Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАльбина Яворская
1 Тема 2 Дорелигиозная эпоха и возникновение религии Учебные вопросы: 1. Теории возникновения религии. 2. Ранние и родоплеменные формы религиозных верований.
2 Вопрос 1 Теории возникновения религии
3 КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ Религия, как и человек была создана Богом, который дал людям знания о себе, правилах поклонения и об устройстве религиозной организации. ИСТОРИЧЕСКАЯ Религия – плод исторического развития человечества (И.Бахофен, Ф.Баур, Э.Ренан) МАРКСИСТСКАЯ Религия появилась вследствие невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления; человек представлял их как проявление воли разумного начала; высшим силам приписывались человеческие эмоции и поступки, взаимодействие между этими силами переносились на соответствующую им организацию общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – психофизиологическая функция человека, мировые архетипы (З.Фрейд, К.Юнг) СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана потребностью общественного развития (И.Кант, О.Конт, М.Вебер) МИФОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – следствие мифологических аллегорий, отражающих окружающий мир (М.Мюллер, Дж.Фрейзер) АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана страхом, страх породил богов (Демокрит, Б.Спиноза, Л. Фейербах, Э.Тейлор) 2
4 Создание человеком правдоподобного фантастического толкования путем проведения аналогии с понятными ему фактами для логического объяснения природных и социальных явлений Необходимость в регулирующей силе, способной неотвратимо наказывать за отступление от общепринятых норм, для контроля отношений между людьми Поиск поддержки могущественных сил, способных защитить человека от мнимых и реальных опасностей, избавить его от страха смерти и дать надежду на вечное существование Потребность в идеологической поддержке власти для сохранения стабильности ее политических структур 3
5 ВЗГЛЯДЫ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ Религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Будучи стихийным материалистом, первобытный человек приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем человек, поэтому высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а затем и взаимодействия между этими силами калькировались с соответствующей организацией общества. Учитывает современное состояние научных знаний и общественные настроения, базируется на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу. Атеистический РелигиозныйПромежуточный Человек был сотворён Богом, когда-то общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, менялись лишь формы вследствие совершаемых человеком грехов (Адам и Ева попробовали плод с древа познания добра и зла – в трактовке иудаизма и христианства). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы. Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, заявляющих о своём праве на посредничество между человеком и божеством. 4
6 СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ КатегорияПримерСистема символов Религиозное действие Религиозная организация Социальное значение Примитивная АвстралийскаяРодовые мифические изображения людей и предметов Идентификация и «воспроизве- дение» историй о родовых изображениях Церковь отсутствует; единство религии и общества Укрепляет религиозную солидарность Архаичная Полинезийская и африканская Могущественные мифические существа Поклонение и жертво- приношение Различные культы Требование социального конформизма Историческая ДревнееврейскаяРазрыв между естественным и сверх- естественным Спасение душ на основе добрых деяний; концепция свободной воли Церковь отделение религиозной организации от других аспектов общества Напряженность между религией и обществом Ранне- современная Протестантская религия эпохи Реформации Прямая связь между индивидом и сверх- естественной силой Соответствует всей жизни; концепция веры Добровольное членство в религиозной общине Основная перемена в социальных системах Современная Современные религии Личность и ее долг Поиск личностных этических принципов В какой-то мере членство в церкви, но главное – личная ответственность Возможно постоянное совершенствова ние всей культуры общества и ценностей личности 5
7 Вопрос 2 Ранние и родоплеменные формы религиозных верований
8 РАННИЕ И РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ ФЕТИШИЗМ АНИМИЗМ МАГИЯ ТАБУ ТОТЕМИЗМ ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК КУЛЬТЫ 6
9 ФЕТИШИЗМ Религиозное поклонение предметам (фетишам) – носителям таинственной силы Форма первоначальной, непосредственной религии – колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства – фетиша, достигая того, что ему нужно. Суть фетишизма Суть фетишизма МЕСТО ФЕТИШИЗМА В ВЕРОВАНИЯХ У австралийцев фетиши – чуринги – символы и заменители тотемов. У северо- американских индейцев – воплощение родовых покровителей. У народов Западной Африки – личные покровители. ФОРМЫ ФЕТИШЕЙ Части животного Куски дерева Другие Идолы Камни Идол – материальный предмет, которому придана форма человека или животного. 7
10 МАГИЯ Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении КЛАССИФИКАЦИИ МАГИИ ПО ЦЕЛЯМ ВОЗДЕЙСТВИЯ Вредоносная Лечебная Любовная Промысловая Другие Магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества других факторов Сферы проникновения магии Социальная Политическая Экономическая Духовная Другие Магия делится на: Белую – обращение к чистым духам. Черную – обращение к злым духам. 8
11 АНИМИЗМ Вера в то, что духовная сущность человека может бытовать отдельно от материальной – вера в духов Признание самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать. Суть анимизма Суть анимизма ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ АНИМИЗМА Вера в духов Заключение, что в окружающем мире наряду с телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности Классификация духов: Наделение мира духов таинственной силой ДобрыеЗлые Вера в относительно самостоятельное существование души РАЙОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ - Африка; - Южная Америка; - Океания ШАМАНИЗМ Совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность профессиональных служителей культа быть посредниками между людьми и духами 9
12 ТОТЕМИЗМ Вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы Тотем (род его) считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса кровным родственником (например, член группы, тотемом которой был кенгуру считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы) Деление всех людей на «своих» и «чужих» Определенные ограничения в деятельности и общении: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем – нельзя Многочисленные обрядные действия по поклонению тотему, его умилостивлению и приобщению к ему ОСОБЕННОСТИ ТОТЕМИЗМА Тотемизм – это вырастающая прямо из родовой практики форма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, противостоящего природе и другим аналогичным коллективам 10
13 ТАБУ Система специфических запретов – табу (особо выделенный) охватывает все сферы жизни и является единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается моралью, религией, правом ОСОБЕННОСТИ Действия табуированных объектов являются двойственными: Опасные Полезные Деление всех объектов на: Система специфических запретов Чистые значит невредимые, с ними можно иметь дело Нечистые несут в себе нечто губительное В основном большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными, иррациональными даже с точки зрения ее последователей Система табу подчеркивает «отделённость» человека от природного мира. Ибо только человек способен оперировать иррациональными категориями. 11
14 КУЛЬТЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КУЛЬТ Наделение сверхъестественными свойствами природных явлений, оказывающих воздействие на состояние земледелия ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ - необходимость повышения урожайности; - незнание аграрной науки. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ - МАГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ; - ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ; - МОЛИТВЫ. КУЛЬТ ПРЕДКОВ Вера в существование сверхъестественной связи между людьми и их старшими предками ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ - дифференциация общества по возрастному признаку; - разделений функций между поколениями. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ - ПОСМЕРТНОЕ ПОЧИТАНИЕ ОБРАЗА УМЕРШИХ; - УВАЖЕНИЕ СТАРШИХ. КУЛЬТ ВОЖДЕЙ Вера в наличие у племенных вождей сверхъестественных способностей, отсутствующих у других людей ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ - начало социального расслоения общества; - выделение вождей из общей массы. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ - ПЕРЕДАЧА ВЛАСТИ ПО НАСЛЕДСТВУ; - ВВЕДЕНИЕ ОРЕОЛА СВЯТОСТИ. 12
15 ТЕОРИИ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В начале XIX в. сложилась мифологическая школа (М. Мюллер), которая связывала мифологию и религию различных народов, стремясь доказать, что религиозные верования суть отголоски древнего астрально-мифологического культа. Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым, дав толчок развитию ряда наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительный анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы. Сторонники антропологической школы (Э. Тэйлор) опирались на основу мыслящего индивида, который силой сознания и эмоций создает религиозные представления. Первоначальная форма этих представлений - вера в духов, т. е. анимизм. Одухотворивший мир первобытный человек, дикарь-философ, создает этих духов силой своего воображения. Хотя опиравшаяся на капитальные этнографические исследования теория Тэйлора была существенным шагом вперед в науке о первобытном обществе, чисто религиоведческая слабость ее очевидна. В этнографических исследованиях Фрэзера акцент был сделан не столько на абстрактную рефлексию мыслящего дикаря-философа, сколько на ассоциативные представления первобытных людей, которые способствовали установлению искаженных связей между реальностью и ее восприятием и тем положили начало магии - одной из древнейших форм религии. Психологическая теория 3.Фрейда. сыграла существенную роль в развитии современного религиоведения. Религиозный аспект теории Фрейда сводится к тому, что религия в ранних своих формах (тотемизм) возникла как следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Сублимация такого рода всегда была чревата взрывом. Отсюда и религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества; тайна их силы, считал Фрейд, заключается в силе этих желаний. «Эдипов комплекс» (согласно древнегреческому мифу, Эдип, не зная того, убил отца и женился на матери) всегда, согласно Фрейду, создавал у мужчин двойственное отношение к их отцам - как к отцам и как к соперникам, что привело затем к тотемизму: тотем заменил отца. В дальнейшем такого рода «заместителем отца» стал Бог. Теория Фрейда, таким образом, внесла весомый вклад в уяснение ряда аспектов, имеющих прямое отношение к религиоведению, например в анализ причин так называемой «потребности в религии».
16 XX век был отмечен и еще несколькими новыми концепциями в области психологии религиоведения. Среди имен их авторов - швейцарский психолог К. Юнг, французский социолог Э. Дюркгейм и другие ученые с их теориями о «коллективном сознании» и «коллективном бессознательном». Все эти теории внесли свой вклад в современное религиоведение. Марксистская теория (Маркс и Энгельс), вырабатывая свое понимание проблем религии (и категорически отрицая ее место в истории современного им общества, ибо религия выступала в качестве основного идейного соперника марксизма), обратила особое внимание на три главных момента. Первый - это тезис о том, что не «мыслящий Робинзон», как едко именовали они тэйлоровского дикаря-философа, а общество в целом является создателем религиозной теории: религиозное чувство само есть общественный продукт. Иными словами, именно общественное сознание лежало в основе религии. Этот тезис сам по себе, в принципе, вполне разумен и приемлем. Вторым моментом, было положение о том, что религиозные представления и верования вызревают и принимают различные формы не сами по себе, а под воздействием определенных социальных условий и достигнутого уровня развития. Третий момент - религия - это средство угнетения человека власть имущими. Именно это имел в виду Маркс, когда говорил о религии как опиуме народа. Развивая эту мысль, В. И. Ленин писал, что религия - один из видов духовного гнета и что гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества.
17 Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего, первоначально именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т.е. полулюдей- полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода фантастических существ и монстров). Тотемная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свято почитала его. Вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу; причем именно этот факт (т.е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема - ведь оба они, в конечном счете, состояли из одной и той же субстанции. Однако такого рода связи между людьми и тотемами относятся к глубокому прошлому, и косвенно об их существовании могут свидетельствовать лишь древние предания, как, например, сохранившиеся среди австралийских аборигенов мифы, свидетельствующие о первоначальной-тесной связи между тотемными представлениями и охотой с ее охотничьей магией и маскировкой людей в шкуры животных. Тотемные представления сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества: именно они более всего способствовали отграничению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о своих, т.е. принадлежавших к данному тотему, на которых строго распространялись уже выработанные веками нормы и обычаи, и чужих, не принадлежавших к этому тотему и тем самым как бы стоявших вне всех принятых норм и обычаев данного коллектива. С течением времени возникло представление о реинкарнации, т.е. о возможном перевоплощении человека (в частности, умершего предка) в его тотем и обратно. Все это вело, с одной стороны, к усилению культа мертвых предков и веры в их сверхъестественные возможности, а с другой - к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу. Возникла система запретов-табу, важнейший из которых относился к запрещению употреблять в пищу тотем, за исключением тех случаев, когда потребление мяса тотема носило ритуальный характер приобщения к нему и тем напоминало о древних нормах и правилах.
18 Табу. Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях первобытной родовой общины важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило половые связи между близкими родственниками. Пищевое табу не менее строго регулировало характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям и т.п. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов общины. Все эти табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды инициации, т. е. приобщения юношей и девушек к числу взрослых мужчин и женщин, табу запрещало женщинам присутствовать при мужских обрядах, а мужчинам - при женских. Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том числе и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи приводят примеры того, как воспринималось нарушение табу. Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Примеры подобного рода далеко не единичны, причем все они свидетельствуют о том, что закрепленные в табу запреты почитались первобытным человеком в качестве священных и непреложных, нарушение которых неизбежно каралось смертью. Сам факт осознания нарушения табу парализует волю нарушителя, способность его организма к жизнедеятельности, внушает ему необходимость умереть.
19 Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Анимистические представления имели широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии. Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом именно в бестелесной форме, служила как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.
20 Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы, среди которых, особенно в глубокой древности, видимо, преобладали женщины. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю. Сам магический обряд приобщения к духам (шаманское камлание) состоял в том, что посредством определенных ритуальных действий, в каждом случае особых, шаман с бормотанием, пением, плясками, прыжками, со звуками бубна, барабана или колокольчика доводил себя до состояния экстаза (если обряд совершался публично, до состояния экстаза вместе с ним обычно доходили и следившие за его действиями зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После этого шаман нередко впадал в транс, ничего не видел, не слышал - считалось, что именно в этот момент и происходит его контакт с миром духов. В целом магия как серия ритуальных обрядов была вызвана к жизни реальными потребностями общества, которые в силу определенных непредсказуемых обстоятельств бытия диктовали такого рода путь связи с миром сверхъестественных сил.
21 Фетишизм сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном. Фетишизм проявился в создании идолов - предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной и имитативной магии. Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений первобытного человека. Появление фетишей показало, что магическая сила не только имеет свойство перемещаться во времени и пространстве, но и может оказаться в предметах реального мира.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.