Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлиса Лутошина
1 Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального образования © Центр профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
2 ЗадачаПравовой акт Введение государственных профессиональных стандартов (ПС), соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников Программа социальных реформ в Российской Федерации на период годов // Постановление Правительства РФ от Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в годах» // Постановление Правительства РФ от Приведение национальной системы ПС в соответствие с требованиями, предъявляемыми на международных рынках труда Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу ( годы) // Распоряжение Правительства РФ от р (с изм. на ) Разработка образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (ПС) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ от р И Т.Д. Новейшая история профессиональных стандартов в России
3 Разработка и внедрение ПС Зачем? Почему? Кто? С кем? Для кого? Как? методика разработки применения
4 25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. III. Порядок применения ПС Постановление Правительства РФ от N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов"
5 Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКСПС ПредметДолжность / профессия Вид профессиональной деятельности Единица описания Должность / профессияТрудовая функция Содержание и характер описания Общее, «экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВПД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Последовательная декомпозиция, системное описание ПД Разработчики Минздравсоцразвития (Минтруд) России совместно с ФОИВ Проф. сообщество, работодатели ???? Поэтапная замена ЕКСД, ЕТКС на ПС???? План разработки профессиональных стандартов, п.12 (Распоряжение Правительства РФ от )
6 Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта* ОТФ ТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года 170н
7 Описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бизнес-процесс), обеспечивающую (ий) достижение поставленных целей (задач) Не описывает требования к человеку (работнику), должностные обязанности Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ управляемого бизнес- процесса, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ Профессиональный стандарт (ПС)
8 Создание профессиональных стандартов по ВЭД «Образование» + создание отраслевой рамки квалификаций (определение перечня ПС (ВПД), ОТФ/ТФ по каждому ВПД и их уровня квалификации) Основное и дополнительное Обучение и воспитание «Обеспечение»* Управление *«Обеспечение»: психологическое, научно- методическое, организационно-методическое, социально-педагогическое
9 Наименование ПС по ТЗ: Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) Педагог дополнительного образования детей и взрослых (педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых) Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (педагогическая деятельность в …) ПРЕДЛОЖЕНИЕ
10 АНАЛИЗ ТД: последовательная декомпозиция ВЭД (ОПД) => ВПД => ОТФ => ТФ ПРАВИЛА: =>ТД => У => З -автономность -сертифицируемость -полнота: ТФ1+ТФ2+ТФn=ОТФ, ОТФ1+ОТФ2+ОТФn = ВПД -правило малых чисел (2-5 ОТФ в ВПД, 4-7 ТФ в ОТФ) Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД, должностные инструкции; ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС и др. Основа разработки ПС - функциональный анализ ТД Разработчики: работодатели и проф.сообщество Основной механизм разработки – согласование Методы (формы): опрос, фокус-группа, дискуссия и др. Документы, содержащие квалиф. характеристики (требования к деятельности)
11 ТФ ТФ - трудовая функция ОТФ – обобщенная ТФ Методические рекомендации: «Возможные наименования должностей» - примеры наименования должностей работников, выполняющих данную ОТФ
12 Методическое обеспечение Организация учебной и иных видов деятельности обучающихся Организационно-педагогическое сопровождение ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дополнительное образование детей и взрослых Высшее образование (ВО) Среднее проф. образование (СПО) ДПО
13 Дополнительное образование детей и взрослых: обобщенные трудовые функции (ОТФ) Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (общеразвивающим и предпрофессиональным) Возможные должности Педагог дополнительного образования (ДО), старший педагог ДО, тренер- преподаватель, преподаватель Методист Педагог- организатор
14 СПО и ДПО: обобщенные трудовые функции (ОТФ) Преподавание по программам СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Научно-методическое обеспечение Организация и проведение учебно- производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся Организационно-методическое обеспечение Преподаватель Мастер производственного обучения Методист Старший методист Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) Возможные должности
15 ВО и ДПО: обобщенные трудовые функции Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП… Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП … * Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации * Возможные должности Ассистент Преподаватель Ст. преподаватель ДоцентПрофессор Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) *К данной ОТФ также относится преподавание по иным программам ВО и ДПП, если соответствующие курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 (7) уровня квалификации (например, ин.язык в аспирантуре, не связанный с его освоением как профессии)
16 Вводим уровни квалификации Реальность сложнее! Каков уровень квалификации ОТФ? Одинаков ли уровень квалификации: «преподавателя», «мастера производственного обучения», «педагога ДО» «ст. преподавателя - преподавателя – ассистента» и т.д. ??? Надо ли выделять подуровни?
17 Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Основные пути достижения уровня квалификации: программы бакалавриата, программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование, практический опыт
18 Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности круп- ных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Основные пути достижения уровня квалификации: программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт
19 Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повыше нием эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт
20 СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Уровень квалификации НШ ОШСШНПОМСПО БАС
21 Педагогическая деятельность = ОТФ1+ОТФ2+ОТФ3+ОТФ4 ОТФn = ТФ1+ТФ2+…+ТФn ТФn = ТД1+ТД2+…+ТДn Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности конкретного педагога «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ педагогической деятельности ПС – ориентир для разработки образовательных программ подготовки и ПК педагогических кадров: результаты обучения (освоенные ТФ) + содержание (умения и знания)
22 ОТФУКТФУ(П)К Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (ДОП) 6 Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение ДОП 6.1 Организация досуговой деятельности обучающихся6.1 Обеспечение взаимодействия с родителями … при решении задач обучения и воспитания 6.1 Педагогический контроль и оценка освоения ДОП6.1 Разработка программно-методического обеспечения реализации ДОП 6.2 Организационно- педагогическое обеспечение реализации ДОП 6 Организация и проведение массовых досуговых мероприятий 6.2 Развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых 6.3 Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др. 6.3 Организационно- методическое обеспечение реализации ДОП 6 Организация и проведение исследований рынка услуг ДО детей и взрослых 6.3 Организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами ДО программно-методического обеспечения 6.3 Управление качеством ДОП в организации…6.3 Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых
23 Характеристика ОТФ в ПС По каждой ОТФ в ПС приводятся: Возможные наименования должностей Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы Особые условия допуска к работе Устанавливается связь с действующими классификаторами (ОКЗ, ЕКС, ОКСО) По каждой ТФ в ПС приводятся: Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Характеристика ТФ в ПС
24 ПС 24 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, стимулировать качество труда работников (в т.ч. путем НСОТ), получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать КОСы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС?
25 НИУ МГУ СпбГУ 1 2 ФГОС ФГОС= ПРОГРАММА ФГОС «РАМОЧНОСТЬ» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФГОС-2 ФГОС-3 ФГОС-4
26 НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ФГОС ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ УРОВЕНЬ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ФГОС РАЗВИТИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ НАУКА ДРУГИЕ … СТАНДАРТНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ УКРУПНЕННЫХ ГРУПП
27 ??? ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Культура, образованность ??? УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Профессиональное и социальное саморазвитие ??? ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Общеотраслевые требования Объекты стандартизации ФГОС: результаты образования НЕ КВАЛИФИКАЦИЯ
28 НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБР-ЯПРОГРАММА Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ
29 Сертификация Аттестация Сертификация - подтверждение компетентным органом соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта. ПС разрабатываются лидерами в своей области деятельности, широко обсуждаются в профессиональном сообществе. Сертификацию проводит «третья сторона» (независимая). Эксперты из числа опытных специалистов по данному виду деятельности Аттестация - оценка соответствия квалификации занимаемой должности. Оценка проводится «внутренними экспертами», для образовательных программ - часто, теми, кто обучал
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.