Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарина Тронина
1 Психические познавательные процессы Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. Мышление, воображение, речь
2 Цель лекции: сформировать представление о мышлении, воображении, речи как психических познавательных процессах
3 Изучив данную тему студент должен уметь: определения мышлению, воображению, речи; основные психические процессы; характеристики внимания; классификацию памяти и внимания; формы и процессы. Студент должен иметь представление: о мнемонике ( приемы запоминания) о факторах, способствующих привлечению и снижению внимания
4 Основные вопросы: 1. Мышление. 2. Воображение. 3. Речь.
5 Основные понятия: познавательные процессы
6 МЫШЛЕНИЕ Вопрос 1.
7 Мышление высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. ( Цит. по Бондарчук Е.И.) Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. (Цит. по Реан)
8 Основа мышления – аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.
9 С О Д Е Р Ж А Н И Е М Ы Ш Л Е Н И Я Мыслительные операции Формы Виды Способы Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Конкретизация Понятие Суждение Умозаключение Наглядно-действенное Образное Отвлеченное Индукция Дедукция Теоретическое Практическое
10 Анализ (разложение, расчленение) мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей. Синтез (соединение, составление) мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон, элементов предметов или явлений в единое целое.
11 Сравнение сопоставление выделенных признаков предметов и явлений с целью отыскания сходных и различных их свойств. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
12 Конкретизация мысленный переход от общего к единичному, использование выявленных закономерностей в конкретных примерах. Обобщение мысленное объединение предметов или явлений по их общим существенным признакам.
13 Абстракция ( отвлечение) мысленное вычленение существенных свойств, признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных.
14 Формы мышления Понятие это мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например: учебник, студент, преподаватель. Суждение форму мышления, содержащую утверждение или отрицание связи между предметами и явлениями. Например: Сегодня солнечный день. Умозаключение форму мышления, при которой на основе нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.
15 Виды мышления Наглядно-действенное – мышление непосредственно включенное в деятельность. Образное – мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное – осуществляющееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
16 Теоретическое мышление: направлено на познание наиболее общих законов и правил; оперирует наиболее общими категориями и отвлеченными понятиями(научные концепции, теории, методологические основания науки) составляет основу научного творчества. Виды мышления
17 Практическое мышление направлено на подготовку физических преобразований действительности: постановка цели создание плана, проекта схемы действий и преобразований. Виды мышления
18 Мышление неразрывно связаны с речью. Речь способствует формулированию и передачи мысли посредством языка; установлению связи между значениями слов ( формой словесно-логического мышления). Внутренняя речь - основа мышления.
19 Интеллект - внутренняя структура, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться. (Ж. Пиаже и Д. Векслер)
20 Виды интеллекта академический вербальный взрослый кристаллизованный психометрический аналитический групповой коммуникативный математический свободный социальный
21 ВООБРАЖЕНИЕ Вопрос 2.
22 Воображение - форма психического отражения, состоящая в создании новых образов на основе воспринятых ранее. (Цит. по Бондарчук Е.И.)
23 Основа воображения - процесс образования новых сочетаний из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. Результат воображения -предвидение конечного результата деятельности.
24 Воображение Форма синтеза Способ активности агглютинация акцентирование схематизация типизация активное пассивное
25 Особый вид воображения – мечта, как образ желаемого будущего.
26 Воображение и творчество процесс создания новых, оригинальных продуктов и идей
27 Методы решения творческих задач и поиска творческих идей метод мозговой атаки" метод фокальных объектов метод контрольных вопросов
28 Стадии творчества (по Г. Уоллесу) Подготовка (зарождение идеи). Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). Проверка.
29 РЕЧЬ Вопрос 3.
30 Речь - это процесс общения людей посредством языка. (Цит. по Маклакову) Речь - процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.
31 Язык это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. ( Цит. по Маклакову)
32 Психологическая характеристика речи Речь Свойства речи Функции речи Функции речи Виды речи
33 Психологическая характеристика речи Свойства речи Выразительность Понятность Воздейственность Содержательность Наставление Поручение Просьба Приказание Инструктаж Совет
34 Психологическая характеристика речи Функции речи Выражение Сообщение Воздействие Обозначения
35 Виды речи Устная Внутренняя Письменная Диалогическая Монологическая Психологическая характеристика речи
36 1. Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете? Контрольные вопросы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.