Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНадежда Фадеева
1 Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Батрова Ольга Фридриховна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования © Центр профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
2 ЗадачаПравовой акт Введение государственных профессиональных стандартов (ПС), соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников Программа социальных реформ в Российской Федерации на период годов // Постановление Правительства РФ от Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в годах» // Постановление Правительства РФ от Приведение национальной системы ПС в соответствие с требованиями, предъявляемыми на международных рынках труда Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу ( годы) // Распоряжение Правительства РФ от р (с изм. на ) Разработка образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (ПС) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ от р И Т.Д. Новейшая история профессиональных стандартов в России
3 Разработка и внедрение ПС Зачем? Почему? Кто? С кем? Для кого? Как? методика разработки применения
4 25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. III. Порядок применения ПС Постановление Правительства РФ от N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов"
5 Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКСПС ПредметДолжность / профессия Вид профессиональной деятельности Единица описания Должность / профессияТрудовая функция Содержание и характер описания Общее, «экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВПД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Последовательная декомпозиция, системное описание ПД Разработчики Минздравсоцразвития (Минтруд) России совместно с ФОИВ Проф. сообщество, работодатели ???? Поэтапная замена ЕКСД, ЕТКС на ПС???? План разработки профессиональных стандартов, п.12 (Распоряжение Правительства РФ от )
6 Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта* ОТФ ТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года 170н
7 Описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бизнес-процесс), обеспечивающую (ий) достижение поставленных целей (задач) Не описывает требования к человеку (работнику), должностные обязанности Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ управляемого бизнес- процесса, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ Профессиональный стандарт (ПС)
8 Создание профессиональных стандартов по ВЭД «Образование» + создание отраслевой рамки квалификаций (определение перечня ПС (ВПД), ОТФ/ТФ по каждому ВПД и их уровня квалификации) Основное и дополнительное Обучение и воспитание «Обеспечение»* Управление *«Обеспечение»: психологическое, научно- методическое, организационно-методическое, социально-педагогическое
9 АНАЛИЗ ТД: последовательная декомпозиция ВЭД (ОПД) => ВПД => ОТФ => ТФ ПРАВИЛА: =>ТД => У => З -автономность -сертифицируемость -полнота: ТФ1+ТФ2+ТФn=ОТФ, ОТФ1+ОТФ2+ОТФn = ВПД -правило малых чисел (2-5 ОТФ в ВПД, 4-7 ТФ в ОТФ) Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД, должностные инструкции; ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС и др. Основа разработки ПС - функциональный анализ ТД Разработчики: работодатели и проф.сообщество Основной механизм разработки – согласование Методы (формы): опрос, фокус-группа, дискуссия и др. Документы, содержащие квалиф. характеристики (требования к деятельности)
10 ТФ ТФ - трудовая функция ОТФ – обобщенная ТФ Методические рекомендации: «Возможные наименования должностей» - примеры наименования должностей работников, выполняющих данную ОТФ
11 Дополнительное образование ОТФ Преподавание по программам дополнительного образования детей и взрослых (в избранной области) ТФ1. Разработка программно-методического обеспечения реализации ДОП ТФ5. Ведение документации, обеспечивающей реализацию ДОП ТФ2. Создание в учебных помещениях предметно- развивающей и воспитывающей среды ТФ3. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение ДОП ТФ4. Педагогический контроль и оценка процесса и результатов освоения ДОП
12 Педагогическая деятельность в ВО = ОТФ1+ОТФ2+ОТФ3+ОТФ4 ОТФn = ТФ1+ТФ2+…+ТФn ТФn = ТД1+ТД2+…+ТДn Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ, в т.ч. подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности конкретного педагога «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ педагогической деятельности ПС – ориентир для разработки образовательных программ подготовки и ПК педагогических кадров: результаты обучения (освоенные ТФ) + содержание (умения и знания)
13 Вводим уровни квалификации Реальность сложнее!
14 Высшее образование Научно-методическое обеспечение Преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Руководство НИР, проектной и иной деятельностью Профориентация школьников, поддержка проф. самоопределения студентов Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) Руководство группой преподавателей ДОЛЖНОСТИ ППС: СЛОЖИВШЕЕСЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Профессор Доцент Старший преподаватель Преподаватель Ассистент Перечень ОТФ, ТФ см. в раздаточных материалах
15 Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Основные пути достижения уровня квалификации: программы бакалавриата, программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование, практический опыт
16 Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности круп- ных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Основные пути достижения уровня квалификации: программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт
17 Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повыше нием эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт
18 СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Уровень квалификации НШ ОШСШНПОМСПО БАС
19 Обобщенные трудовые функции (ОТФ): СПО и ДПО Одинаков ли уровень квалификации «преподавателя» и «мастера производственного обучения»? Надо ли выделять подуровни? Кто занимается организационно-педагогическим сопровождением группы? Какие виды сертификатов будут выдаваться на основании ПС? Преподавание по программам СПО и ДПП для лиц, имеющих или получающих СПО Научно-методическое и организационно- методическое обеспечение СПО и проф. обучения Организация и проведение учебно- производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационно- педагогическое сопровождение группы обучающихся
20 Преподавание по программам СПО и ДПО (преподаватель): трудовые функции 1. Разработка и обновление программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 6. Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 2. Заведование учебным кабинетом, его подготовка к занятию 3. Организация деятельности обучающихся, по освоениюучебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 4. Педагогический контроль и оценка процесса и результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) 5. Проведение профориентационных мероприятий со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся по программам СПО и ДПО
21 ПС 21 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, стимулировать качество труда работников (в т.ч. путем НСОТ), получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать КОСы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС?
22 НИУ МГУ СпбГУ 1 2 ФГОС ФГОС= ПРОГРАММА ФГОС «РАМОЧНОСТЬ» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФГОС-2 ФГОС-3 ФГОС-4
23 НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ФГОС ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ УРОВЕНЬ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ФГОС РАЗВИТИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ НАУКА ДРУГИЕ … СТАНДАРТНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ УКРУПНЕННЫХ ГРУПП
24 ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Культура, образованность КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Профессиональное и социальное саморазвитие ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Общеотраслевые требования Объекты стандартизации ФГОС: результаты образования НЕ КВАЛИФИКАЦИЯ
25 НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБР-ЯПРОГРАММА Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ
26 Сертификация Аттестация Сертификация - подтверждение компетентным органом соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта. ПС разрабатываются лидерами в своей области деятельности, широко обсуждаются в профессиональном сообществе. Сертификацию проводит «третья сторона» (независимая). Эксперты из числа опытных специалистов по данному виду деятельности Аттестация - оценка соответствия квалификации занимаемой должности. Оценка проводится «внутренними экспертами», для образовательных программ - часто, теми, кто обучал
27 Определение (уточнение, коррекция): 1.Наименования ПС 2.Перечня и наименования ОТФ-ТФ 3.Возможных наименований должностей для ОТФ 4.Уровней (подуровней) квалификации ОТФ-ТФ 5.Требований к образованию ЗАДАЧИ
28 Батрова Ольга Фридриховна,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.