Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.childpsy.ru
1 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого- педагогическое образование» Марголис Аркадий Аронович – первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, к.психол.н., профессор
2 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ «НОВАЯ ШКОЛА» НОВЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЙ СТАНДАРТ ВПО в т.ч. Педагогическое образование (переход от ГОС-2 к ГОС-3)
3 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Какие проблемы в подготовке педагогических кадров мы хотим решить переходя от ФГОС-2 к ФГОС ВПО: Низкая психологическая компетентность педагога (особенно воспитателя, учителя начальных классов, социального педагога); Отсутствие специалистов в некоторых областях образования (работа с одаренными детьми, инклюзивное образование); Недостаточная квалификация психологов образования; Отсутствие эффективного взаимодействия психологов и других участников образовательной среды как следствие принципиально различной системы их подготовки.
4 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Педагогические специальности Психологическая компетентность педагога Решающее условие для формирования компетенций учащихся Воспитатель ДОУ Педагогические профессии, в которых роль психологической подготовки является определяющей Учитель начальных классов Социальный педагог Специалист по работе с одаренными детьми Специалист по инклюзивному образованию Учитель-предметник Дефектолог
5 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Традиционная модель подготовки специалистов этих педагогических профессий Традиционный способ усиления психологической подготовки увеличение количества часов на изучение психологических дисциплин. Педагогические специальности (ГОС-2)Квалификация Педагогика и методика дошкольного образования Организатор методист дошкольного образования Педагогика и методика начального образования Учитель начальных классов Социальная педагогикаСоциальный педагог
6 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Педагогические специальности (ГОС-2)Квалификация Педагогика и психологияПедагог-психолог 1. Изолированность от других педагогических специальностей; 2. Существенные отличия стандарта от специальности «Психология»; 3. Критика со стороны психологического сообщества в недостаточной фундаментальности подготовки; 4. Серьезные отличия от международных стандартов в подготовке психолога образования.
7 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Проблема формирования перехода (группировки) педагогических специальностей (ГОС-2) в новые направления области «Образование и Педагогика» (профили) как центральная проблема повышения психологической компетентности педагогов и подготовки кадров для Новой школы.
8 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» При разработке стандарта в задачи разработчиков входит определение видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник данного направления. Направление Подготовка к определенным видам профессиональ- ной деятельности Профессио- нальные задачи Профессио- нальные задачи Профессио- нальные компетен- ции Учебный план
9 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Возможные способы компоновки направления по видам профессиональной деятельности выпускников Педагогические специальности (ГОС-2) Вариант 1Вариант 2Вариант 3 Способы группировки направления Педагоги- предментники Формально общий Учитель географии. Воспитатель. Педагог-психолог. Мастер производственного обучения Субъективно- исторический Позиция разработчиков. Традиция. Деятельностный Воспитатели, Учителя начальных классов, социальные педагоги, педагоги- психологи Педагоги-дефектологи Профессиональное обучение
10 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Деятельностный способ формирования нового направления ФГОС ВПО предполагает 1. Анализ профессиональной деятельности выпускников направления и понимание возможности включения старой педагогической специальности (ГОС-2) в новое направление как результат этого анализа. 2. Нахождение общего деятельностного основания в будущей профессиональной деятельности выпускника позволяет включить педагогическую специальность его подготовки в качестве профиля в формируемое направление ФГОС.
11 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Направление «Психолого-педагогическое образование» ФГОС ВПО Второй аспект деятельностного подхода (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н и др.) к проектированию двухуровневого образования по направлению предполагает анализ содержания профессиональной деятельности, его профессиональных задач и необходимых компетенций. ПедагогиОсновное содержание профессиональной деятельности Педагог образованияПсихолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности Дошкольный психологПсихолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности Социальный педагогСоциализация учащихся Специалист по работе с одаренными детьмиПостроение учебной деятельности и социализация одаренных учащихся Специалист по инклюзивному образованиюПостроение учебной деятельности учащихся с особенностями развития в условиях массовой школы Специальный психолог и педагогКоррекция развития учащихся Воспитатель ДОУПостроение игровой деятельности и развитие дошкольников Учитель начальных классовПостроение учебной деятельности учащихся и развитие компетенций
12 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Для педагогов (предыдущий слайд) развитие ребенка (обычного или с особенностями) является основным содержанием профессиональной деятельности. Что является генетическим исходным основанием из которого могут быть построены все эти конкретные виды профессиональной деятельности. ПОНЯТИЯ: деятельности, соотношения обучения и развития. Понимание развития как следствие определенного типа обучения.
13 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Деятельностный подход в проектировании стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Виды профессиональной деятельности (список 1) Общее (не формально, а генетически общее) Теоретическое основание для объединения педагогических специальностей (список 1) ГОС-2 в профили по направлению «Психолого- педагогическое образование» как единое направление Психолог образованияПонятия: Развитие, Развитие ведущее за собой обучение, Социальная ситуация развития, Деятельность игровая, учебная, Построение взаимодействия ребенок – взрослый, ребенок –ребенок Воспитатель ДОУ Учитель начальных классов Социальный педагог Специальный психолог и педагог Специалист по работе с одаренными детьми Специалист по инклюзивному образованию
14 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» При таком подходе в каждом виде профессиональной деятельности есть общие профессиональные задачи – общие для всех профилей направления и специальные профессиональные задачи – специфические только для профиля. Т.е. отдельные виды профессиональной деятельности не объединяются в общие формы, а сохраняют свою специфику. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений не исчезает в абстрактной педагогической деятельности. Но в профессиональных задачах и необходимых компетенциях выделены как общая (реально общая), так специальная (профильная) часть.
15 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Результаты деятельностного подхода к построению стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Виды профессиональной деятельности1- 2 год обучения3-4 год обучения Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования Общее генетическое ядро деятельностей направления Специальные профессиональные задачи (профили) Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании Социально-педагогическая деятельностьОбщие профессиональные задачи Специальные профессиональные компетенции Образовательная деятельность в дошкольном образовании Образовательная деятельность на начальной ступени общего образования Общепрофессиональные компетенции Базовая часть профиля Базовая часть учебного плана стандарта Вариативная часть профиля
16 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» ВЫВОДЫ: При деятельностном подходе к проектированию стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» в основу формирования профилей направления и перехода педагогических специальностей (ГОС-2) в новое направление положен анализ видов профессиональной деятельности (1) и нахождение общего генетического исходного деятельностного ядра подготовки кадров в рамках этого направления (2). Такой подход позволяет в рамках одного направления осуществлять подготовку кадров на основе их подготовке к деятельности (игровой, учебной, социализации, коррекции, психолого-педагогическое сопровождение игровой и учебной деятельности.
17 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Выпускники этого направления будут обладать одинаковым профессиональным мировоззрением и общим профессиональным языком, т.е. смогут совместно строить деятельность учащихся, формировать их компетенции, обеспечивать развитие в ходе обучения, эффективно строить социализацию и коррекцию. Это единственный, на наш взгляд, не формальный, а содержательный способ психологической подготовки педагогов (не путем механического увеличения часов на психологические дисциплины, а путем формирования единого теоретического взгляда на профессиональную деятельность различных специалистов).
18 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Дополнительные последствия: 1. Возможность качественно нового развития психологической службы за счет принципиально новой формы совместной деятельности психолога образования, воспитателя и учителя, психолога и социального педагога и пр. по развитию компетенций учащихся в ходе совместного построения деятельности учащихся. 2. Уровень подготовки психолога образования существенно повышается, сближается по методологической глубине с направлением «Психология», учитывает передовой международный опыт и становится гораздо более практико-ориентированным в понимании образования и участии в совместном построении игровой и учебной деятельности учащихся. _________________________________________________________________________________________________________
19 Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» 1. Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса за счет деятельностной подготовки. 2. Повышение квалификации психологов и их превращение в полноценных участников построения деятельности учащихся.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.