Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиктор Злобин
1 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ Научный руководитель кандидат философских наук, доцент Филинская Л.В.
2 В настоящее время семья является одним из самых проблемных социальных институтов. Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей. Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие проблемные вопросы остаются актуальными. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации и социализации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения.
3 Социализация подрастающего поколения является определяющим фактором становления трудовых ресурсов государства, перспектив его материального и духовного процветания, поэтому в настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Проблема социализации детей-сирот и воспитанников интернатных учреждений весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении. Поэтому изучение специфики социализации детей-сирот очень важно, поскольку такие дети лишены полноценного семейного общения, и, соответственно, механизм социализации в данной группе осуществляется иным образом.
4 Цель данной работы - изучить особенности и проблемы социализации детей-сирот в современном белорусском обществе. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность понятия социализации; описать проблемы, связанные с процессом социализации детей-сирот и воспитанников детских домов; проанализировать особенности институционализации детей-сирот; рассмотреть существующие формы устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; охарактеризовать формы социальной защиты детей- сирот; изучить законодательную базу о правах детей-сирот. рассмотреть сущность понятия социализации; описать проблемы, связанные с процессом социализации детей-сирот и воспитанников детских домов; проанализировать особенности институционализации детей-сирот; рассмотреть существующие формы устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; охарактеризовать формы социальной защиты детей- сирот; изучить законодательную базу о правах детей-сирот.
5 Объект исследования – дети-сироты Предмет исследования - проблемы социализации детей-сирот
6 Под трудностью социализации ребенка- сироты понимают комплекс затруднений при овладении той или иной социальной ролью
7 К основным институтам, влияющим на процесс социализации детей, относят: семью; школу; группы сверстников; средства массовой информации; культуру; религию; Но ведущую роль в этом процессе играет семья и семейное воспитание, посредством которого с младенческих лет ребенок воспринимает окружающий мир, социальные и нравственные ценности
8 Эмпирической базой работы послужили данные государственной статистической отчетности, формируемые Главным информационно-аналитическим центром Министерства образования Республики Беларусь, материалы социологических исследований за последние 15 лет, а также материалы глубинных интервью, проведенных автором Эмпирической базой работы послужили данные государственной статистической отчетности, формируемые Главным информационно-аналитическим центром Министерства образования Республики Беларусь, материалы социологических исследований за последние 15 лет, а также материалы глубинных интервью, проведенных автором
9 Исследование было посвящено выявлению спектра мнений тех людей (должностных лиц), которые непосредственно общаются с детьми как в детском доме, где они проживают, так и в образовательном учреждении, где дети проходят обучение, по поводу возможных затруднений, проблем, связанных с процессом социализации, которые могут возникать у детей, воспитывающихся в детском доме Исследование было посвящено выявлению спектра мнений тех людей (должностных лиц), которые непосредственно общаются с детьми как в детском доме, где они проживают, так и в образовательном учреждении, где дети проходят обучение, по поводу возможных затруднений, проблем, связанных с процессом социализации, которые могут возникать у детей, воспитывающихся в детском доме
10 Анализ результатов исследований позволяет обнаружить определенную специфику, которая интерпретируется не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной его характер. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивации, поведенческих реакций с внешней ситуацией. У детей, растущих в детских учреждениях, идет интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни и тем самым как бы заменяющих ему личность.
11 Дети-сироты имеют дополнительные права и льготы как сироты и оставшиеся без попечения родителей. Знание своих прав и обязанностей, их выполнение помогает формировать активную жизненную позицию, содействует социальной адаптации детей-сирот к новым условиям, что предполагает: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка; активное участие в этом процессе самого ребенка; совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается зачастую труднодоступной для детей, лишенных родительского попечительства
12 сокращение числа вновь поступающих детей в интернатные учреждения; создание предпосылок для нормализации постинтернатной адаптации воспитанников, проживающих в настоящее время в детских домах и школах-интернатах; обеспечение возможностей для институциализированных детей быть устроенными в семьи. Разрешение обозначенной проблемы видится в организации деятельности в трех направлениях:
13 Рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, требует: развития существующих и создания новых форм устройства их на воспитание; совершенствования нормативно-правового обеспечения и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; укрепления материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создания системы психологической, медицинской и педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
14 Наиболее существенным признаком последних лет стало появление новых характеристик социального сиротства. Каковы же пути преодоления этого, ставшего масштабным, социального явления? К ним относятся: Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе. Возрождение духовной культуры нации. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений. Совершенствование системы устройства детей-сирот
16 Спасибо за внимание Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.