Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛеонид Агуреев
1 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Антимонопольное регулирование торговой деятельности в России Управление контроля социальной сферы и торговли 2011
2 2 Интенсивное развитие сетевой торговли, активные процессы концентрации являются характерными для современного мирового рынка розничной торговли. Складывающаяся в настоящее время структура рынка услуг розничной торговли продовольственными товарами с преобладанием в ней крупных (сетевых) торговых предприятий (розничных сетей, т.н. сетевого ритейла) характерна для многих регионов России и отражает мировую тенденцию в развитии розничной торговли. Концентрация в сфере розничной торговли, в том числе рост крупных торговых сетей, объединение оптового и розничного звеньев торговли привели к сдвигу баланса рыночной силы от производителей в сторону розничных торговых сетей. Рыночная власть торговых сетей позволяет им манипулировать действиями поставщиков продовольственных товаров (за исключением крупных федеральных поставщиков) и безоговорочно соглашаться на предлагаемые торговыми сетями условия. В результате анализа договорных отношений во всех договорах поставки выявлены требования, реализация которых способна привести к ограничению конкуренции и созданию дискриминационных условий доступа независимых товаропроизводителей к торговым сетям. Положение торговых сетей на рынке
3 3 Дискриминационные условия закладываются в договора всех поставщиков вне зависимости от размера поставщика, уровня бренда (локальный, транснациональный). Анализ взаимоотношений торговых сетей и поставщиков товаров позволяет сделать вывод, что инструментарий, используемый торговыми сетями с целью получения дополнительной прибыли от поставщиков товаров, носит универсальный характер. Все сети во взаимоотношениях с поставщиками товаров используют два механизма воздействия, способных повлиять на уровень конкуренции на изучаемом рынке: 1.финансовый (бонусы/премии, плата за маркетинговые услуги, штрафы, гарантированная маржа); 2.административный, включающий в себя действия, нивелирующие риски для сетей (возврат нереализованного товара, и т.д.). Таким образом, формируется значительный объем платежей поставщиков в пользу торговых сетей (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр), которые поставщики вынуждены закладывать в цену товара либо компенсировать из собственной прибыли и иных источников (сокращение инвестиционных программ, оптимизации налогообложения через «серые» схемы и пр). Механизмы воздействия торговых сетей
4 4 Закон о торговле Федеральный закон от ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) вступил в силу с 1 февраля 2010 года и направлен на упорядочение отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях: создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранения недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков, устранения излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров. Закон о торговле содержит ряд норм (статьи 9, 13, 14, 15), направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.
5 5 Закон о торговле Статьей 9 Закона о торговле устанавливается обязанность для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющими поставки продовольственных товаров в торговые сети, по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора. Частью 6 статьи 9 Закона о торговле установлен запрет на включение участниками торговой деятельности в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть каких-либо видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора кроме допустимых частью 4 статьи 9 Закона о торговле. В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона о торговле запрещается включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении поставщиком действий или об оказании услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки. Указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных способов навязывания торговыми сетями контрагентам и создания дискриминационных условий доступа поставщиков продовольственных товаров в торговые сети.
6 6 Закон о торговле Часть 1 статьи 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере оптовой и (или) розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов. Статьей 14 Закона о торговле устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. Данные ограничения будут распространяться на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа. Статьей 15 Закона о торговле определены нормы, направленные на устранение региональных барьеров в розничной торговле. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7 7 Государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями Закона о торговле, проводится федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации (статья 16 Закона о торговле). В рамках предоставленных полномочий антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения: статей 13, 15 Закона о торговле – возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства (по признакам нарушения статей 13, 15 Закона о торговле) в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции; статьи 14 Закона о торговле – вправе обратиться с иском в суд о признании сделки ничтожной; статьи 9 Закона о торговле – возбуждает дела об административных правонарушениях. Государственный контроль за Законом о торговле
8 8 1. Постановлением Правительства Российской Федерации от утверждена методика, которой закреплен порядок: расчета общего оборота розничной торговли продовольственными товарами соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа; определения доли объема продовольственных товаров в денежном выражении, реализованных хозяйствующим субъектом в отчетном году соответственно в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа. Информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами) на ее официальном сайте в сети Интернет ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом Реализация положений Закона о торговле:
9 9 2. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) внесены изменения, предусматривающие ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований, установленных Законом о торговле, при осуществлении торговой деятельности - статьи КоАП (вступили в силу с ). Основаниями для привлечения лиц к административной ответственности по статьям является нарушение установленных Законом о торговле: антимонопольных правил (статья 14.40, штраф на юридическое лицо от 1 млн.руб. до 5 млн.руб.), требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.41, штраф на юридическое лицо от руб. до руб.), требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.42, штраф на юридическое лицо от 1 млн.руб. до 5 млн.руб.). Предусмотрена административная ответственность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за невыполнение в установленный срок решения, предписания федерального антимонопольного органа об отмене либо изменении правовых актов, либо о прекращении действий (бездействия), нарушающих законодательство о государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации, что обусловлено необходимостью своевременного исполнения предписаний антимонопольного органа. Реализация положений Закона о торговле:
10 10 3. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях обеспечения реализации положений Закона о торговле антимонопольными органами проводится мониторинг реализации положений Закона о торговле. В рамках мониторинга Закона о торговле проводятся проверки. В 2010 году антимонопольными органами: проведено 464 проверки торговых сетей на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. проанализировано более договоров поставки, заключенных с поставщиками продовольственных товаров. возбуждено 101 дело по признакам нарушения статьи 13 Закона о торговле (с момента ): - создание дискриминационных условий – 44 дела; - навязывание контрагенту условий (пункт 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле) – 21 дело; - осуществление торговой деятельности с использованием договора комиссии (пункт 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле) – 36 дел. -Из 101 возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства: 77 - возбуждено в отношении розничных торговых сетей, 7 в отношении поставщиков продовольственных товаров; 17 дел возбуждено в отношении и розничных торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров. Реализация положений Закона о торговле:
11 11 По результатам мониторинга исполнения норм Закона о торговле во 2 квартале 2011 года антимонопольными органами возбуждено 21 дело об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения 8 из возбужденных дел об административных правонарушениях на должностных и юридических лиц были наложены штрафы на общую сумму рублей, из них: рублей наложенных штрафов были оплачены. 3 постановления о наложении штрафа на общую сумму рублей в настоящее время обжалуются в суде. 4 из возбужденных дела об административных правонарушениях было прекращено в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности, отсутствием события правонарушения и по малозначительности. 9 из возбужденных дел об административных правонарушениях в настоящее время находятся на стадии рассмотрения. Реализация положений Закона о торговле:
12 12 Внесение изменений в Закон о торговле ФАС России разработаны предложения по внесению изменений в Закон о торговле: 1. Понятие «общее управление» в законодательстве отсутствует, что создает правовую неопределенность для участников торговой деятельности, в связи с чем предлагается в пункте 8 статьи 2 слова «под общим управлением» заменить на: «на любом законном основании у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц» 2. Условия договоров, которые в действующей редакции статьи 13 Закона о торговле запрещено навязывать контрагентам, предлагается перенести в статью 9 в качестве безусловных запретов. 3. Пробелом статьи 9 Закона о торговле является отсутствие в ней нормы о распространении требований на действия (бездействия) лиц, входящих с хозяйствующим субъектом, в одну группу лиц, что выводит из сферы действия Закона значительную часть хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. В связи с чем предлагается дополнить статьи 9 Закона о торговле соответствующей нормой. 4. Пункт 2 части 1 статьи 13 изложить в предлагается изложить по аналогии со статьей 10 Закона о защите конкуренции: «2) навязывать контрагенту условия договора невыгодные для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован).»
13 13 5. Основные принципы, правовая природа и структура договорных отношений договоров поручения и агентских договоров является идентичной договорам комиссии, а последствия использования всех трех видов указанных договоров при осуществлении оптовой торговли практически одинаковы, поэтому предлагаем пункт 3 части 1 статьи 13 изложить в следующей редакции: «заключать между собой договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров.» 6. В настоящее время статья 14 Закона о торговле не устанавливает каких-либо ограничений по приобретению дополнительных объектов теми торговыми сетями, доля которых на момент приобретения не превышает 25% объема всех реализованных товаров. Таким образом, данные участники рынка вправе, после совершении сделки увеличить свою долю вплоть до 100 %. Предлагаемые изменения устанавливают запрет на совершение сделок также и в том случае, если в результате совершения сделки доля хозяйствующего субъекта составит более 25% объема всех реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования. Однако запрет на предельную долю в 25% не будет распространяться при строительстве новых торговых объектов (при органическом развитии торговой сети) 7. Статью 16 Закона о торговле предлагается дополнить полномочиями антимонопольного органа по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением хозяйствующими субъектами статьи 9 Закона о торговле. Внесение изменений в Закон о торговле
14 14 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.