Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарфа Прокшина
1 Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по традиционной системе обучения в начальной школе Предметная область История, литература, музыка, изобразительное искусство, география, биология, социальные науки, английский язык, информатика Участники (возраст класс) Детский сад (6-7 лет) – студенты (19-20 лет). Учителя, преподаватели, врачи Цели и задач и представление материала в целом, в единстве его структуры; повышение технологической компетенции; логического обобщения учебного материала; снятие противоречия между возрастающими требованиями к эффективности технологий обучения и недостаточным уровнем оснащенности учителя и ученика дидактическими инструментами; усовершенствование основных видов деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося на многомерной инструментальной основе; Обновление содержания и технологии обучения в образовательном учреждении. Описание В основе лежит новый способ подачи материала, теория дидактического моделирования педагогических объектов, учебный материал, учебный процесс и его практическая реализация – дидактическая многомерная технология, разработанная доктором педагогических наук, профессором Штейнбергом Валерием Эмануиловичем. Инструментами дидактической многомерной технологии являются логико- смысловые модели (ЛСМ). Ключевые слова Дидактическая многомерная технология, логико-смысловая модель (ЛСМ), дизайн, сотрудничество, эксперимент Авторы Координаторы работы: Каткова Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов, город Уфа Республика Башкортостан; Штейнберг Валерий Эмануилович, доктор педагогических наук, академик АПСН, город Уфа Республика Башкортостан
2 Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по традиционной системе обучения в начальной школе Планирование проекта Этапы проекта: Этап 1. (май-октябрь 2001 г) В мае 2001 года была открыта лаборатория при Башкирском институте развития образования по теме «Формирование системы дифференцированного обучения на основе теории конструкторско-технологической деятельности и развития массового профессионального творчества педагогического коллектива» в средней общеобразовательной школе 68. Этап 2. (январь –май 2002г.) Проведение цикла научно-методических семинаров, изучение специальной литературы (монографии В.Э. Штейнберга), освещающей теоретические инструментально-технологические подходы технологизации образования, склонность части педагогов к инновационной работе привели к созданию группы учителей-экспериментаторов. Этап 3. (сентябрь2002-май 2004 г.) Овладение теорией и конструкторско-технологической деятельностью привело не только к развитию массового профессионального творчества всего педагогического коллектива. Результатом этого творчества стал выход двух сборников учебно-методических разработок учителей нашей школы. Этап 4. ( гг.) Создание дидактического дизайна Образовательная среда: Фотографии работ.
3 Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по традиционной системе обучения в начальной школе Учебно-методические материалы: В ходе эксперимента были использованы следующие статьи 1. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. М., Просвещение, Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М., Педагогика, Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование – новый взгляд : теория, технология, практика. Уфа, Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика, Штейнбергш В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М., Народное образование, Штейнберг В.Э. Крылья профессии – введение в технологию проектирования образовательных систем и процессов. Уфа, Штейнберг В.Э. Конструкторско-технологическая деятельност ь учителя.// Школьные технологии Энциклопедия образовательных технологий под ред. Селевко Г.К. М., НИИ школьных технологий, т. 1 Дополнительная информация :
4 Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по традиционной системе обучения в начальной школе Оценка и стандарты Создание моделей, их теоретическое обоснование потребовало изучения программы по предметам, методической и другой литературы, выделение завершенных тем программы, формирование смысловых групп по каждой теме, выделение узловых элементов содержания в каждой группе, логическую организацию смысловых групп и их элементов в пространстве (конспект, доска и т.п.). Выделение наиболее важных смысловых связей между узловыми элементами необходимо для осмысления и усвоения учебного материала, а также составления плана занятия, опирающегося на данный тип дидактического моделирования. Для усиления восприятия учебного материала необходимы узловые элементы содержания, представленные в вербальной форме, необходимо дополнить образными элементами (пиктограммами), которые составил учитель. Логико-смысловые модели (ЛСМ) позволяют нанизывать, упорядочивать и систематизировать огромную информацию. Универсальность, наглядность, компактность логико-смысловых моделей способствовали наиболее логичному построению уроков, помогали лучшему усвоению трудных тем. На первых уроках темы совместно моделируют учитель и ученики. На первом же уроке нужно наметить основной круг вопросов (координаты), разложить весь материал по полочкам, завязать узелки на память. На последующих уроках каждый узелок можно разобрать подробно. Благодаря опорно-узловым многомерным системам координат удается совместить первичное восприятие и смысловую обработку учебной информации: чтобы поместить информацию в системе координат, необходимо выполнить смысловое разделение, группирование, сравнение, заключение, ранжирование, выявление смысловых связей и отношений, перекодирование, свертывание, интенсивно использовать новые понятия и определения по изучаемой теме. Эта технология применима как для изучения отдельных тем, так и для обобщения теоретического материала, который изучается на нескольких уроках. Использование ЛСМ на уроках позволяет емко, системно, компактно, доступно и наглядно преподнести новый материал. ЛСМ выступает на уроках в двойной функции, одновременно являясь инструментом, который: помогает систематизировать уже имеющиеся знания; побуждает учащихся к самостоятельной исследовательской работе. ЛСМ является универсальным инструментом познания, так как применима к любым предметам. Использование разных цветов и рисунков-пиктограмм при составлении ЛСМ делают их наиболее привлекательными и понятными ученикам младшего школьного возраста, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
5 Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по традиционной системе обучения в начальной школе Об авторах проекта Штейнберг Валерий Эмануилович, доктор педагогических наук, город Уфа РБ Каткова Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов, город Уфа РБ Муниципальное образовательное учреждение лицей 68 город Уфа Республика Башкортостан
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.