Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.sofia-sfo.ru
1 Лекция 7. Духовно-нравственное воспитание и общие основы православной педагогики Курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ Омско-Тарской епархии
2 «Зажечь в детском сердце чистый пламень жизни, вселить верою Христа в сердце» Святой праведный Иоанн Кронштадтский
3 Психофизическое развитие – сугубо горизонтальные изменения, которые человек претерпевает в развитии. Носят адаптационный или опережающий адаптационный характер, не имеют самостоятельного ценностного содержания. Психофизическое развитие и духовно-нравственное становление человека Духовно-нравственное становление: – стремление человека преодолеть границы своей природы, превзойти ее, выйти за ее пределы, не разлучаясь с ней; – процесс, цель, устремление к доминанте развития, которое захватывает все силы и способности человека.
4 Духовно-нравственное становление – процесс обретения человеком личностного бытия. Духовно-нравственное воспитание – процесс содействия духовно- нравственному становлению человека.
5 Факторы, определяющие духовно-нравственное становление человека Влияние социокультурн ой среды семьи и ближайшего окружения Таинственное влияние Божией благодати Целенаправленное, систематическое духовно-нравственное воспитание
6 Субъекты духовно-нравственного воспитания СЕМЬЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВО ГОСУДАРСТВО ЦЕРКОВЬ Значимы конкретные взаимоотношения, складывающиеся между субъектами духовно-нравственного воспитания.
7 Традиционный уклад жизни Обычаи Традиции Сердечные чувства и отношения Распорядок дня недели года Правила доброй и благочестив ой жизни
8 Задачи духовно-нравственного воспитания постепенное выявление и раскрытие творческих ресурсов личности, обусловленных присутствием духовной основы – образа Божия – в человеческой душе; содействие приобщению человека к традиционным духовно-нравственным ценностям; содействие обретению нравственно востребованного духовного опыта; коррекция негативных проявлений и наклонностей в соответствии с идеальной нормой нравственного Абсолюта.
9 Содержание духовно- нравственного воспитания Формирование нравственных чувств: совести, долга, веры, надежды, ответственности, гражданственности, патриотизма.
10 Содержание духовно- нравственного воспитания Становление нравственной позиции: способности к различению добра и зла, способности к проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний.
11 Содержание духовно- нравственного воспитания Развитие нравственного облика: кротости, смирения, терпения, милосердия, незлобивости, способности прощать обиды, проявлять стойкость и мужество.
12 Содержание духовно- нравственного воспитания Воспитание нравственного поведения: готовности служения (людям, Богу, Отечеству), проявления духовного рассуждения, послушания и доброй воли.
13 Главные препятствия нравственному строю жизни Все возрастающая автономия человека по отношению к другим людям, миру в целом, традиционным ценностям, традиционному укладу жизни. Педагогическая задача – преодоление отчуждения и разобщенности между - поколениями (взрослыми и детьми), - семьей и образовательным учреждением, - между человеком (маленьким и взрослым) и традиционной культурой.
14 Действенное средство преодоления отчуждения – духовно-нравственное воспитание. Содействующее обретению единой системы ценностей; опыта со-бытия, совместной деятельности; опыта со-радости и сопереживания; общей ответственности, общности жизни и интересов. Способное «сердце эгоистическое сделать сердцем всескорбящим».
15 В процессе развития теории и практики духовно-нравственного воспитания необходимо опираться на наследие святоотеческой и классической педагогики и современные психолого-педагогические, философские, культурологические исследования.
16 Святитель Феофан Затворник
17 Профессор протоиерей Василий Зеньковский
18 Духовная сфера личности Нравственная сфера Эстетическая сфера Религиозная сфера
19 Духовно-нравственное воспитание – развитие собственно человеческих способностей: нравственной (различение добра и зла); эстетической (различение прекрасного и безобразного); р елигиозной (различение истинного и ложного).
20 Русский философ И.А. Ильин
21 Библиография по духовно-нравственному воспитанию Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, – 431 с. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, – 240 с. Мошкова И.Н. Семейный крест: О семье и воспитании. – М.: Скименъ, – 127 с. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М.: Импэто, – 96 с. Платон /Игумнов/, архимандрит. Нравственное богословие. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, – 240 с. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. – – 9. – С Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. – М.: Русский хронограф, – 480 с. Шестун Георгий, игумен. Православная педагогика. Изд. 4- е, испр. и доп. – М.: Про-Пресс, – 672 с. Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. – М.: ПРО-ПРЕСС, – 176 с.
22 Общие основы православной педагогики
23 Православная педагогика как часть общего душепопечения Церкви Цель православной педагогики – содействие преображению человека через обретение Богоугодной спасительной жизни. Основой такой жизни является воцерковление.
24 Задачи православной педагогики 1) Передача спасительного душеполезного опыта; 2) Утверждение и сохранение церковных традиций в семье, на приходе, в образовательном учреждении; 3) Помощь в становлении добродетелей и искоренении пороков.
25 Принципы православной педагогики Христоцентричность Церковность Согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы Православный антропологический подход Иерархичность и послушание Целомудрие Разумно-деятельная любовь Приоритет духовно-нравственного воспитания над обучением Обретение истинной свободы во Христе и служение в ней Богу, Церкви и Отечеству.
26 Библиография Работы игумена Георгия /Шестуна/
29 Спасибо за внимание! Ольга Михайловна Потаповская, н.с. Института семьи и воспитания РАО, ст. преподаватель ПСТГУ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.