Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЖанна Чаадаева
1 Креативные ситуационные центры вузов как эффективный инструмент повышения качества образования и управления в условиях кризиса Шевырёв А.В. (МАЭП) Горшков Д.В. (ГУУ) Научно-практическая конференция «Ситуационные центры 2009» (современные информационно-аналитические технологии поддержки принятия решений) Москва апреля 2009
2 Потеря управляемости Управленческие практики Обучающие практики Познавательные практики =? Объективные причины кризисов: неадекватность когнитивных, управленческих и образовательных практик (формирование кризисной «воронки») 2 Состояние Объект управления : Кризис !!! Возникает порочная кризисная «воронка»: … низкое качество управления снижение качества результатов деятельности снижение конкурентоспособности организаций уменьшение финансовых ресурсов снижение восприимчивости к инновациям ещё большее снижение качества управления …
3 2009 год креативности и инноваций в ЕС Новый толчок к творчеству и новаторству в Европе: официальное открытие европейского года в Праге 7 января 2009 года. Чешское Председательство в ЕС и Европейская Комиссия в среду дали официальный старт Европейскому году креативности и инноваций 2009 под девизом «Представляй. Создавай. Будь инновационным». Год был открыт на церемонии в Праге Президентом Еврокомиссии Жозе Мануелем Баррозу и чешским Премьер-министром Миреком Тополанеком. Целью Года является развивать творческие и инновационные подходы в разных секторах человеческой деятельности и помочь предоставить Европейскому Союзу средства, чтобы встретить грядущие вызовы в глобализованном мире.
4 Сегодня менеджмент становится универсальной наукой – пройдя долгий путь от управления трудовыми операциями Ф.У. Тейлора до управления мыслительными (ментальными) операциями нелинейного мышления. У менеджмента появились новый предмет – феномен системной креативности и объект управления – процесс креативного мышления. Конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея, а сама способность постоянно генерировать и внедрять «пакеты» таких идей в жизнь. Ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом - это непрерывное творческое развитие. Человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование человека креативного типа (homo creator) предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления. В такой культуре акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию.
5 Исходные посылки концепции системно-креативного мышления и управления (СКМ): Основная компетенция современного менеджера – эффективная ориентация и поведение в сложных проблемных ситуациях; Проблемы являются следствием неадекватности методов познания (управления) текущему состоянию объекта познания (управления) – закон необходимого разнообразия У.Р. Эшби. Эффективность решения проблем обеспечивается эффективностью (многомерностью) мышления и управления, «удержанием» растущего разнообразия; Эффективность (многомерность) мышления и управления достигается с помощью системно-креативного мышления, лежащего в основе системно-креативного менеджмента (СКМ); Практическая реализация СКМ осуществляется с помощью специальных технологий, реализованных в программных продуктах, которые используются в среде современных интеллектуальных организаций (ИО) в аппаратно- технической среде ситуационных центров;
6 Креативность – способность генерации нового знания путём технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.
7 Креативный менеджмент – системное управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного)
8 Зачем нужна системная креативность в управлении? Многомерное системное видение проблемных ситуаций как целого, «схватывание» и «удержание» растущего разнообразия реальности, «фильтрация» беспорядка; Глубокая переработка уже существующих ресурсов, в т.ч., переосмысление опыта, «запертого» в старых шаблонах, извлечение «корней» сложных явлений; Недостаточность (недоступность) стандартных решений при наличии системных проблем («Всё связано со всем»); Поиск новых, нестандартных возможностей при решении проблем, выбор более жизнеспособных решений.
9 Реализация СКМ в программной среде Учебных КСЦ: - формирование эффективных управленческих команд (по Р.М. Белбину); - формирование и развитие у участников сессий практических навыков управленческого проектирования и эффективной ориентации в сложных проблемных ситуациях; - управление командной креативностью в процессе решения управленческих проблем в режиме реального времени. 9
10 КСЦ Преподаватель- тьютор: работа с базами данных, статистикой, графикой (гиперэкранами), интернетом, мультимедийная связь с командами и т.д. Team Creator Вывод на экран проблемной ситуации управленческого проекта одной из команд Схема использования технического и программного обеспечения в учебном КСЦ МАЭП Экран: Команда 1 (управленческий проект 1) Команда 2 (управленческий проект 2) Команда n (управленческий проект n) Аудио-связь и ПС- связь команд по локальной сети с ППС-тьютором Видеопроектор Аудио-связь и ПС- связь между командами 10
11 Индивидуальная работа в классе - один пользователь один проект КСЦ
12 Командная работа в классе (КСЦ) – одна команда - один проект КСЦ
13 Индивидуально-командная работа (одна команда): класс (КСЦ) – «поле» - класс (один проект) КСЦ Эврика
14 Индивидуально-командная работа (несколько команда): класс – «поле» - класс (несколько команд - несколько проектов) КСЦ Эврика КСЦ Эврика
15 Структурная схема ПК «ТТРП-ЭВРИКА» (свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам ) Мультимедийный учебно- методический комплекс «Основы креативного менеджмента» (МУМК: учебно-методическое обеспечение системно-креативного мышления и управления) Программный комплекс «Технология творческого решения проблем» (ПК ТТРП-Эврика: командная работа в классе по отдельным учебным дисциплинам) Программа «Креативный ситуационный центр» (КСЦ-Эврика: разработка командных управленческих проектов в режиме деловых игр) Программа «Эврика» (индивидуальная работа вне класса) Программа «TeamCreator» (управление индивидуальной и командной креативностью в режиме реального времени)
21 Проект «Народосбережение» (2005 г) Системная визуализация проблемной ситуации
22 Связь экранов в проекте при работе с «учебным КСЦ-Эврика» Главный экран проекта 1.0 Экран 1.1Экран 1.k Экран 1.1.1Экран 1.1.m Экран 1.k.1Экран 1.k.p Гиперсвязь между экранами разных целей проектов Система экранов подпроектов проекта
23 Общество Коммерческие структуры Маргинализация ДетиБрак Роль и место семьи в обществе Финансы Бюджет Семья Социальная помощь Образование Медицина и здравоохранение Защита прав Дети инвалиды Демография П/Возрастная стр-ра Уровень образования Работа Доходы/Расходы Потребление(потр.корзина) Досуг Прожиточный минимум Приватизация Выселение Право собств. предоставление Жилье Ипотека Программа Доступное Жильё Молодой Семье Государство Брачный договор Виды брака Органы соц. опеки Патронажная Отец Мать Материнский капитал Родители Права родителей Стадии развития Военная служба 01 Насилие в семье Безопасность Незаконное усыновление Родственники Развод Алименты Воскресная Усыновление Медосмотр Дет. дома Дети сироты Вовлечение несов-х в совершение антиобщ. действий Уголовная ответств. несов-х Использование труда несов-х Льготы В том числе компенсации семьям… льготы по оплате ЖКХ
25 Программный комплекс ТТРП-ЭВРИКА позволяет: Связать знания слушателей по различным учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс образования; Сформировать и совершенствовать навыки управления и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности и образовательные потребности слушателей; Значительно облегчить практическую работу преподавателей и слушателей в компьютерных классах, перевести их в исследовательский режим. Сделать эту работу интересной и захватывающей, повысить производительность труда преподавателя, дать возможность студенту работать самостоятельно; Повысить «чувствительность» пользователей к проблемным ситуациям; Привить вкус пользователей к культуре аналитической работы; Повысить качество и интенсивность обучения по другим дисциплинам, включив в них элементы системно-креативного мышления; Минимизировать затраты на программное обеспечение профессиональной подготовки слушателей и ее главной составляющей системно-креативного мышления (одна интегрированная обучающая система для самых разных учебных дисциплин: экономических, юридических, социальных, психологических, технических и т. д.);
26 Восприимчивость системы управления Востребованность субъектов управления Методы познания Состояние объектов управления вузы =? Неадекватность социальных практик - формирование кризисной «воронки» вуза t, L, ФЗ, АС, … 26 Познавательные практики Управленческие практики Обучающие практики «Утечка мозгов» =?
27 Возникает порочный логический круг (кризисная «воронка»): … низкое качество образования, управления слабый выпуск, снижение качества результатов деятельности снижение конкурентоспособности организаций в т.ч. вузов уменьшение финансовых ресурсов снижение восприимчивости к инновациям снижение имиджа вуза, организации более слабый набор в организации и вузы ещё большее снижение качества образования … Чтобы разорвать этот порочный круг нужно сосредоточить усилия вузов на самых приоритетных элементах этой цепочки, создавая эффект положительной обратной связи. Предлагается усиливать 3 элемента – качество образования и управления вузом (внутренние элементы) и увеличение финансовых ресурсов (внешний элемент). Разумеется, они взаимосвязаны – улучшая качество образования и управления вузом, мы усиливаем его конкурентоспособность, а, следовательно, приток финансовых ресурсов, и, обратно, увеличение финансовых ресурсов позволяет повысить качество образования и управления.
28 Стратегия функционирования и развития вузов в концепции СКМ (разрыв замкнутого логического круга) ВУЗЫ Вход (opt набор студентов, слушателей) Выход (выпуск студентов) Системы управления Новые объекты, услуги, продукты Восприимчивость ~ Востребованность ~ 28 Эксклюзивное качество образования Эффективное управление вузом Увеличение финансирования, рост имиджа
29 Направления повышения качества образования и конкурентоспособности вуза СЦ: Повышение конкурентноспосбности ВУЗа КЦ: Формирование и развитие навыков системно-креативного Мышления и управления Школа креативности (факультатив) Учебный КСЦ на базе класса- мастерской управленческого мышления НИЦ креативного мышления Обучение Ректорат МАЭП Подготовка ППС-тьюторов Тренинг- семинар для ППС Повышение квалификации п/подготовка, магистратура, аспирантура Обучение студентов СКМ, креативный менеджмент Другие виды работ для ВУЗа: мультимедийные учебно-методические комплексы и т.д. Клуб встреч с интересными людьми ? Ассоциация выпускников МАЭП Продвижение работ НИЦ: Реклама, PR Обучение, консалтинг, разработка, экспертиза и мониторинг целевых программ и нормативно-правовых актов, административных регламентов и т.д. для государственных, коммерческих и общественных организаций Вне России В России Гос. и комм. орг. Другие ВУЗы Подготовка рефератов, курсовых, ВКР, конкурсных проектов и т.д. Разработка концепций, технологий, методик, ПО и др. видов продукции НИЦ: МУМК, книги, буклеты, и т.д. КСЦ МАЭП ? Дискуссионно- аналитический клуб 29
30 Виды программных продуктов и образовательных услуг для формирования и развития системно-креативного мышления Системно-креативный менеджмент (SMC) Программный комплекс «ТТРП- ЭВРИКА» (более 50 модулей) МУМК DVD ТТРП Эврика Учебный КСЦ Обучение Обучение ППС- тьюторов (для ВУЗов, организаций) Обучение студентов ВУЗов и сотрудников гос. и комм. организаций Корпоративный тренинг-семинар «Креативный менеджмент» «Технология творческого решения проблем» в 2- х томах «Использование информационно- аналитических технологий при принятии управленческих решений» «Креативный менеджмент: синергетический подход» УМК Архив управленческих проектов (более 50) Архив креативных решений (более 350) 30
31 «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих» И.Ильф, Е.Петров Введение технологий системно- креативного мышления и управления в учебный процесс и управление вузами
32 Предложения вузам 1) Организация обучения для ППС: а) тренинг-семинар «Основы системно-креативного мышления и менеджмента» часа (2-9 дней) с проведением командной деловой игры по проблемным ситуациям (учебным дисциплинам), предложенным слушателями; б) семинар-практикум «Обучение креативности в ВУЗе» часа (2-3 дня), обучение пользователей ПК 8-12 часов (1-2 дня). Обучение проводится на базе Вашего ВУЗа, с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации государственного образца; 2) Внедрение программного обеспечения по системно-креативному мышлению и менеджменту (ПК «ТТРП-ЭВРИКА», свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам ) в учебный процесс Вашего ВУЗа, прежде всего программы «Учебный креативный ситуационный центр (КСЦ)»; 3) Совместное с Вашим ВУЗом внедрение методик, технологий и программного обеспечения системно-креативного мышления и менеджмента в деятельность коммерческих и государственных организаций (управленческое обучение и консультирование, разработка и экспертиза целевых программ, мониторинг системы законодательства и правоприменения); 4) Создание межвузовского виртуального научно-инновационного центра (лаборатории) по внедрению технологий, методик и программного обеспечения системно-креативного мышления и управления в учебный процесс и управление вузами.
33 Шевырёв Анатолий Викторович Горщков Д.В
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.