Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСтепан Любимцев
1 Личностно-ориентированное обучение.
2 ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности Новые образовательные цели акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяющими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации. В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности
3 Способна ли традиционная система образования решить задачи, стоящие перед современной школой? Традиционная система образования, в которой педагог выступает в роли ретранслятора знаний, а обучаемый в качестве потребителя этих знаний- не способна решать задачи, стоящие перед современной школой. Нужна более совершенная система образования, адаптированная к современным требованиям, предъявляемым к выпускникам учебных заведений.
4 Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления. У многих имеется высокий потенциал к развитию образного мышления, что, к сожалению, гасится при работе учителя по концепции развивающего (теоретическое мышление) обучения. Как показывает многочисленный и многолетний уже опыт, во многих случаях наблюдаются существенные проблемы при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, отсутствует преемственность линии развития ученика в старших классах и другое. Список проблем реализации концепции развития теоретического мышления можно продолжить.
5 процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира
6 на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения Личностно- ориентированное образование базируется
7 Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении
8 Особенность личностно- ориентированного подхода. Образовательный процесс должен быть направлен на В центре Ученик Его цели Мотивы Интересы Склонности Уровень обученности Способности Усвоение знаний Развитие познавательных сил Способы усвоения и процессы мышления Развитие творческих способностей
9 С этой целью: разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление; организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр; учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.
10 Концептуальные положения личностно-ориентированного обучения. Обучаемый является главной фигурой учебного процесса, но не преподаватель. Познавательная деятельность является главной, преподаватель помогает её осуществить Приоритетным в обучении является самостоятельное приобретение знаний и их применение, но не их усвоение как таковое Главными являются совместные дискуссии, размышления, самостоятельная деятельность, но не натаскивание знаний и умений.
11 Скуки, принуждения и лени, Пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «Неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
12 Т Е Х Н О Л О Г И И Исследовательская (проблемно- поисковая) Исследовательская (проблемно- поисковая) Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Коммуникативная (дискуссионная Коммуникативная (дискуссионная ) Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Имитационного моделирования (игровая) Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Психологическая (самоопределен- ческая) Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Деятельностная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Рефлексивная Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
13 Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну услышала она И ей невольно улыбнулась. В.Тютчев
15 Мнемотехника – система «внутреннего письма» Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: 1) кодирование в образы 2) запоминание (соединение двух образов) 3) запоминание последовательно сти 4) закрепление в памяти.
16 Примеры «Родинка» (способ группировки) «Ослик, кивающий головой» (формулы приведения) «Злая Королева» (квадрат суммы на множители не разлагается) «Уставшая Гусеница» (построение параллельных прямых) и т.д.
18 Работа в парах
19 Соревнование
20 Уметь выслушать и услышать каждого ребенка
21 Не упускать первый успех ребенка
22 В здоровом теле – здоровый дух
23 Все знаю, все могу
25 Курению, наркомании -нет
26 Внеклассная работа
33 Главная задача учителя в личностно-ориентированном образовательном пространстве. Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
34 Сущностное отличие личностно ориентированного урока от традиционного – иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися в учебном процессе: Взаимоопределение – педагог предлагает ребёнку соотнести личные смыслы и позиции по поводу кого-либо образовательного объекта. Самостоятельное доопределение – педагог и ребёнок автономно определяются в личных смыслах и позициях с учётом заявленного смысла партнёрства, формулируют личную цель, выбирают способ деятельности. Собственно творческий акт может происходить как во взаимодействии, так и автономно (в этом случае в структуру деятельности педагога на этом этапе обязательно включается контроль безопасности партнёра-ребёнка). Самоопределение по поводу результата деятельности – педагог и ребёнок самостоятельно соотносят цель и результат совершённого акта. Взаимоопределение ребёнка и педагога – совместная рефлексия ребёнка и педагога, поиск общих смыслов и ценностей совершенного. Самоопределение – автономная глубокая личная рефлексия ребёнка и педагога, эмоциональное реагирование (радость, страдание). Взаимная реабилитация – сорадование, сострадание. Личная реабилитация – индивидуальное переживание, утверждение или переоценка личных ценностей. Достройка «Я» ребёнка и педагога (как результат), ведущая опять к началу предложенного алгоритма и запускающая всю цепочку снова и снова.
35 Ориентация обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке: - приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношении к диалогу как обмену смыслами; - организация сотрудничества учителя и учеников; - доброжелательность в общении, взаимоуважение; - открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников; - взаимность обратной связи без боязни самовыражения; - содействие успешности учащихся в разных видах деятельности; - приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции; - взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.
36 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА 1. Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации). Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала Постановка на уроке учебных задач Освоение на уроке учебных действий Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности
37 1. ОРГАНИЗАЦИОННО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА 2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока). Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и или их моделей Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного) Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций Использование диагностических заданий, приёмов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)
38 1. ОРГАНИЗАЦИОННО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА 3. Реализация индивидуального подхода. Использование приёмов внешней и внутренней дифференциации Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам ( в соответствии с зоной ближайшего развития) Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять с вои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность) Обеспечение вариативности (свободный выбор средства и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив) Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников)
39 Создание условий для субъектной позиции ученика. 1. Реализация индивидуального подхода Использование приёмов внешней и внутренней дифференциации Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам ( в соответствии с зоной ближайшего развития) Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять с вои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность) Обеспечение вариативности (свободный выбор средства и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив) Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников)
40 Создание условий для субъектной позиции ученика. 2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности. Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом) Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос Выявления мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе
41 Создание условий для субъектной позиции ученика. 3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению ( в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности). Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности Обучение целеполаганию (приёмам, последовательности, классификации) Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.