Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГерасим Шуклин
1 Результаты экспертизы образовательных программ
2 1. Участие работодателей в разработке и реализации ООП. 2. Профили подготовки бакалавров и магистерские программы. 2. Цель (миссия) ООП. 4. Результаты обучения. 5. Программы учебных дисциплин. 6. Программы практик. 7. Программы итоговой аттестации. 8. Доступность и открытость ООП (размещение на сайте вуза). 9. Внешняя экспертиза ОПОП. Параметры и компоненты ОПОП
3 При определении полноты разработки ООП эксперты руководствуются определением, содержащимися в статье 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I «Об образовании» и статье 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: «Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии». Соответственно, минимальным обязательным набором компонентов ОПОП при ее экспертизе считаются: 1. Учебный план. 2. Годовой календарный учебный график. 3. Рабочие программы учебных курсов. 4. Программы учебной и производственной практик.
4 Цель экспертизы - определение качества ОПОП, выраженной в: » полноте и логике выстраивания ОПОП, » востребованности рынком заложенной в ней компетентностной модели обучения, » соответствии компонентов ОПОП ее целям и компетентностной модели выпускника, » отражении компетентностного подхода в программах учебных дисциплин, практик и программы ИГА, » новых образовательных технологиях и формах обучения, средствах и способах оценки компетенций, » эффективном планировании участия работодателей в образовательном процессе.
5 Косвенным образом оценивается: состояние внутривузовской нормативно-методической базы (разработанные для реализации ФГОС положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов, о формах организации самостоятельной работы студентов (СРС) и контроле за ее результатами, об учете нагрузки преподавателей в условиях увеличения доли СРС в учебном процессе, о порядке взаимодействия с объединениями работодателей и т.п.); уровень нормативно-методической грамотности разработчиков ОПОП (их знакомство с нормативными и методическими документами федерального уровня); степень включенности в общий процесс реформы ВПО – и в том числе информированность о ее базовых принципах – преподавателей, создававших программы учебных дисциплин и практик.
6 Алгоритм Tuning: Шаг 1. Подтверждение социального «заказа» на программу, определение ее профиля; Анкетирование Получение экспертного заключения Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения Компетентностная модель Шаг 3. Определение ОКВ и ПКВ компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы определенного профиля Компетентностная модель Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы (состав модулей и их объем в зачетных единицах) Учебный план Программы дисциплин Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций ФОС Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций ? Шаг 7. Создание системы оценки и обеспечения качества обучения ?
7 В соответствии с данным алгоритмом экспертиза направлена на наличие в структуре ОПОП следующих разделов, в том числе: 1. Цель (миссия) ООП (общая характеристика профессиональных и личностных качеств выпускника, пояснение, в каких сферах деятельности и отраслях экономики он будет востребован). 2. Компетенции, формируемые в результате освоения ОПОП (в первую очередь – дополнения к перечню компетенций, содержащемуся во ФГОС). Матрицы соответствия структуры учебного плана заявленным в ОПОП компетенциям. 3. Нормативно-методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП (материалы и рекомендации по проведению текущей и промежуточной аттестации). 4. Программы учебных дисциплин и практик. 5. Требования к итоговой государственной аттестации. 6. Отражение в ОПОП взаимоотношений вуза с работодателями. 7. Открытость ОПОП для всех участников образовательного процесса; доступность компонентов ООП на официальном информационном ресурсе вуза.
8 Г) формальность описаний целей и результатов обучения в ОПОП в целом, а также в программах учебных дисциплин и практик; Д) недостаточное использование активных и интерактивных форм проведения занятий и отсутствие соответствующих методик (ИТиСТ и ФДиПИ ниже установленного норматива); Е) недостаточная конкретизация форм и способов оценки сформированности компетенций в программах дисциплин и практик, а также в Программах ИГА; Ж) недостаточная (или полное ее отсутствие) привлеченность работодателей к разработке и реализации ОПОП; З) недостаточное отражение в ОПОП конкретного регионального содержания и специфики образовательного потенциала университета. НЕДОСТАТКИ ОПОП :
9 » Проработанность раздела «Работодатели» (Кемеровский ГУ, Чувашский ГУ, Южный федеральный университет, Балтийский федеральный университет). » Разработанность системы контроля качества (Кабардино-Балкарский ГУ). » Проработанность раздела «Воспитательная и социокультурная среда вуза» (Башкирский ГУ, Кемеровский ГУ, Оренбургский ГУ, Южный федеральный университет). » Проработанность раздела об ИГА (Тверской ГУ, Тамбовский ГУ). » Хорошая разработка программ производственных практик для бакалавров и магистров (Томский ГУ, Башкирский ГУ). Положительный опыт разработки разделов ОПОП (по результатам экспертизы АКУР)
10 Положительный опыт по разработке ОПОП в университете: 1.Все программы в аннотированном виде размещены на сайте университета 2.Обновление ОПОП осуществляется ежегодно в соответствии с установленными требованиями 3.Обеспечение рабочими программами составляет 94 % 4.Разработана автоматизированная программа по формированию ОПОП на кафедре «ИиЭС» доц. Кузьмичевым А.Б.
11 Провести доработку, коррекцию и совершенствование ОПОП на основе ФГОС по следующим параметрам: » Согласовать цели и содержание программы с требованиями работодателей, подтвердив востребованность профилей подготовки выпускников региональным рынком труда.(получив экспертное заключение либо результаты анкетирования) » Проверить взаимное соответствие результатов обучения, набора компетенций и содержания (ФГОС - компетентностная модель - рабочие программы дисциплин – ФОС (фонды оценочных средств); » Оценить применяемые технологии и осуществить подбор наиболее эффективных образовательных технологий, оценочных средств, необходимых для действительного формирования и качественной оценки сформированности заявленных в ОПОП компетенций. » Обеспечить открытость и доступность программ для всех преподавателей университета, с целью распространения лучшего опыта, лучших практик и работы по совершенствованию ОПОП. » Доработать учебные планы в разделах «Дисциплины по выбору» в соответствии с реализуемыми профилями и видами профессиональной деятельности, к которой, в основном, готовится выпускник. » Подать сведения по стимулированию лучших практик по реализации ОПОП по итогам года РЕКОМЕНДАЦИИ разработчикам:
12 1.Провести дальнейшую кластеризацию компетенций, добившись группировки схожих формулировок компетенций ФГОС по различным направлениям подготовки, с целью разработки междисциплинарного методического обеспечения и соответствующих ФОС 2. Установить соответствие компетенций и результатов обучения, организовав проверку соответствия компетенций и формулировок результатов обучения (в формате «знать», «уметь», «владеть») в рабочих учебных программах и при необходимости произвести соответствующую коррекцию 3. Разработать механизм мониторинга условий реализации основных профессиональных образовательных программ и их рецензированию. 4. Разработать объективные процедуры и провести аттестацию обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП. 5. Перевести систему оценки и обеспечения качества обучения в университете в компетентностный формат. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ на уч. год:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.