Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемИрина Молоснова
1 Д.С. Лихачев – символ национальной духовности
2 Цель урока: Формирование у обучающихся знаний о жизни и творчестве Д.С. Лихачева как символа национальной духовности, воплощения истинно русской гуманитарной культуры. Формирование у обучающихся знаний о жизни и творчестве Д.С. Лихачева как символа национальной духовности, воплощения истинно русской гуманитарной культуры.
3 Задачи урока: 1) Познакомить учащихся с биографией Д.С.Лихачева, рассказать им об основных направлениях его научных трудов и общественной деятельности. 2) Познакомить с «Письмами о добром и прекрасном», проанализировать их содержание. 3) Формировать у учащихся сознание необходимости воспитания духовности в человеке. 4) Подчеркнуть значение духовного богатства для каждого человека и общества в целом как основы его гражданственности.
4 Указом Президента Российской Федерации 2006 год объявлен «Годом гуманитарных наук, культуры, образования – Годом академика Д.С. Лихачева». Вас ржа эпохи не задела, С ума блокада не свела, Вы знали: слово – это дело, Творя высокие дела! (к 90-летию Д.С. Лихачева).
5 Начало жизненного пути Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт - Петербурге. Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт - Петербурге. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1928 г.). Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1928 г.). В годах был незаконно репрессирован. В 1936 году с него сняли судимость. В годах был незаконно репрессирован. В 1936 году с него сняли судимость.
6 Жизненные вехи С 1938 года – младший, а с 1941 – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). С 1938 года – младший, а с 1941 – старший научный сотрудник Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). С 1954 – заведующий сектором древнерусской литературы ИРЛИ. С 1954 – заведующий сектором древнерусской литературы ИРЛИ. С 1953 года – член – корреспондент АН СССР. С 1953 года – член – корреспондент АН СССР. С 1956 – член Союза писателей. С 1956 – член Союза писателей. С 1970 – действительный член (академик) АН СССР. С 1970 – действительный член (академик) АН СССР. В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Герой Социалистического Труда (1986). Герой Социалистического Труда (1986). Первый Почетный гражданин Санкт – Петербурга (1995). Первый Почетный гражданин Санкт – Петербурга (1995). Имя Лихачева присвоено малой планете 2877 (1984). Имя Лихачева присвоено малой планете 2877 (1984).
7 Д.С. Лихачев – автор десятков книг и сотен статей, выдающийся литературовед, историк культуры, российский философ и общественный деятель. 1. В историю российского и мирового литературоведения вошел прежде всего как исследователь древнерусской литературы. («Национальное самосознание Древней Руси (1945), «Возникновение русской литературы» (1952), «Слово о полку Игореве» Историко-литературный очерк» (1955), «Поэтика древнерусской литературы» (1967) и т. д.). 2. Важную роль в развитии современной филологической науки играет работа «Текстология на материале русской литературы X – XVII веков». 3. Под его редакцией создан учебник для студентов «История русской литературы X – XVII веков» (1985 год). 4. Под редакцией Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева издано 12 томов «Памятников Древней Руси», вышли три выпуска «Словаря книжников и книжности Древней Руси» ( ). 5. Выступал популяризатором науки и боролся за охрану и изучение памятников старины.
8 Академик Д.С. Лихачев «…Сейчас самое важное для нас возобновить в себе любовь к Родине, к русским пейзажам, к русским полям, к русским к русским пейзажам, к русским полям, к русским дубравам, ко всему тому, о чем мы уже забыли. Мы перестали быть русскими, о чем мы уже забыли. Мы перестали быть русскими, потому, что перестали любить Россию».
9 «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать» Д.С. Лихачев
10 СОДЕРЖАНИЕ ПИСЕМ
11 Письмо 1 «Большое в малом » Письмо 1 «Большое в малом » Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.
12 Письмо 2 « Молодость-вся жизнь» - Что необходимо человеку сформировать в молодости, для того чтобы быть счастливым? - …берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!..
13 Письмо 3 «Самое большое» - В чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей… Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей… Надо любить в человеке человека… Надо любить в человеке человека… Надо быть патриотом, а не националистом… Надо быть патриотом, а не националистом… Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким… Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким… Любовь не должна быть …слепой. Любовь не должна быть …слепой.
14 Письмо 10 « Честь истинная и ложная» Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. представления о чести бывают совершенно ложными… я имею в виду то, что называется «честью мундира». «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты. представления о чести бывают совершенно ложными… я имею в виду то, что называется «честью мундира». «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
15 Письмо 12 « Человек должен быть интеллигентным» нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. интеллигентность равна нравственному здоровью, интеллигентность равна нравственному здоровью, Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование …нужно быть внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование …нужно быть внутренне интеллигентным человеком. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы,
16 Письмо 13 «О воспитанности» Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет.
17 Письмо 17 « Уметь спорить с достоинством» Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре. 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре. Нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника.
18 Письмо 19 « Как говорить» как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно
19 Письмо 21 « Как писать» Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере В языке сказывается интеллигентность человека В языке сказывается интеллигентность человека Чтобы научиться писать, надо писать! Чтобы научиться писать, надо писать!
20 Письмо 27 «Четвертое измерение» Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
21 Письмо 34 «О русской природе» У природы есть своя культура. У природы есть своя культура. природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна» природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна» Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем.
22 Письмо 40 « О памяти» Память – одно из важнейших свойств бытия Память – одно из важнейших свойств бытия Память противостоит уничтожающей силе времени. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление смерти. Память – преодоление времени, преодоление смерти.
23 Письмо 44 «Об искусстве слова и филологии» искусство слова – самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры искусство слова – самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она соединяет литературоведение и языкознание Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она соединяет литературоведение и языкознание Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее
24 Литература: 1. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, 7 класс / под ред. В.Я. Коровина. М., «Просвещение», Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия. М.,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.