Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПавел Тимошкин
1 Подготовила Дронникова Юлия Васильевна учитель-логопед первой квалификационной категории ГБОУ Детский сад 2247 аспирант МГГУ им. М.А. Шолохова кафедры логопедии Научный руководитель Архипова Елена Филипповна профессор кафедры логопедии, доктор педагогических наук Особенности работы логопеда в условиях логопункта в соответствии с современными требованиями
2 В связи с увеличением численности детей с речевой патологией и переходом ГБОУ на новую систему оплаты туда, так называемое самофинансирование происходят реформы и в работе учителя –логопеда, реализующего коррекционные программы дошкольного образования в условиях логопедического пункта на базе массового детского сада. Так, в соответствии с новым положением закона об образовании, в постепенно расширяемый круг обязанностей учителя-логопеда стала входить диагностика детей раннего дошкольного возраста (на данный момент диагностика проводится начиная с ясельных групп), прием детей с тяжелыми нарушениями речи такими как : - моторная алалия, - стертая дизартрия, - функциональная ринолалия, - ОНР I -уровня, II -уровня, III-уровня, IV-уровня
3 зачисление которых производится по заявлению родителей, которые по тем или иным причинам будучи проинформированными об особенностях и специфики одного из выше перечисленных речевых нарушений отказываются от перевода в коррекционное учреждение. Таким образом дети поступают на логопедический пункт на обучение сроком соответствующим данному речевому нарушению Коррекционные программы : -Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) - Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. -М.: 2002 г. - Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Подготовительная к школе группа. Каше Г. А., Филичева Т. Б. - М.: Просвещение, 1987.
4 - Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.- М., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. В 2 ч. - М., Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х до 5-ти лет) Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина - М.: Просвещение, Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова.. М.: АСТ: Астрель, Гришпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликах. М.: 1975.
5 - Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Часть 1, Пятница Т.В., Башинская Т.В. - Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.2 Пятница Т.В., Башинская Т.В Библиотека логопеда Изд. Сфера -Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М., Е. Ф. Pay, А. Г. Ипполитова, И. И. Ермакова Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии Алмазова Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., С Так же на индивидуальных занятиях применяются вестибулярные пластинки MUPPY («Валлекс М» ) (стандартная, с бусинкой, с заслонкой).
6 Так же вводится новая образовательная область «коммуникация». Коммуникация (от лат. Communikatio- сообщение, передача)- Передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей сигналов. В дошкольных учреждениях коммуникация- это не только и не столько традиционное «Развитие речи» детей дошкольного возраста, сколько развитие общения, в том числе и речевого. Коммуникация
7 Все чаще стало отмечаться, что современные дети в целом недостаточно умеют взаимодействовать между собой и взрослыми, речь детей становится беднее, многие не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Все это подтверждает необходимость формирования детско-взрослых сообществ, необходимость появления области коммуникация, которая направленна на решение следующих задач : Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны; грамматического строя речи ; произносительной стороны речи ; связной речи - диалогической, поли логической и монологической речи.
8 Развитие данных видов речи требуют формирование собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов) ; речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения ) ; невербальные средства общения (адекватное использование мимики, жестов) в различных видах деятельности Практическое овладение воспитанниками нормами русской речи. Интегративная направленность деятельности Стимулирование и развитие речевой активности ребенка Развитие всех компонентов речевой системы Формирование коммуникативных навыков Развитие орального и моторного (мелкой и крупной моторики ) праксиса, умение манипулировать с предметами.
9 Нормализация фонационного (речевого) дыхания Развитие эмоционально-чувственной сферы Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи Развитие представлений о нравственных качествах Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование коммуникативных функций- важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одно из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседник.
10 В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. В настоящее время новая образовательная область «коммуникация» вошла в образовательную программу старших и подготовительных групп, с перспективой внедрения в младшие и средние группы. За основу были взяты коррекционные программы. За основу были взяты коррекционные программы : - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», МО РФ, 1993г.;
11 -Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) - Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. -М.: 2002 г. - Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Подготовительная к школе группа. Каше Г. А., Филичева Т. Б. - М.: Просвещение, Так же был использован лексический материал : - Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» - Безрукова О.А. Картинки для фонетических упражнений. Серия «Уроки правильного произношения» - Агранович З.И. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников» - Агранович З.И. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»
12 Активизация и дифференциация глубины вдоха и длительного, плавного выдоха проходила по методикам дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. и Чапала В.М., которые в совокупности с речедвигательной ритмикой Мухиной А. Я. были модифицированы в фоноритмику. С учетом индивидуальных особенностей детей в работе применялись нейропсихологические упражнения, направленные на активизацию межполушарных связей, взятые из методик Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.» Организация и осуществление данной образовательной области так же вошли в обязанности учителя-логопеда.
13 Артикуляционная гимнастика Упражнение на активизацию межполушарных связей
14 Фоноритмика
15 Звук А : - характеристика звука - артикуляция звука - звук-символ - выделение звука из ряда звуков - определение позиции звука в слове (закрепление пройденного)
16 Составление рассказа –описания по опорным картинкам
17 Таким образом все дети, посещающие дошкольное учреждение присутствуют на групповых, отчасти логопедических занятиях, что безусловно имеет большое значение при подготовке детей к школе, так как письменная речь ориентирована и базируется на сформированности лексико-грамматических категорий, зрительно-слухового гнозиса, координации движений и моторной деятельности. Повторюсь сказав о том, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом стремительно растет. Данный факт послужил поводом для организации и проведения коррекционной работы с детьми раннего возраста (с 2 -х лет), усилились и меры профилактики с целью предупреждения и своевременной коррекцией речевых расстройств.
18 В связи с этим на базе нашего учреждения был создан родительский клуб «Хочу все знать». При создании клуба, была выбрана линия воздействия на семью - через ребенка. Этот метод принес положительные результаты. Так как положительный результат взаимодействия во многом зависит от целенаправленной и систематической работы, как в дет ском саду, так и дома, от согласованных действий окружающих ребенка взрослых, от того, как будет реализована единая линия его развития на всех этапах дошкольного детства. Ежемесячно проводился социологический опрос родителей, который определял последующую тему собрания клуба.
19 Анализ родительских вопросов показал, что родители испытывают трудности в вопросах речевого и психического развития ребенка, связанных с ранней подготовкой к школе. Во взаимодействии с родителями использовались разнообразные формы роты : - родительские собрания - круглый стол - семинар-практикум - индивидуальные консультации Проведенная работа показала, что привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу способствовало развитию у родителей большого интерес к жизни группы, к работе специалистов, а так же изменили взгляды на воспитания собственного ребенка.
20 Таким образом можно сделать вывод о том, что Ввести ребёнка в мир человеческих отношений одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста В В.А.Сухомлинского Реализация, которых теперь в соответствии с современными тенденциями во многом зависит от учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Таким образом можно сделать вывод о том, что Ввести ребёнка в мир человеческих отношений одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста В В.А.Сухомлинского Реализация, которых теперь в соответствии с современными тенденциями во многом зависит от учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения.
21 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.