Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеоргий Недогонов
2 Анна Ахматова
3 Поэма «Реквием» 1940 год
4 Reguiem -это похоронная месса, католическая служба по усопшему,а в буквальном переводе- просьба о покое. Поэма А.Ахматовой состоит из десяти стихотворений, которые воспринимаются как небольшие главки, их обрамления в виде: «Вместо предисловия», «Посвящения», «Вступления», а также «Эпилога», состоящего из двух частей. Все они писались в разное время, поэма датируется годами. Эпиграф был приписан позднее, в 1961 году. Поэма создавалась в «страшные годы ежовщины», « когда улыбался//Только мертвый, спокойствию рад. // И ненужным привеском болтался// Возле тюрем своих Ленинград». Ахматова боялась хранить рукопись: стихи запоминались наизусть ее друзьями и потом сжигались на свече. Она боялась не за себя, а за судьбу осужденных мужа и сына.
5 Во многом эта поэма автобиографична, но сказать, что в ней воплощен исключительно личный опыт Ахматовой, нельзя : ее «измученным ртом» «кричит стомильонный народ». Личная трагедия поэта сливается с национальной трагедией целого народа. Казалось невероятным, что об этом можно написать : в предисловии Ахматова рассказывает, как в тюремной очереди женщина « с голубыми губами» « опознала» ( как на допросе) Анну Андреевну и спросила : «А это вы можете писать?» И та ответила : «Могу». Возможно, именно это чувство долга перед тысячами женщин заставило ее взяться за перо и спасло ее самое от безумия, в какой-то мере помогло пережить невыносимое личное горе.
6 И именно им, « невольным подругам двух… осатанелых лет», посвящается «Реквием». В «Посвящении» цитируется пушкинское послание к декабристам : «Но крепки тюремные затворы, // А за ними « каторжные норы» // И смертельная тоска». Этой цитатой Ахматова объединяет каторжников всех времен, словом « мы» подчеркивает обобщение. Здесь ее горе неразрывно сливается с горем каждой женщины, создается обобщенный портрет : Приговор…И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет … Шатается…Одна. Ахматова показывает одиночество, неразделимое ни с кем, которое наваливается на страдающего человека. В толпе женщин, которые еще на что- то надеются, та, что услышала приговор, непоправимо одинока. Во « Вступлении» уже прорисовывается конкретное время: упоминается Ленинград, а не Петербург, « черные маруси», тюремные машины, в которых увозили заключенных. Однако страна здесь не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь».
7 «В первом стихотворении лирического цикла поэмы появляется героиня, мужа которой уводят на рассвете. Её окружает обстановка древности: тёмная горница, в которой плачут дети, божница с оплывающей свечёй. Да и сама героиня перевоплощается в простую русскую бабу, которой предстоит выть под кремлёвскими башнями, как «стрелецким жёнкам». Она заклинает: «Не забыть!» Не забыть холод иконки на его губах и смертный пот на челе. Здесь лирический герой фактически сливается с автором: тогда, в 1935 году был арестован муж Ахматовой Н.Пунин. Следующие стихи цикла также автобиографичны. Упоминается тихий Дон, ночь, как и в Ленинграде, где идут аресты. Здесь уже муж- это давно расстрелянный Гумилёв, отец её единственного сына Льва. Но имена не называются, что позволяет делать общение. Пронзительно- личная нота не мешает видеть в этой больной, одинокой женщине одну из многих жертв репрессии. Героиня не может поверить, что эти страдания пережила она: «Нет, это не я, это кто- то другой страдает». Обращаясь к прошлому, к той « насмешнице// И любимицы всех друзей, // царскосельской весёлой грешнице», какой была она когда- то, Ахматова будто забегая вперёд, предвидит в точных деталях, «как трёхсотая, с передачею» она будет стоять под Крестами(пересыльная тюрьма) и «своею слезой горячею// новогодний лед прожигать». Теперь ее « ужас» - это сын, заключенный в тюрьму.
8 Подспудно возникает мотив распятия и материнского горя и бессилия. И огромная звезда не Рождестве вещает. А «скорой гибелью грозит». Белые ночи заглядывают к сыну в тюрьму и «о твоем кресте высоком // и о смерти говорят». Каменное слово «приговор» вынесено в название VII стихотворения цикла. Приговор произнесен, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос поэта срывается внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением страшных «дел», обрывает речь на полуслове: У меня сегодня много дела : Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то… Горло перехватывает спазм. Можно предположить, что последует за этой фразой, но героиня пытается отвлечься на внешний мир. Механически отмечает «горячий шелест лета, словно праздник» за окном, которым к ней не имеет ни какого отношения. И все- таки героиня Ахматовой не избегает соблазна призвать сметь: «Ты все равно придешь- зачем же не теперь? // Я жду тебя- мне очень трудно». Она готова принять смерть в любом ее виде : теперь все равно. Но возможно еще одно спасение от страшной боли и бессилия- безумие. Оно уже накрыло половину души своим крылом, и уже пора уступить ему победу. Но оно не позволит унести с собой то, чего нельзя забывать : «ни сына страшные глаза-//Окаменелое страданье, //Ни день, когда пришла гроза,,// Ни час тюремного свиданья». И стихотворении «Распятие» Ахматова напрямую обращается к евангельскому сюжету. В первом четверостишии говорится о Сыне, распятом на кресте и взывающем к Отцу и Матери. Во втором о Матери. Магдалина бьется и рыдает, любимый ученик каменеет. Они еще могут что –то чувствовать. Мать молчит.
9 Это молчание настолько страшно, что туда, где она стояла, «так никто взглянуть и не посмел». Искупительные страдания Сына здесь воплощают страдания всех сыновей той же поры, а муки Матери, зрящей смерть Сына на кресте, - муки всех матерей, их мужество и заступничество. Образ окаменевшей в своем горе Богородицы перекликается с идеей памятника из «Эпилога», а название тюрьмы «Кресты», которая обозначена в «Эпилоге» как красная, ослепшая (т.е. без окон) стена, перекликается с образом креста из «Распятье». Тема памяти и забвения,звучащая лейтмотивом во всей поэме, станет главной в «Эпилоге». Героиня молится « не о себе одной,// А обо всех, кто там стоял со мною», вспоминает их, разных: «всегда и везде, // О них не забуду и в новой беде». Именно для них она соткала «широкий покров// Из бедных. У них же подслушанных слов».И это дает ей право надеяться на то, что и ее помянут когда-нибудь.А если задумают воздвигнуть памятник, она даст на него согласие с условием не ставить его в родных памятных местах: «ни около моря, где я родилась», « не в царском саду у заветного пня». Памятник должен стоять у Крестов, где «стояла я траста часов// И где для меня не открыли засов». Даже в смерти она боится забыть то, что видела здесь. Этот памятник материнскому страданию будет стоять в молчании, только природные звуки нарушат его: И пусть с неподвижных и бронзовых, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.
10 Поэма построена так, что главы лирического цикла объединены одним сюжетом, что создает психологическое напряжение. Тон поэмы возвышенный, преобладает высокий стиль, не смотря на прозаические подробности : «тифозный чад», «бледный от страха управдом». Ахматова остается верной себе в использовании конкретных, точных деталей и тонкого психологизма в изображении человека : «Улыбка вянет на губах покорных,//И в сухоньком смешке дрожит испуг»; «красивой тряхнув головой» ; «выла старуха,как раненый зверь».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.