, РАН, союзы инженерных обществ, работодатели Разработка «Статуса профессионального инженера» Разработка «Статуса профессионального инженера» Разработка «Положения о сертификации профессионального инженера» Разработка «Положения о сертификации профессионального инженера» Планы создания в России национальной системы сертификации профессиональных инженеров Инструменты обеспечения качества ПЛАНИРУЕТСЯ:
33 Заключение Соглашения о сотрудничестве между EMF и Фондом МАСС о совместной деятельности в области сертификации и регистрации профессиональных инженеров Заключение Соглашения о сотрудничестве между EMF и Фондом МАСС о совместной деятельности в области сертификации и регистрации профессиональных инженеров Заключение Соглашения с FEANI и Фондом МАСС о сотрудничестве в области сертификации и регистрации профессиональных инженеров Заключение Соглашения с FEANI и Фондом МАСС о сотрудничестве в области сертификации и регистрации профессиональных инженеров Планы создания в России национальной системы сертификации профессиональных инженеров Инструменты обеспечения качества
34 По инициативе независимого рейтингового агентства РейтОР в 2005 Ассоциацией инженерного образования России совместно с Фондом содействия международной аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий (Фонд МАСС) разработана новая модель рейтинга российских вузов, реализующих образовательные программы в области техники и технологий. Модель предполагает рейтинг вузов по группам направлений подготовки специалистов: энергетика, электротехника, электроника, машиностроение, материаловедение и т.д. Рейтинг Инструменты обеспечения качества
35 Рейтинг ориентирован на две основные категории заинтересованных сторон. Первая категория – это потенциальные студенты, выбирающие вуз с целью получения инженерного образования высокого качества в определенной области для последующего трудоустройства с соответствующим уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Рейтинг Инструменты обеспечения качества
36 Вторая категория – это инвесторы, в первую очередь те, которые занимаются кредитованием обучения студентов в вузах и выбирают вузы, реализующие образовательные программы высокого качества и обеспечивающие необходимые условия для вложения средств, с высокой степенью вероятности получения прибыли. Рейтинг Инструменты обеспечения качества
37 Принцип формирования интегрального рейтинга вузов по группам параметров Рейтинг Инструменты обеспечения качества
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.