Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКонстантин Муравлев
1 Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 42 Развитие науки как социального института (признаки, функции). Научные сообщества и их исторические типы.
2 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Научно-исследовательская деятельность в обществе носит упорядоченный, организованный характер. Иными словами, наука формируется, развивается и функционирует в обществе как социальный институт. Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно значимые функции. Наука как социальный институт – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций Наука как социальный институт, по мнению Мертона, представляет собой сообщество, имеющее представление об общности цели, устойчивые традиции, авторитет и самоорганизацию.
3 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Целостность сообщества должна задаваться общей целью и интенсивной деятельностью каждого участника по ее достижению. Основные нормы и правила – «императивы», которые регулируют деятельность научного сообщества: Универсализм. Научные высказывания относятся к объективно существующим явлениям и взаимосвязям и они должны быть универсальны, т.е. справедливы везде, где имеются аналогичные условия, а истинность утверждения не зависит от того, кем она высказана. Коллективизм предписывает ученому передавать результаты своих исследований в пользование сообществу, научные результаты являются продуктом сотрудничества, образуют общее достояние. «Право собственности» в науке (речь идет о фундаментальной науке) фактически существует лишь в виде признания авторитета автора. Бескорыстие предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких интересов. Организованный скептицизм предполагает критическое отношение к результатам научных исследований. Императив организованного скептицизма создает атмосферу ответственности, институционально подкрепляет профессиональную честность ученых, предписываемое им научное бескорыстие. Ученый должен быть готов к критическому восприятию своего результата.
4 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Научное сообщество, с точки зрения социологии науки, представляет собой сообщество профессионалов, которое руководствуется нормами и образцами профессионального поведения, институционально закрепленных в деятельности этого сообщества, способных принимать решения и нести за них ответственность перед сообществом. Научное сообщество как сообщество ученых-профессионалов характеризуется следующими чертами: Обладание совокупностью специальных знаний, за хранение, трансляцию и постоянное расширение которых ответственно научное сообщество. Относительная автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения. Заинтересованность социального окружения профессии в продукте деятельности ее членов (новом знании и владеющих им специалистах), гарантирующая как существование профессии, так и действенность профессиональных институтов. Наличие внутри профессии форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специалистов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры в различных социально-культурных окружениях. Поддержание инфраструктуры, гарантирующей координацию и оперативное взаимодействие профессионалов и их объединений в режиме, обеспечивающем высокий темп развития системы научного знания.
5 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Социальные функции науки: Культурно-мировоззренческая функция. Первой по времени получает развитие культурно-мировоззренческая функция, которая реализуется благодаря тому, что предлагаемые наукой рациональные, т.е. основанные не на субъективном мнении или авторстве, а на критическом осмысленном объективном знании объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности, входят в содержание культуры и мировоззрения общества. Наука – производительная сила общества. Со второй половины XIX века отчетливо выявилась значительная группа социальных функций науки, связанная с приложением научных знаний и методов в самых различных сферах практической деятельности. Наиболее характерный в этом отношении – процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, который базируется на формировании устойчивых взаимосвязей между наукой, техникой и производством. Наука – социальная сила. Цели, которые преследуют люди, определяются не только их желаниями, стремлениями и интересами, но также и средствами, которыми они располагают. Культурно-мировоззренческая функция. Первой по времени получает развитие культурно-мировоззренческая функция, которая реализуется благодаря тому, что предлагаемые наукой рациональные, т.е. основанные не на субъективном мнении или авторстве, а на критическом осмысленном объективном знании объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности, входят в содержание культуры и мировоззрения общества. Наука – производительная сила общества. Со второй половины XIX века отчетливо выявилась значительная группа социальных функций науки, связанная с приложением научных знаний и методов в самых различных сферах практической деятельности. Наиболее характерный в этом отношении – процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, который базируется на формировании устойчивых взаимосвязей между наукой, техникой и производством. Наука – социальная сила. Цели, которые преследуют люди, определяются не только их желаниями, стремлениями и интересами, но также и средствами, которыми они располагают.
6 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Уже в эпоху античности на раннем и классическом этапе появляются первые научные учреждения в форме частных школ, научных сообществ под патронажем прославленных мыслителей либо при храмах. В эллинистическую эпоху прообразом первых средневековых университетов была школа ученых Александрии при Александрийской библиотеке (музее), В эллинистическую эпоху прообразом первых средневековых универ ситетов была школа ученых Александрии при Александрийской библиотеке (музее). В средневековье подобные школы существовали при монастырях. В позднем средневековье возникают теологические университеты: Парижский университет (1160 г.), Болонский, Оксфордский (1167), Кембриджский (1209), Падуанский (1222), Неапольский (1224), Пражский (1347) и др. История развития самой науки есть история науки как социального института.
7 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Становление современной науки, произошедшей в Новое время, оз наменовалось созданием академий. В конце XVIII - начале XIX вв. процесс объединения исследователей, работавших в различных областях знания, получил дальнейшее развитие: возникают физические, химические, биологические и др. научные общества. В XVIII в. «общий рост науки и информации, распространение экспери ментальных методов и усложнение их техники, возрастание трудоемкости научных исследований обусловили появление стабильных, постоянно действующих коллективов, своего рода «зародышей» лабораторий». В конце XVIII в. появляется потребность в подготовке опытных уче ных-экспериментаторов.
8 Кафедра философии ЛГТУ 2011 В середине XIX в. из общей структуры научных учреждений окончательно выделяются исследовательские подразделения (лаборатории), разрабатывающие более или менее узкие направления науки. К началу XX в. появляются научные учреждения нового типа: специализированные исследовательские лаборатории и институты. А в середине XX в. появляются принципиально новые научные образования: коллективы ученых работающих над той или иной сложной проблемой. Здесь возникала потребность объединения в одну группу ученых разных специальностей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.