Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемgim26.tomsk.ru
1 НАГОРНОВА М.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ГИМНАЗИИ 26 Г. ТОМСКА Формирование умственных действий
2 Любое новое умственное действие, например, воображение, понимание, мышление, наступает после соответствующей внешней деятельности.
3 Этот процесс проходит несколько этапов, обуславливающих переход от внешней деятельности к психологической. Эффективное обучение должно учитывать эти этапы.
4 Обучением условно можно назвать любую деятельность, поскольку тот, кто ее выполняет, получает новую информацию и умения, и одновременно получаемая им информация получает новое качество.
5 Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.
6 Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно: 1. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании, первоначально выделяется то, что само бросается в глаза. ( составление схемы ориентировочной основы действия )
7 2. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания. ( выполнение реальных действий )
8 3.Этап внешней речи. Здесь действие подвергается дальнейшему обобщению, благодаря его полной вербализации в устной или письменной речи. Таким образом, действие усваивается в форме, оторванной от конкретики, т.е. обобщенной. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их. ( проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий )
9 4. Этап формирования действий во внешней речи про себя. Этап внутренней деятельности. Так же как и на предыдущем этапе, действие проявляется в обобщенном виде, однако его вербальное освоение происходит без участия внешней речи. После получения мыслительной формы действие начинает быстро редуцироваться, приобретая форму идентичную образцу, и подвергаясь автоматизации ( действие сопровождается проговариванием «про себя»)
10 5.Формирование действий во внутренней речи. Этап интериоризации действия. Действие становится здесь внутренним процессом, максимально автоматизированным, становится актом мысли, ход которого закрыт, а известен только конечный "продукт" этого процесса. ( полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде )
11 Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики, посредством присвоения жизненного опыта. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим.
12 Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью. Т.е. деятельность - это процесс решения задач, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью этого процесса.
13 Не менее важный этап - формирование соответствующей мотивации у учащихся. Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в уме не до, а в процессе применения их к практике.
14 Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Знания, не нашедшие практического применения, обычно постепенно забываются.
15 Усвоение знаний является не целью обучения, а средством. Знания усваиваются для того, чтобы с их помощью научится что-то делать, а не для того, чтобы они хранились в памяти.
16 Всякое хорошо освоенное действие- (двигательное, перцептивное, речевое) это действие полностью представленное в уме. Человек, умеющий правильно действовать, способен мысленно выполнить это действие от начала и до конца.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.