Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДенис Шустов
1 Основы теории речевых актов Они называются конститутивными, поскольку они не только регулируют, но конституируют, создают саму деятельность, существование которой логически зависимо от этих правил. Конститутивные правила Дж.Серль Что такое речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. Теория речевых актов. М., Прогресс, Философия языка / Ред.-сост. Дж.Р.Серль. М.: Едиториал УРСС, 2004.
2 Основы теории речевых актов Идея таких правил, примененная в исследовании речевых актов, позволяет построить семантику языка особого рода, которая предстает как система конститутивных правил, а иллокутивные акты оказываются речевыми действиями, совершаемыми в соответствии с определенными конститутивными правилами.
3 Основы теории речевых актов Выполнение иллокутивных актов определяется не только намерениями, но также и семантическими конвенциями …То, что мы можем иметь в виду, является функцией того, что мы говорим. Субъективное значение обусловлено не только намерением, но и конвенцией Дж. Серль Что такое речевой акт // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. Теория речевых актов. М., Прогресс, С. 160.
4 Основы теории речевых актов То, что мы имеем в виду в данном производимом нами речевом акте, зависит от тех конвенций, в которых живем, а то, что мы на самом деле высказываем, производя данный речевой акт, зависит от тех конвенций, в которых живет воспринимающий наш речевой акт. мы слушатель,
5 Основы теории речевых актов Дж. Остин: Для осуществления перформативного речевого акта необходимо, чтобы меня кто-нибудь услышал, чтобы этому лицу была понятна иллокутивная сила моего речевого акта, в некоторых случаях необходимо согласие другого лица на осуществление действия (например, пари должно быть принято)
6 Дж. Остин: «Иллокутивный акт не может считаться благополучно, успешно осуществленным, если он не приводит к определенному результату (effect). …Я только тогда имею право сказать, что предупредил аудиторию, когда она услышала мои слова и восприняла их должным образом. Иллокутивный акт может состояться только тогда, когда нам удается воздействовать на аудиторию… Таким образом, осуществление иллокутивного акта включает в себя обеспечение усвоения» Основы теории речевых актов
7 Только тогда меня услышат, когда я сам себя слышу. В противном случае, услышат не меня. Если то, что я говорю, другой понимает отличным от меня образом, то он слышит не меня. А если я сам не понимаю, то, что говорю, то в этом акте речи меня нет для меня. Не я говорю. Отсутствуют условия самоидентификации в акте речи. Я стою на границе безумия.
8 Основы теории речевых актов Язык, языковые конвенции, которыми живет человек, определяют не только то, что он хочет сказать посредством конкретного речевого акта, не только то, что он слышит, но и то, что он видит в окружающем мире (или, другими словами, то, что он имеет в виду). «Движенья нет, - сказал мудрец брадатый…» Разум «видит» лишь то, о чем он может сказать непротиворечивым для себя образом. Он видит мир лишь рассказывая его.
9 Основы теории речевых актов
10 John R. Searle. The Logical Status of Fictional Discourse // New Literary History, Vol. 6, No. 2, On Narrative and Narratives (Winter, 1975), Рус. пер. Серль Дж. Логический статус художественного дискурса // Логос, 1999, 3
11 Основы теории речевых актов Сам по себе речевой акт не порождает определенного суждения, если он не является связующим звеном между говорящим, который понимает, что говорит, и слушающим, который стремится понять слышимое. Этот двусторонний акт понимания превращает речевой акт в средство коммуникации, а следовательно, и в определенное высказывание. Сказанное не является продуктом лишь сказывающего. Природа речевого акта такова, что он не может быть у одного, он всегда средство и продукт диалога. Его автор не Я, а МЫ.
12 Основы теории речевых актов Мы познаем природу через диалог друг с другом, поскольку в этом диалоге рождается и воспроизводится язык, который позволяет нам фиксировать, т.е. обнаруживать для себя смыслы сущего. И этот диалог должен быть честным, если, конечно, мы действительно хотим знать мир. Мы не можем надеяться, что понимаем мир, если мы не стремимся понимать друг друга, если мы не стремимся быть понятным для другого. Наконец, именно так рождается и воспроизводится разум.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.