Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалерий Бахолдин
1 Педагогическая мастерская
2 Что такое педагогическая мастерская ? Педагогическая мастерская одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач. Педагогическая мастерская одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.
3 Принципы построения педагогической мастерской 1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове. 2. Равенство всех, включая мастера. 3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности. 4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. 5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. 6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
4 Для мастера необходимо: Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества Непрерывно включать эмоциональную сферу учащегося, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму Непрерывно включать эмоциональную сферу учащегося, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму Работать вместе со всеми, быть равным в поиске познаний Работать вместе со всеми, быть равным в поиске познаний Не торопиться отвечать на вопрос, дать учащимся попытку самостоятельно найти ответ Не торопиться отвечать на вопрос, дать учащимся попытку самостоятельно найти ответ Информацию подавать малыми дозами Информацию подавать малыми дозами Исключить официальное оценивание работы учащегося, дать возможность самооценки Исключить официальное оценивание работы учащегося, дать возможность самооценки
5 Реализация педагогических мастерских на уроках музыки В процессе постижения музыкального искусства художественно-творческое развитие детей принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, не на обучение основам музыкальной грамоты, и не на приобщение к какому-либо одному виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. В процессе постижения музыкального искусства художественно-творческое развитие детей принципиально важно ориентировать не на сумму знаний, не на обучение основам музыкальной грамоты, и не на приобщение к какому-либо одному виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Уроки музыки, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции музыки и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач: Уроки музыки, реализуемые через технологию педагогических мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции музыки и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:
6 Задачи музыкального искусства: развитие способностей эстетического постижения действительности; развитие способностей эстетического постижения действительности; направленность на активизацию "ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия; направленность на активизацию "ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия; моделирование состояния вдохновения, "игра" с элементами творчества, спонтанная" ситуация; моделирование состояния вдохновения, "игра" с элементами творчества, спонтанная" ситуация; создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия; создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия; воспитание навыков импровизации; воспитание навыков импровизации; формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия искусства; формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия искусства; создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. создание эстетических ситуаций - важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.
7 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПРОЦЕСС Алгоритм построения педагогической мастерской Индуктор (психологический настрой на урок) Индуктор (психологический настрой на урок) Тема (запись на доске) Тема (запись на доске) Самоконструкция (запись слов по ассоциации) Самоконструкция (запись слов по ассоциации) Социоконструкция (пополнение списка слов) Социоконструкция (пополнение списка слов) Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше) Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше) Пластика (создание пантомимического образа) Пластика (создание пантомимического образа) Афиширование (демонстрация выполненной работы) Афиширование (демонстрация выполненной работы) Рефлексия (духовное состояние после мастерской) Рефлексия (духовное состояние после мастерской)
8 Структура педагогической мастерской I. Индуктор – прием, обеспечивающий наведение на проблему, свернутый смысл темы. I. Индуктор – прием, обеспечивающий наведение на проблему, свернутый смысл темы. Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробудить желание включиться в учебный процесс. Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям: Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям: Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика. Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика. Доступность, нетрудность задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению. Доступность, нетрудность задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению. Открытость задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения. Открытость задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения. Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность. Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность. Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской. Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.
9 Примеры индукторов Задания, мотивирующие всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунок предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Например: Задания, мотивирующие всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунок предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Например: Вспомните, какие понятия, и определения вы изучали раньше. Вспомните, какие понятия, и определения вы изучали раньше. Прочитайте тему урока и прокомментируйте ее, опираясь на свой опыт. Прочитайте тему урока и прокомментируйте ее, опираясь на свой опыт. Назовите цвет (число от 1 до 10), который соответствует вашему настроению. Назовите цвет (число от 1 до 10), который соответствует вашему настроению. Составьте из букв, входящих в слово Уравнение как можно больше слов. Составьте из букв, входящих в слово Уравнение как можно больше слов. Нарисуйте ваше настроение. Нарисуйте ваше настроение. Назовите известные вам геометрические фигуры и нарисуйте их. Назовите известные вам геометрические фигуры и нарисуйте их.
10 На следующем этапе обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по- новому. II. Система заданий II. Система заданий Самоконструкция – диалог ученика с самим собой. Самоконструкция – диалог ученика с самим собой. Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д. Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д. Социализация – обнародование, защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой). Социализация – обнародование, защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой). Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д. Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д. Разрыв – кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления. Разрыв – кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления.
11 III. Афиширование – представление работ на общее обсуждение. III. Афиширование – представление работ на общее обсуждение. Д ля хода каждого занятия обязательно включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. IV. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. IV. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. Рефлексия (как внешняя, так и внутренняя) направлена на осознание пройденного пути. Суждения рефлексивного характера сопровождают практически все этапы мастерской. Это позволяет связать воедино личные взгляды, мнения, впечатления, углубить собственное понимание в свете высказываний других, сделать свои открытия.
12 Особенности педагогической мастерской принцип безотметочности и безоценочности; принцип безотметочности и безоценочности; отсутствие критических замечаний в адрес любого участника процесса; отсутствие критических замечаний в адрес любого участника процесса; создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности; создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности; оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией; оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией; возможность личностного саморазвития, осознания себя, своего места в мире и т.д. возможность личностного саморазвития, осознания себя, своего места в мире и т.д.
13 Литература 1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М. – Л., Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М., Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. – М., Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., Петрусинский В. В. Игры для интенсивного обучения. – М., Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., Шамова Т. И., Третьяков П. И. Управление развитием инновационных процессов в школе. – Науч. ред. – М., Технология коллективного взаимообучения. В сб. Актуальные проблемы педагогики образовательных учреждений / Под.ред.Н.Н.Никитиной. - Ульяновск: ИПКПРО, С Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, – 288 с. 10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.: Издательство «Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
14 БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.