Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСергей Тарновский
1 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Социальное обслуживание на дому
2 В 2009 году впервые Министерством были проведены социологические исследования «Качество и содержание социального обслуживания на дому пожилых людей» и «Оценка деятельности персонала как фактор повышения эффективности труда социального работника». Исследования проводились в целях всесторонней оценки надомного обслуживания, в том числе выявить степень загруженности социального работника, особенности взаимоотношений социальных работников с подопечными и попробовали составить социальный портрет социального работника. 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ
3 Методом социологического опроса мы выбрали анкетирование пожилых граждан и инвалидов, жителей города Нальчика, которые пользуются услугами «Центра социального обслуживания населения по городскому округу Нальчик Министерства труда и социального развития КБР» и соответственно самих социальных работников этого центра. В ходе данной работы изучались позиции как граждан, обслуживаемых на дому, так и социальных работников, осуществляющих предоставление этих услуг. 2. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ
4 Исследование позволило комплексно проанализировать социально - демографические характеристики клиентов социальных служб и социальных работников. Так, социально-демографический портрет обслуживаемого выглядит следующим образом: это от 76 до 85 лет одиноко проживающая женщина. Среднестатистический социальный работник – это от 30 до 59 лет женщина, имеющая среднее профессиональное образование. 3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ
5 3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Возрастная структура женщин, получающих социальное обслуживание на дому
6 3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Возрастная структура опрошенных социальных работников
7 3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Количество подопечных, обслуживаемых социальными работниками
8 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Важной задачей исследования было выявление степени загруженности социальных работников. Результаты исследований показали, что 43,2% социальных работников обслуживают 8 подопечных, 31,8% - имеют 9 подопечных. Немногим меньше - 20,5% обслуживают 10 пожилых людей, 2,3% и 2,7% опрошенных обслуживают 5 и 12 подопечных соответственно. На конец февраля текущего года центром обслуживалось 386 одиноких граждан, при штате 60 социальных работников. Получается, что в среднем один социальный работник Центра предоставляет социальные услуги в надомных условиях 6 пожилым людям. Тогда как усредненная цифра по России 8-12
9 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Отношение респондентов к платным социальным услугам
10 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ И здесь закономерно возникает вопрос, а какие факторы, тормозят внедрение системы платного социального обслуживания. И мы попробовали выявить ряд основных факторов: - низкий уровень жизни населения; - низкий уровень правосознания населения, во многом связанный со слабой просветительской работой; - слабая разработка механизмов реализации платных социальных услуг; - специфика ментальности населения республики, заключающая в ожидании от государства бесплатной или дешевой помощи; - отсутствие рекламы платных социальных услуг среди местного населения Как уже говорилось выше, на начало года надомным социальным обслуживанием в г.Нальчике было охвачено 386 пожилых граждан. Из них: 288 (73%) – на полной оплате социальных услуг 52 (14,5%) – на частичной оплате 46 (12,5%) – бесплатно
11 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Структура основных видов социальной помощи, получаемой пожилыми на дому
12 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Респондентам было предложено ответить на вопрос о том, какие проблемы являются для них наиболее острыми. Ведущее место среди проблем занимают проблемы связанные с состоянием здоровья (86,2% у мужчин и 83,2% у женщин). На втором месте материальные проблемы – 58,6% - мужчины, 58% женщины. Следует отметить и актуальность проблемы одиночества для обоих полов – 39,7% мужчин и 48,6% женщин отметили на это явление.
13 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Структура проблем граждан, пользующихся надомным обслуживанием
14 4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Данный факт следует учесть в дальнейшем планировании мероприятий по социальной поддержке пожилых людей, поскольку решение вопросов с одиночеством и досуга является важнейшим фактором нормального физического и психического состояния престарелых. Отдельная тема исследования – взаимоотношения получателя услуг и социального работника. Была проанализирована удовлетворенность гражданина социальными услугами в целом и по отдельным составляющим: стоимости, периодичности предоставления, объему услуг, доброжелательности и ответственности социального работника, а также другим характеристикам.
15 5. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Сравнительная диаграмма оценок респондентов качества реализуемых социальными работниками услуг на дому (по микрорайонам города)
16 5. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ При этом следует отметить разницу оценок пожилых людей по микрорайонам города. Данный факт требует обращения особого внимания руководителя к повышению профессиональной компетентности отдельных социальных работников. Анализируя данные опроса самих социальных работников о степени удовлетворенности различными условиями работы, складывается следующая картина. Почти 80% опрошенных ответили, что не удовлетворены размером получаемой заработной платой, 15,9% - затруднились ответить, лишь 4,6% в некоторой степени удовлетворяет этот параметр. Об удовлетворенности престижностью своей профессии, большая часть опрошенных высказалась отрицательно – 48%, 34% затруднились ответить, и лишь 18% удовлетворены своим профессиональным статусом.
17 5. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Степень удовлетворенности социальных работников престижностью профессии
18 5. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Результаты позволяют сделать вывод об общем для социальных работников уровне неудовлетворенности профессией, что неизбежно сказывается на отношении к профессиональным обязанностям и качеству предоставляемых услуг. Важным элементом удовлетворенности профессией является возможность повышения квалификации. В анкете был вопрос о степени удовлетворенности социальных работников возможностями повышения квалификации.
19 5. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Степень удовлетворенности социальных работников возможностями повышения квалификации
20 5. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Почти 40% опрошенных высказались неудовлетворительно в отношении данного фактора, 43%- затруднились ответить. Полученные ответы свидетельствуют, на наш взгляд о двух тенденциях. Во-первых, значительная часть опрошенных испытывает некий недостаток компетентности в процессе работы, во-вторых, почти столько же социальных работников не имеют представления о том, необходимо ли им вообще повышать квалификацию. Такие тенденции имеют негативный характер, поскольку существует риск того, что профессиональная деятельность социальных работников является формально-инструментальной, не выходящей за рамки бытового обслуживания. Данный факт, к сожалению, доказывает, что курирующий отдел Министерства мало уделяет внимание методической работе с социальными работниками, ограничиваясь только тем, что предоставляет им необходимые нормативные акты. Следующей важной частью исследования было психологическое тестирование социальных работников на предмет выявления уровня эмоционального выгорания.
21 6. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Степень формирования синдрома эмоционального выгорания у социальных работников
22 7. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что проблема «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников актуальна, т.к. у 95% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы выгорания. Эти данные свидетельствуют о недостатках организации труда социальных работников, недостаточном уровне их квалификации и низкой в целом удовлетворенности профессией, что вызывает синдром «выгорания», что в свою очередь неизбежно сказывается на качестве реализуемых услуг и взаимоотношениях с подопечными.
23 8. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ Таким образом, благодаря проведенным исследованиям получен значительный объем информации о надомном обслуживании в городе Нальчике, изучены различные точки зрения, по результатам, разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию профессиональной подготовки социальных работников и качеству представляемого социального обслуживания на дому одиноких и пожилых, получающих эту помощь. Из этого перечня предложений, чтобы не занимать много времени, выделю основные моменты, (мы все предложения подробно расписали в материалах исследований)
24 9. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ в частности предлагаем: внести изменения в республиканские нормативно – правовые акты, регламентирующие оплату социальных услуг гражданами старшего поколения и инвалидами; постоянно расширять перечень гарантированных социальных услуг, оказываемых на платной основе, учитывая потребительские запросы и платежеспособность граждан старшего поколения и инвалидов; информировать население через СМИ об их правах, объемах и видах социального обслуживания; развивать систему повышения квалификации социальных работников; обеспечить социальным работникам необходимые возможности и условия труда для оказания социальных услуг;
25 © 2011г. Министерство труда и социального развития КБР , КБР, г.Нальчик, ул. Кешокова, 100 Web: Тел.: +7 (8662) , Факс: +7 (8662) , Горячая линия: +7 (800)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.