Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемФедор Шукшин
1 Проектирование компетентностно- ориентированного содержания инженерной подготовки на модульном уровне образовательных программ бакалавриата по направлению «Приборостроение» А.А. Шехонин «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
2 Переход на уровневую подготовку специалистов (инженеров) «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
3 Реализация подготовки специалистов по направлению «ПРИБОРОСТРОЕНИЕ» БАКАЛАВР 4 год обучения ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА 1 – 3 год обучения СПЕЦИАЛИСТ 5 – 5,5 лет обучения МАГИСТР 5-6 год обучения «Конференция МИСиС 2008» 26 % 93 % 7 % 19 % 100 % Москва 12 – 13 ноября 2008 ОБЩИЙ ВЫПУСК 2300 чел.
4 Смена образовательной модели подготовки специалиста в условиях двухуровневой инженерной подготовки ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ КОМПЕТЕНЦИЯ Единство знаний, умений, личностных качеств Квалификационная модель подготовки специалиста Компетентностная модель подготовки специалиста «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
5 Необходимость перехода к компетентностно- образовательной модели ЗАРУБЕЖНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ: - постоянные изменения продуктов, технологий, сокращение сроков; -переход от индустриальной к знаниевой экономике; -- новые системы управления предприятиями; - изменение организационной структуры производства ВЫСШАЯ ШКОЛА Компетентные специалисты Выпускники СПЕЦИАЛИСТ (ВЫПУСКНИК) ДОЛЖЕН УСПЕШНО ВЕСТИ СОЦИАЛЬНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
6 Квалификационный и компетентностный подходы Квалификационный подход Компетентностный подход На получение квалификации и привязан к предмету профессиональной деятельности. На формирование личности специалиста, выраженной в единстве знаний, умений личностных качеств для выполнения всех видов проф. и социальной деятельности в изменяющихся условиях. Фундаментальность (академичность)содержания. Прагматичность, практикоориентированность. Связь с работодателями. Дисциплинарная модель обучения.Междисциплинарная (модульная) модель. Программа подготовки определяется большим набором дисциплин, диктуемых их предметными областями. Содержание формируется на основе междисциплинарных знания и умения, готовность к профессиональной деятельности. Результат обучения -набооы ЗУНов. Результат обучения - наборы компетенций.(ЗУН как компоненты компетенций) Академический характер образовательных технологий (передача знаний). Инновационные технологии: проектное обучение, ИКТ, модульное, интерактивное, ролевые модели. Обучение в контексте проф. деятельности. Основывается на жестко регламентированном ГОС-2 (акцент на содержание подготовки). На гибкости ФГОС-3, позволяющий отбирать содержание и технологии под результат обучения. Бальная система оценивания. Балльно-рейтинговая непрерывная система оценивания. Преподаватель – лидер (активный участник) Преподаватель – консультант, объединенный единой образовательной целью со студентом. Студент пассивный участник процесса.Студент активно осваивает компетенции «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
7 Структура компетентностной модели подготовки специалиста Модель выпускника вуза Модель процесса подготовки выпускника ООП Модель ресурсного обеспечения учебного процесса ФГОС ВПО «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
8 Компетентностная модель выпускника вуза КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КМВ КМС КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОБЩИЕ ) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РАБОТОДАТЕЛИ ВУЗЫ ФГОС ВПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
9 ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА Отражение в системном виде эталона результатов образования (уровень подготовки выпускников), отвечающих запросам рынка труда, общества и личности; Формирование результатов образования как признаков готовности к выполнению основных видов и задач профессиональной деятельности; Проверяемость (измеряемость) компетенций; Обоснованность набора (состава) компетенций. «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
10 «ПИРАМИДА» РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЙ КОМПЕТЕНЦИИ НАВЫКИ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УМЕНИЯ ЗНАНИЯ «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
11 СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ З Н ЛК К У «Оптика и образование 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
12 ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Миссия вуза Стратегический план развития ЦЕЛИ ООП РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ООП технологии преподавания обучения оценивания РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (условия) «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
13 Разработка ООП на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки Абитуриент Образовательный процесс вуза выпускник ФГОС ВПО по направлению подготовки Структура ООП Условия реализации ООП Результат освоения ООП Сроки освоения ООП Максимальный объем учебной нагрузки (аудиторной), нормы аудит. Занятий,активных технологий, лекций Образовательная программа «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
14 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВУЗА ООП вуза - системно организованный комплекс документов, регламентирующий содержание, трудоемкость, технологии обучения, преподавания и оценивания в целях достижения заявленных вузом результатов обучения («пакет» компетенций выпускника). Состав ООП вуза: учебный план, рабочие программы дисциплин, (модулей), программы практик, календарный график учебного процесса, методические материалы соответствующих образовательных технологий. Компетентностно-ориентированная ООП «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
15 Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки Уровень модулей (дисциплин) Знания Умения Навыки З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Уровень учебных циклов З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей) «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
16 СТРУКТУРА МОДУЛЯ (ДИСЦИПЛИНЫ) ООП ЦЕЛЬ Требования к результату освоения (ЗУН, компетенции) Оценочные средства, технологии и критерии оценивания Трудоемкость освоения (объем в часах, зачетные единицы) Содержание образования Технологии преподавания, обучения «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
17 технология модернизации содержания образования Подходы к созданию методологии применение методов инженерной педагогики, связанных с проектными технологиями формирования инновационной системы профессионального образования; - структурирование содержания образования при соблюдении условий целостности фундаментального, междисциплинарного, профессионального и инновационного научно-учебного материала; - интеграция содержания образования с наукой и производством; - модуляризация структуры учебного материала, как основы для обеспечения гибкости и управляемости образовательной программой; - установление связи содержания с результатами образования на основе контроля текущей и промежуточной аттестации студентов. «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
18 Критерии качества формирования содержания образования модуля ООП - соответствие актуальности и объема содержания образования требованиям к результатам освоения дисциплины (модуля) или всей образовательной программы – компетенциям выпускника; - непрерывность и системность (взаимосвязь) содержания дисциплин (модулей) образовательной программы; - фундаментализация и универсальность содержания дисциплины (модуля); - комплексность фундаментальных (базовых) категорий дисциплины. «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
19 Задачи формирования содержания образования - синтез (предварительный отбор) содержания; - анализ или экспертная оценка содержания; - оптимизация (коррекция) содержания. «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
20 Формирование и оптимизация содержания модуля ООП Освоение содержания модуля (знания, понимание, компетентности) САО ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Обновление по результату (успеваемости) Обновление по результату (потребности рынка) «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
21 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ РО 1 Содержание Технологии обучения Технологии оценивания Ресурсное обеспечение РО 2 Содержание Технологии обучения Технологии оценивания Ресурсное обеспечение РО 3 Содержание Технологии обучения Технологии оценивания Ресурсное обеспечение n1n1 n2n2 n3n3 Область Виды задач Область Виды задач Область Виды задач Требования К специалистам Требования К специалистам Требования К специалистам Технологии Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение Выпускник специалист проект Технологии обучения Проектный метод М 1М 2М 3 «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
22 Аттестация итоговая Аттестация Результат образования Квант результата Ректорат Деканат Преподаватель (куратор) Система AcademicNT Родители Работодатели Модуль 1 Т Р У Д О Е М К О С Т Ь Модуль 2 Технологии оценивания. Управление образовательным процессом Текущая «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
23 Количество дней от начала семестра 0 Баллы Модуль 1Модуль 2 Пороговый уровень Максимальный уровень Реальный результат 60 Условия успешного освоения студентом модуля 1.Реальная сумма баллов должна быть больше порогового уровня; 2.В каждой контрольной точке результат образования должен быть не менее порогового уровня. Технологии оценивания Управление образовательным процессом «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
24 Управление образовательным процессом Количество баллов Количество студентов «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
25 ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ Общая характеристика ООП Характеристика профессиональной деятельности выпускника Цели ООП Требования к результатам освоения ООП (компетентностная модель) Рабочий учебный план Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и практик Календарный учебный график Характеристика условий реализации ООП (кадры; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение) Бюджет (стоимость) ООП Положение о разработке ООП в вузе Положение о планировании и технологиях реализации СРС Положение о текущей и промежуточной аттестации студентов (положение о бально-рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов) Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Положение о разработке и реализации образовательных технологий в вузе (сетевые информационные технологии, деловые и ролевые игры и др.) «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
26 Опасения (риски) нововведений (уровней ВПО, ФГОС): - небольшой опыт реализации программ бакалавриата и магистратуры ( 2005 г. 91,5% -спец., 7,5 % бакалавры, 1% -магистры), ослабление позиций на международном рынке образовательных услуг; - трудность восприятия ППС вузов компетентностного подхода (формирование, оценивание компетенций) вместо ЗУНовского, проблемность разработки образовательных программ бакалавриата, предметов (модулей), большие трудозатраты; - модульно-кредитная система связана с изменением традиционной кафедральной структуры вузов; - потеря самобытности и уникальности, фундаментальности подготовки; - возможное сокращение на 20% госбюджета вузов, реализующих программы бакалавриата вместо программ подготовки специалистов; - настороженное отношение работодателей к бакалаврам (трудности в трудоустройстве) «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
27 БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ «Конференция МИСиС 2008» Москва 12 – 13 ноября 2008
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.