Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТамара Бершова
1 Каждый урок музыки – не просто урок, а очередная ступенька познания себя и мира через Искусство Творческие задания, как неотъемлемая часть современного урока музыки Ю.Д. Михайлова, учитель музыки МОУ СОШ 15
2 Цель изучения предмета Музыка: развитие образного и ассоциативного мышления у обучаемого, формирование у него целостной картины мира.
3 1. Целостность восприятия «Творческая мастерская» Учащиеся разбиваются на три группы: художники, поэты, танцоры. Слушают муз. произведение. Задание – воспроизвести художественный образ при помощи своего вида деятельности. 1.2 «Что я представляю под музыку, то и воплощаю в другой вид деятельности» по желанию учащихся Для среднего звена – «Что ощущаю, то и передаю» (в рисунке, в стихах, в движении. 1.4 «Художники – декораторы» Оформить шоу-программу или декорации к опере, концерту. Результат: формирование навыков целостности восприятия мира
4 2. Гибкость мышления Ролевая игра «Я творец» - Подберите стихотворение под ритмический рисунок. - Выразите рисунком тишину, покой. - Выразите в рисунке контрастность звучания музыки (на синем небе звезды) 2.2 «Литературно-музыкальная палитра» Слушают музыкальное произведение из двух контрастных частей. Анализируют характер и содержание музыки. Перечисляют слова «оттенки» к понятиям «грусть» - трагедия, драма, печаль, обида, и т.д. Так же ко второму понятию «торжество». Напротив каждого оттенка рисуют кружок определенного цвета, соответствующего по их мнению образному значению. Составляют палитру часто встречающихся образных понятий. Результат: у учащихся формируется способность быстро переходить от одного явления к другому, развивается абстрактное мышление в процессе передачи муз. произведения средствами разных видов искусства.
5 3. Оригинальность мышления «Перевод музыка на язык другого вида искусства». Задание: прослушать музыку, проанализировать, перевести на язык красок (вырази в цвете), на язык литературы (сочини рассказ, историю), или на язык движения (Театр одного актера, показать пантомимой) «Экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния» - навык дирижерского жеста; - изобрази мелодию.
6 4.Готовность памяти. «Ассоциативная сеть» - среднее звено. Задача: Определите, о каком композиторе идет речь? Старинный – зарубежный – композитор – философ – органист – полифонист. (Бах) Классик – зарубежный – борец – революционер – громкая стремительная музыка (Бетховен) Результат: творческое развитие, умение нестандартно использовать знания в процессе решения творческих задач. Формирование умения быстро находить нужную информацию, мгновенное решение поставленной задачи.
7 5. Легкость генерирования идей. 5.1 «Мозговой штурм» - среднее звено. 5 класс. Задача: Составить осмысленное предложение со словами по теме пятого класса: музыка, литература, композитор или Чайковский, литература, романс и др. Предложения зачитываются, из них общим обсуждением выбираются подходящие – 8 класс. После прослушивания и анализа муз. произведения учащиеся по цепочке, без повторений, называют ассоциативные слова, относящиеся к музыке и уже названным словам. Все слова записываются на доске. Исходя из перечисленных понятий, ученикам предлагается написать сочинение о данном музыкальном произведении. Результат: учатся устанавливать отношения между слуховыми наблюдениями и отдельными свойствами, не лежащими на поверхности; учатся углубляться в сущность чувств, мыслей, образов композитора.
8 6. Сближение понятий «Логическая цепочка» Задание: составь логическую цепочку между двумя понятиями, в 4 – 6 этапов. «Современность» - «музыка». Пример: Современность – жизнь – красота – музыка. «Лель» - «красота». Лель – пастушок – природа – красота. Лель – персонаж – опера – музыка – красота «Пропущенное слово» Задача: найди слово, дополняющее список рядом стоящих, подтверждающее ключевое. Романс – это …………и музыка (литература) Балет – это …………., танец и музыка (литература) Опера – это …….., музыка, танец, театр (литература).
9 6.3. «Найди ненужное слово» Задача: предлагается цепочка музыкальных слов, которые появились в музыке из литературы. 5 – 6 кл. Песня, нота, рояль, пластинка, струна, строка, оркестр. 7 кл. ключ, голос, размер, образ, фраза, интонация, буква «Ассоциативные гроздья» Задача: подобрать к исходному слову ассоциативные слова. Пример: голос Песня человек план речь Нота Ступенька мелодия речь высота струна инструмент Результат: умение ассоциировать отдаленные понятия.
10 7. Способность предвидения или интуиция. 7.1 «Творческие комбинации» Прослушать 2 части из 3 частного произведения. Задача: додумать композиционную идею построения, перестановки частей, определить какой может быть 3 часть.
11 8. Способность к открытию. Цель: открытие неизвестных ранее существующих закономерностей, свойств, явлений мира. «Я – психолог». Направлено на ситуацию открытия художественного образа. Результат: формирование умения искать точные ассоциации, связи с жизнью. Задания: Дай словесный портрет товарища. После прослушивания 1 или нескольких произведений, составить рассказ о композиторе – человеке: его характер, чувства, отношении к миру. Обсуждение предложенных портретов, дискуссия. «Способность к открытию образного видения слова». Цель: развитие умения управлять своим творческим самочувствием, научиться образному видению слова, учиться открывать красоту во всем. Задания: мимикой и пантомимой передать смысл: 1 – 4 классы – слов: музыкант, певец, композитор, исполнитель, грустная музыка, веселая музыка. 5 – 6 классы – образы: грусть, мудрость, трагедия, солнце, драма, патриотизм, торжество. 7 класс – ощущения: покой, порыв, счастье, свет, море волнуется, ледяной ужас и.т.д. Результат: Развитие интуиции, формирование умения поиска решения путем выдвижения догадок, гипотез.
12 10. Воображение и фантазия. Импровизация отдельных средств музыкальной выразительности» 10.1 Знания о форме. - Прослушай произведение, изобрази форму графически. - Вырази в рисунке закономерность частей в формах (3х частной, вариационной, форме Рондо). - Сочини сказку, соответствующую определенной музыкальной форме Знания о ритме. - прослушав ритмический рисунок, изобрази его через простые движения. - сочини ритмический аккомпанемент к стихотворению. - на предложенный ритмический рисунок сочини стихотворение. - досочини заданный учителем ритмический рисунок Знания о ладе. - «Вопрос – Ответ» Пропеть вопрос в определенной ладовой окраске. Ответить – так же. - досочинить мелодическую интонацию, заданную учителем, соблюдая ладовою окраску. - сочинить мелодию на предложенный текст, выбирая определенную ладовую окраску.
13 Звуковысотный слух. - прослушивают отрывки музыкальных произведений в разных регистрах и сочиняют простейшие движения, характеризующие регистр. - сочинение на тему «Что я могу выразить в низком регистре?», где учащиеся описывают образы, предметы, явления, из действия, отражающие данный регистр Знания о темпе. - Передача движением под музыку ускорения и замедления: переход от ходьбы к бегу, прыжкам, передавать мяч на близком расстоянии быстро, на далеком – медленно.. - составить рассказ, где герой подвергается изменениям темпа Знания о динамике. - мимикой и движением изобразить динамический характер (громко, тихо и т.д.) передать через явления природе в рисунке динамические оттенки. Результат: формирование комбинирующего воображения.
14 Результат использования творческих заданий 1. Учащийся становится активным участником урока. 2. Создание условий для проявления творческих способностей ребенка. 3. Ситуация успеха. 4. Повышение учебной мотивации учеников. 5.Сформированнность у обучаемых ключевых компетенций и целостной картины мира.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.