Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕкатерина Свешникова
1 Меры по привлечению российской научной диаспоры в кадровой политике правительства Ирина Дежина, д.э.н., зав.сектором Институт мировой экономики и международных отношений РАН
2 Содержание 1. Кадровые проблемы в науке и государственная политика по их решению 2. Инициативы правительства по противодействию «утечке умов» и развитию связей с диаспорой 3. Взгляд представителей российской научной диаспоры на направления сотрудничества / перспективы возвращения 4. Зачем, кого и как возвращать?
3 Кадровые проблемы – это: Изменение структуры: общее постарение кадров, постоянно сокращающееся «среднее поколение» ученых Протекание молодежи через сферу науки Низкая мобильность, «утечка умов», а не циркуляция кадров. Небольшое число ученых, возвращающихся в Россию.
4 Изменения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в % к предыдущему году
5 Возрастная структура российской науки в целом и в Российской академии наук (2008)
6 Возрастная структура российских и американских ученых, % (2006)
7 Относительная изолированность российской науки 1. В мире - рост удельного веса публикаций, написанных в соавторстве с зарубежными учеными. Лидеры по приросту числа статей в соавторстве – Китай, Индия. 2. Россия: отрицательная динамика сотрудничества. Падение доли публикаций с зарубежными соавторами с 37,9% в 2005 г. до 32,5% в 2008 г. (Писляков, ГУ-ВШЭ, 2010). Главные партнеры: Германия, США, Франция – 67,3% всех совместных публикаций в период гг. Но: на 10-летнем интервале небольшой прирост общего числа совместных публикаций (S&EI-2010). 3. Обучение иностранных студентов: в мире - рост числа студентов и аспирантов, уехавших на обучение за рубеж: 0.6 млн. чел. в 1975г. и 2.7 млн. чел. в 2005г. Россия: 3.3% мирового потока иностранных студентов и аспирантов, в основном – из стран СНГ.
8 Прирост числа публикаций в международном соавторстве 2008/1998 (Источник: S&EI-2010) СтранаЧисло статей, опубликованных в международном соавторстве, ед.: % прироста Китай ,5 Индия ,6 Великобритания ,9 США ,1 Германия ,8 Франция ,1 Россия ,8
9 Цели и мероприятия государства в области кадровой политики ЦелиМеры Сохранение научных кадров Надбавки за ученые степени и звания; Надбавки ученым, занимающим административные позиции Привлечение молодежи в науку Надбавки, гранты, премии и стипендии молодым ученым и аспирантам; Предоставление жилья молодым семьям (ограниченные масштабы) Отсрочки от службы в армии для аспирантов очного отделения; освобождение кандидатов наук от службы в армии Сокращение и предотвращение «утечки умов», привлечение диаспоры Развитие конкурсного финансирования; обновление материально-технической базы; Реализация научных проектов, где руководитель – представитель диаспоры; Создание лабораторий в вузах под руководством лучших ученых, в т.ч. из диаспоры (конкурс еще не объявлен)
10 Распределение государственного финансирования науки по формам, %
11 Периодизация мер по противодействию «утечке умов» и привлечению ученых из- за рубежа (1) 1990г.: поставлена концептуальная задача предотвращения оттока научных кадров за рубеж. Способы решения: улучшение условий научного труда и развитие контактов с зарубежными партнерами. 1994г.: предложено создать Агентство по регулированию интеллектуальной миграции (не создано), разработана межведомственная Программа мер по регулированию миграции научных и научно-технических кадров (не реализована).
12 Периодизация мер по противодействию «утечке умов» и привлечению ученых из- за рубежа (2) 1998г.: в Концепции реформирования российской науки на период гг. предложен комплекс мер, направленных на возвращение в Россию уехавших ученых. Меры не реализованы. 2009г.: Проведен первый конкурс по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на гг.» - раздел 1.5 «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей». 2010г: Проведен 2-й конкурс по 1.5. Подписано постановление Правительства РФ (от 09.04) о конкурсе на получение государственных грантов для создания лабораторий в вузах, возглавляемых ведущими учеными.
13 Политика по работе с научной диаспорой: подходы Зарождение: инициатива самой диаспоры (А.А.Фурсенко). Российская – более активная чем другие («сами за себя платят»). Почему? Привлекли новые возможности (рост бюджетного финансирования, новые программы в науке – пример – РОСНАНО - AmBAR)? Тревожит угроза окончательного развала российской науки? Ведомства не формулируют четко своих целей и задач, дублируют друг друга и создают ажиотажное внимание к теме. Пример: формируются многочисленные и не связанные между собой базы данных с информацией о представителях научной диаспоры. Опора на зарубежный опыт при его идеализации. Постепенная эволюция идеи привлечения диаспоры к привлечению лучших ученых мира
14 Политика по работе с научной диаспорой: особенности реализации Неравные условия конкуренции для различных организаций и территорий: Науку – в вузы (новая программа по созданию лабораторий в вузах) Справка: 2006 г. – 16,2% ППС участвовали в научной работе, 2008 г. – 20% (данные ГУ-ВШЭ) Диаспору – в зону (особые условия в Сколково) Приоритет – количественным результатам (нормативам) – не только в кадровых программах Выбранные меры искажаются при реализации, поскольку подпадают, как правило, под общие условия экономического регулирования (ФЗ-94, правовое положение иностранных граждан и др.) Внутри российского научного сообщества - опасения: конкуренции возникновения социального неравенства оттока («увода») лучших молодых ученых из страны
15 Условия конкурса 1.5 «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей» Максимальный объем поддержки проекта (ФБ) - 2 млн. руб. в год Продолжительность проекта 2 года. Очное участие приглашенного ученого в исследованиях на территории РФ 2 мес. в году Участие в течение всего проекта не менее 1 молодого КН, 1 аспиранта и 2 студентов ФОТ приглашенного ученого 50 % общего объема фонда оплаты труда по проекту
16 Цели мероприятия 1.5 и индикаторы их достижения ЦелиИндикаторы Развитие устойчивого и эффективного взаимодействия с российскими учеными, работающими за рубежом, на постоянной и временной основе Устойчивость: измерителя нет. Эффективность: число исследователей с публикациями в высокорейтинговых журналах; число закрепленных в науке молодых ученых Закрепление российских ученых, работающих за рубежом, в российской науке и образовании Закрепление: измерителя нет Использование опыта, навыков и знаний российских ученых, работающих за рубежом, для развития отечественной системы науки, образования и высоких технологий Использование опыта: подготовленные диссертации, проведенные семинары
17 Основные параметры конкурсов по мероприятию 1.5 Показатель Количество поданных заявок Уровень конкурса, заявок / проект 3,42,5 Число стран (по заявкам)4030 Количество госконтрактов (план) Средняя стоимость проекта, млн. руб., на 2 года 3,032,65
18 Статистика мероприятия 1.5 – кто они, российские ученые, работающие за рубежом? Страновое распределение: мало отличается от данных по другим конкурсам (параметрам – например, географии совместных публикаций): 74% - ученые из США, Германии, Великобритании и Франции. Конкурс 2010 г. – больше заявок из СНГ. Гражданство: второе (российское) гражданство есть у 52% руководителей. Таким образом, у половины участников мероприятия снимаются визовые проблемы. Должности, занимаемые приглашенными учеными: 33% - профессора, 25% - руководители подразделений, кафедр и лабораторий. Средний индекс цитирования: есть разные подсчеты. В целом – большой разброс. Самые высокие индексы цитирования – в физике и химии. Самые низкие – в гуманитарных науках.
19 Проблемы, выявленные в ходе реализации мероприятия 1.5 (оценка РИЭПП) Недостаток информации о сути мероприятия (Но: Nature!) Сложность оформления заявок на участие в конкурсе. Но: если формы заполняет российская сторона (что было в большинстве случаев), то конкурс превращается в «соревнование российских групп влияния» Финансовая непривлекательность, необходимость снижать цену контракта (ФЗ 94). На квазиконкурс – отклик в виде квазипроектов. Проблема оплаты проживания во время командировок в Россию (дорого в столицах) Визовой режим и нормы, регулирующие пребывание иностранцев в стране
20 Формы сотрудничества, наиболее привлекательные для российских ученых, живущих за рубежом (естественные и технические науки – по данным опроса, проведенного в США + отклики на него) В порядке снижения частоты упоминаний: Поездки в Россию для проведения консультаций и участия в конференциях. Экспертиза (научных проектов, государственных программ и планов, проектов на региональном уровне), рецензирование статей. Совместные проекты, при параллельном их выполнении в России и за рубежом. Чтение лекций в российских университетах. Создание совместных структур – кафедр в вузах, лабораторий в научных организациях. Визиты российских студентов в зарубежные страны, для того, чтобы они получили опыт работы на современном оборудовании и взгляд на то, как по- другому может быть организована наука.
21 Формы сотрудничества, наиболее привлекательные для российских ученых, живущих за рубежом (общественные и гуманитарные науки) В порядке снижения частоты упоминаний: Реализация совместных исследований Подготовка совместных публикаций Преподавательская работа, чтение лекций в российских вузах Организация конференций, семинаров и т.п. Консультирование Работа в качестве обозревателя в журнале Научное руководство студентами- дипломниками в российских вузах (Анкетирование около 400 респондентов. Цит. по: Рука об руку или порознь? Возможности сотрудничества с российской академической диаспорой в сфере социально-экономических наук / Д.Попов, С.Творогова, И.Федюкин, И.Фрумин: Препринт WP1/2010/01. – М.: ГУ-ВШЭ, С.61).
22 Возможно ли возвращение? Есть две неравные группы респондентов: Не готовые вернуться (большинство) Готовы вернуться при создании определенных условий Кто мог бы вернуться? Дебаты: --молодые ученые, получившие / закончившие образование за рубежом. --те, у кого выросли дети и кто достиг определенных успехов в научной карьере за рубежом. --не устроившие свою научную жизнь в другой стране, может быть – не самые перспективные ученые.
23 На каких условиях готовы возвращаться? Долгосрочное и стабильное государственное финансирование Минимум бюрократических требований по расходованию выделенных средств Независимость от сложившихся в России институтов управления наукой Надежное политическое прикрытие на самом высшем уровне (Президент и Премьер-министр), курирующем соблюдение гарантий (финансирования, независимости от научной бюрократии, обеспечения взаимоотношений с органами власти всех уровней) Создание самостоятельных научных Центров Решение жилищной проблемы («квартира в Москве, РЯДОМ с местом работы»). Сколково? (Цит. по: «Исследование российской научно-технологической диаспоры в развитых странах: условия и возможности возвращения научных кадров и использование потенциала». Инновационное бюро «Эксперт». М., 2009.)
24 Состояние сотрудничества Сотрудничество по инициативе самих ученых: Связи с Россией на персональном уровне есть практически у всех представителей диаспоры, организационно оформленное сотрудничество практикуется значительно реже; участвуют в российской науке в качестве экспертов – единицы. Сотрудничество осуществляется, в частности, через: Международные проекты РФФИ – до 30% проектов – с зарубежными учеными из бывшего СССР. Проекты по программе РАН «Молекулярная и клеточная биология» («новые группы» - прообраз нового конкурса МОН). Проекты РОСНАНО – 80% поддержанных проектов, заявки по которым поступили из-за рубежа – были поданы соотечественниками или с их участием (Л.Гозман).
25 Зачем, кого и как возвращать? Цель возвращения / сотрудничества Кого привлекатьКакие подходы использовать Выстроить совместную экспертизу и консалтинг Ученые высокой квалификации, имеющие соответствующий опыт Индивидуальный поиск, в т.ч. через приглашенные лекции и семинары, взаимодействие с «сетями» и ассоциациями Сделать рывок в развитии определенных научных направлений Лучшие ученые, «звезды»Индивидуальный поиск и предложение особых условий (возглавить институты, лаборатории) Восполнить кадровые потери «по валу» Квалифицированные кадры, способные решать научные задачи Массовые программы сотрудничества, создание общих благоприятных условий в науке Создавать заделы на будущее, повышать качество Молодые ученые со степенью Ph.D. Массовые программы, взаимодействие с «сетями» соотечественников, создание общих благоприятных условий в науке Создать инновационную среду Ученые, ставшие успешными бизнесменами в наукоемких областях Индивидуальный поиск и предложение разных условий сотрудничества
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.