Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарфа Ярошкина
2 Актуализация В современном обществе семейное воспитание чаще заменяется общественным (сад, ясли, школа-интернат и т.д.), родители порой перестали воспитывать детей как наследников. У некоторых женщин развилось отрицательное отношение к материнству, положение усугубилось экономическими, гражданско- общественными процессами, которые привели к пьянству, наркомании, воровству, проституции, жестокости и насилию в отношении женщин, детей, пожилых и престарелых людей. Нарушилась эмоциональна и духовная близость между родителями и детьми, определённая часть отцов и матерей перестали заниматься воспитанием, полагаясь на образовательные учреждения. В итоге, во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду. Такие семьи называют неблагополучными Под неблагополучной понимают такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Потому актуально и необходимо осуществление коррекционно- реабилитационной деятельности силами классного руководители и школы, так как именно от благополучия семьи ребенка зависят его успехи в учебе и уровень его развития.
3 Задачи 1.Создание и осуществление модели помощи неблагополучной семье силами классного руководителя и школы 2. Создание условий для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями. 3.Защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. 4. Помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни. Цель Создание модели работы с неблагополучными семьями учащихся класса и коррекционно- реабилитационной деятельности силами классного руководители и школы.
4 Гипотеза Таким образом, при условии эффективного родительского просвещения и коррекционно- реабилитационной деятельности силами классного руководители и школы, возможна коррекция семейного воспитания в неблагополучных семьях.
5 Основные мероприятия и направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями. Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах. На первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям: Привлечение детей по программе «Здоровье». Привлечение к этой деятельности преподавателей физической культуры, родителей. Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самоценности здоровья. Информирование родителей о специфике физического развития, вынесение этих вопросов на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской работ. Второе направление деятельности классного руководителя-общение. Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это прежде всего эстетическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся. Высшая ценность – человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
6 Третье направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита учеников в этой области означает разъяснение всем учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А.С.Макаренко). Для решения этой проблемы нужно обратить внимание: - на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения; - на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление; - на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса; - на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
7 Четвертое направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее: Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей. Защита в том числе юридическая интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
8 Традиционные формы работы с родителями. Родительские собрания. Общешкольные и общественные конференции. Индивидуальные консультации педагога. Посещение на дому. Рекомендации по проведению родительских собраний. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся. Индивидуальные консультации. Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком.
9 Виды помощи неблагополучной семье. 1. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя. 2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта. 3. Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы 4. Дополнительная помощь в выполнении дом. заданий, учебе. 5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу. 6. Привлечение к деятельности класса родителей ребенка. 7. Помощь ребенку со стороны его окружения. 8. Помощь ребенку со стороны сверстников. 9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших эмоциональную травму. 10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последств. разв.) 1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей. 2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка. 3. Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы. 4. Наблюдение и консультация психолога, социального
10 Риски. В ходе с работы с неблагополучными семьями классному руководителю приходиться сталкиваться с многими рисками и трудностями, что существенно осложняет коррекционную работу. 1. Поведенческие реакции членов такой семьи это часто :-недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье. 2.Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье – это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии. 3.Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. 4.Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков. 5.Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. 6.Социальная и психологическая отстраненность это апатичное отношением к жизни, пассивность семьи, саморазрушение. 7.Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху, что существенно осложняет коррекционную работу.
11 При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо: 1.Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования). 2.Повышение педагогической культуры всех категорий родителей: 3.Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности. 4.Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой). 5.Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей. 6.Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.). 7.Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов. 8.Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
12 Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями. 1.Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. 2.Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели. 3.Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели. 4.Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи. 5.Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. 6.Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
13 Результаты 1.Повышение педагогической культуры всех категорий родителей. 2.Устранение недоверия подозрительности членов неблагополучной семьи. 3.Родители в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой). 4.Системная и привычная для родителей контрольно- коррекционной работа с семьей. 5.Эмоциональной поддержки детей со стороны родителей 6.Понимание и помощь ребенку со стороны его окружения и сверстников. 7.Устранение проблем физического и психического здоровья учеников 8. Успехи в учебе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.