Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнтонина Михалищева
1 Традиционное обучение и компетентностно - ориентированное обучение
2 Принципы «хорошо устроенной школы» Научность – объективные научные знания. Научность – объективные научные знания. Природосообразность - обучение основывается на представлениях о возможностях возраста, определяются развитием. Природосообразность - обучение основывается на представлениях о возможностях возраста, определяются развитием. Научность – но наука сегодня не свод незыблемых знаний, а скорее определяется научностью способа их получения, анализа и интерпретации. Научность – но наука сегодня не свод незыблемых знаний, а скорее определяется научностью способа их получения, анализа и интерпретации. Природосообразность- уже не организуется прежним пониманием, а дополняется социосообразностью. Природосообразность- уже не организуется прежним пониманием, а дополняется социосообразностью.
3 Принципы «хорошо устроенной школы» Последовательность и систематичность – линейная логика разворачивания содержания образования, движение от частного к общему Последовательность и систематичность – линейная логика разворачивания содержания образования, движение от частного к общему Последовательность и систематичность – ныне сочетается с дискретностью и системностью иного уровня – понимаемой в синергетическом ключе Последовательность и систематичность – ныне сочетается с дискретностью и системностью иного уровня – понимаемой в синергетическом ключе
4 Принципы «хорошо устроенной школы» Доступность – обучение строится от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН Доступность – обучение строится от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН Доступность – базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка Доступность – базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка
5 Принципы «хорошо устроенной школы» Прочность – повторение основа эффективности обучения. Прочность – повторение основа эффективности обучения. Прочность – дополняется гибкостью и практической применимостью Прочность – дополняется гибкостью и практической применимостью
6 Принципы «хорошо устроенной школы» Сознательность и активность – активное отношение к поставленным задачам Сознательность и активность – активное отношение к поставленным задачам Сознательности и активности – постановка собственных задач обучения, выход за рамки алгоритма Сознательности и активности – постановка собственных задач обучения, выход за рамки алгоритма
7 Принципы «хорошо устроенной школы» Наглядность – подкрепление восприятия. Наглядность – подкрепление восприятия. Наглядность – использование моделирование объектов Наглядность – использование моделирование объектов
8 Принципы «хорошо устроенной школы» Принцы связи теории и практики – форма поддержки и подкрепления теории Принцы связи теории и практики – форма поддержки и подкрепления теории Принцы связи теории и практики- выступает так же инструментом обучения. Принцы связи теории и практики- выступает так же инструментом обучения.
9 Принципы «хорошо устроенной школы» Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика – на данный период обучения. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика – на данный период обучения. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика – на опережение Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика – на опережение
10 Обучение: В ТО – это процесс передачи знаний, уцмений и навыков, социального опыта от старших поколений – подрастающему. В ТО – это процесс передачи знаний, уцмений и навыков, социального опыта от старших поколений – подрастающему. В КОО – это процесс приобретения опыта решения значимых практико- ориентированных проблем. В КОО – это процесс приобретения опыта решения значимых практико- ориентированных проблем.
11 Результаты обучения: В ТО –это определенная сумма знаний и умений, личность, достаточно эффективно функционирующая в условиях стабильного общества, показателем этого является успешное преодоление учеником переходных испытаний. В ТО –это определенная сумма знаний и умений, личность, достаточно эффективно функционирующая в условиях стабильного общества, показателем этого является успешное преодоление учеником переходных испытаний. В КОО – готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения. В КОО – готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения.
12 Традиционное обучение КОО Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета Учитель ставит стратегическую задачу и описывает результат на перспективу, указывает информацию, где это найти Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем, изучаются квази-проблемы, а не проблемы жизни в соответствии с материалом Учащиеся вычленяют значимую для решения проблемы информацию.
13 Традиционное обучение КОО Естественнонаучные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению Естественнонаучные предметы преподаются как система лаб. И тестовых занятий. Проблематика истории науки преподается в широком гуманитарном контексте, как блоки исследовательских задач Учебное познание строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения Учебное познание строится по схеме разрешения проблем
14 Традиционное обучение КОО Практические работы направлены на формирование практических манипулятивных навыков. Это имитация исследования. Практические работы направлены на побуждение к исследовательской и умственной деятельности. Самостоятельное познание, изучение способов обучения. Предоставляются готовые знания с выводами и оценкой. Предоставляется возможность самостоятельно изучать, подвергаются сомнению принятые представления, поиск альтернативов
15 Содержание традиционного образования: Инерция в написании учебников и программ, при организации занятий; Инерция в написании учебников и программ, при организации занятий; В основании содержания образования кладутся информационные блоки; В основании содержания образования кладутся информационные блоки; Стандарты фиксированы как минимумы; Стандарты фиксированы как минимумы; Содержание единообразно, недостаточно вариативно; Содержание единообразно, недостаточно вариативно; Не прописаны межпредметные связи и т.д. Не прописаны межпредметные связи и т.д.
16 Изменения в методике: ТО- основывается на идее педагогики требований – идеи послушания и мотивации достижений. ТО- основывается на идее педагогики требований – идеи послушания и мотивации достижений. КОО – педагогика возможностей – мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности. КОО – педагогика возможностей – мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности.
17 Изменения в методике: ТО- централизованный и многоуровневый контроль. КОО- дополнение самоконтролем и самооценкой, рейтинговые, накопительные системы оценивания (портфолио). ТО- ориентир на «среднего ученика». КОО- ориентация на множественновесть планок в возможном поле достижений учащегося.
18 Изменения в методике: ТО- позиция ученика – подчиненная, объект педагогических воздействий. КОО- ученик сам отвечает за собственное продвижение, субъект собственного развития.
19 Изменения в методике: ТО- основная организационная форма -урок. КОО –упор на неурочные формы организации занятий – сессия, группа по проекту, сам. работа и т.д. Центральный момент – самостоятельность учения, ответственность и активность.
20 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ обучающихся
21 Виды образовательных технологий Проектное обучение; Проектное обучение; Проблемное обучение; Проблемное обучение; Технология развития критического мышления; Технология развития критического мышления; Технология сотрудничества; Технология сотрудничества; Проблемно-модульное обучение; Проблемно-модульное обучение; «Портфолио» и др. «Портфолио» и др.
22 Проектное обучение Проектное обучение Идеи: в центре обучающийся и его творческие способности; в центре обучающийся и его творческие способности; образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося; образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого на свой уровень развития; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого на свой уровень развития; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний за счет переноса знаний в различные ситуации глубокое, осознанное усвоение базовых знаний за счет переноса знаний в различные ситуации Компетентности: - готовность принимать решения, -коммуникативные умения, -исследовательские умения, -общеучебные компетентности, -познавательные компетентности, -опыт практической и творческой деятельности, -организационная компет-ть
23 Готовность решать проблемы: Используемые умения: Узнавание и понимание информации о проблеме, Узнавание и понимание информации о проблеме, Формулирование проблемы, Формулирование проблемы, Выбор стратегии и решения проблемы, Выбор стратегии и решения проблемы, Размышления и оформление решения проблемы Размышления и оформление решения проблемы Умения, лежащие в основе: -аналитические рассуждения, -рассуждения по аналогии, -рассуждения связанные с числами.
24 Технология развития критического мышления Идеи: - опора на актуализацию субъектного опыта, т.е. создавать условия побуждения к деятельности через востребованность их знаний; -интерактивное включение в образовательный процесс; -обучение приемам качественной и количественной оценки; Компетентности: Принимать независимые продуманные решения, Принимать независимые продуманные решения, Ставить и решать проблемы, обосновывать суждения и решения, Ставить и решать проблемы, обосновывать суждения и решения, Вырабатывать свое мнение, Вырабатывать свое мнение, Использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, Использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, Продуктивное взаимодействие между людьми, Продуктивное взаимодействие между людьми, Развитие коммуникативной культуры, Развитие коммуникативной культуры, Информационная Информационная компетентность и т.д.
25 «Портфолио» направленно на выявление: Объективно существующего уровня овладения умениями и навыками, Объективно существующего уровня овладения умениями и навыками, Пробелов в подготовке, Пробелов в подготовке, Трудностей в усвоения, Трудностей в усвоения, Уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс, Уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс, Положительных мотивов учения, Положительных мотивов учения, Интереса к предмету, Интереса к предмету, Развитие мыслительной деятельности, Развитие мыслительной деятельности, Критического отношения к учебной деятельности. Критического отношения к учебной деятельности.
26 Функции «портфолио» Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени Целеполагания - поддерживает учебные цели Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
27 Анализ, проблемы и выводы
28 «Плюсы» - реализовать личностно – ориентированный, деятельностный и практико- ориентированный подходы в образовательном процессе, реализовать личностно – ориентированный, деятельностный и практико- ориентированный подходы в образовательном процессе, отбор знаний и умений наиболее значимых для формирования ценностных ориентаций, которые востребованы в жизни самого ученика, отбор знаний и умений наиболее значимых для формирования ценностных ориентаций, которые востребованы в жизни самого ученика, научить учащихся применять полученные знания в ситуациях. научить учащихся применять полученные знания в ситуациях.
29 «Плюсы» - разгрузка содержания, разгрузка содержания, устранение ряда сложных для усвоения теоретических или описательных сведений фактического характера, которые никогда не используются учеником. устранение ряда сложных для усвоения теоретических или описательных сведений фактического характера, которые никогда не используются учеником.
30 Проблемы: Подмена сложившейся системы образования «системой компетенций». Подмена сложившейся системы образования «системой компетенций». Механизмы реализации подхода. Механизмы реализации подхода. Недостаточно разработан понятийный аппарат. Недостаточно разработан понятийный аппарат. Соотношение знаний и компетентностей. Соотношение знаний и компетентностей.
31 Проблемы: Нет системы оценивания компетентностей. Нет системы оценивания компетентностей. Нет иерархии и состава компетенций. Нет иерархии и состава компетенций. Необходимость разработки нового содержания и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода. Необходимость разработки нового содержания и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода.
32 Выводы: Концепция компетентностного подхода нуждается в серьезной теоретической разработке. Концепция компетентностного подхода нуждается в серьезной теоретической разработке. Недопустимо строить образовательные стандарты и разрабатывать содержание образования исключительно на основе компетентностей, необходимо найти рациональные пути внедрения подхода. Недопустимо строить образовательные стандарты и разрабатывать содержание образования исключительно на основе компетентностей, необходимо найти рациональные пути внедрения подхода.
33 Выводы: Внедрение подхода следует осуществлять дифференцировано, с учетом специфики отдельных учебных предметов или их циклов. Внедрение подхода следует осуществлять дифференцировано, с учетом специфики отдельных учебных предметов или их циклов. Нецелесообразна реализация подхода путем включения компетентностей в требования, т.к. нет оценивания. Нецелесообразна реализация подхода путем включения компетентностей в требования, т.к. нет оценивания.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.