Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКсения Лабзина
2 1 ВОЗМОЖНО ЛИ ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА В РОССИИ Г.А.СатаровСанкт-Петербург, 9 июля 2013 г.
3 2 ПОЧЕМУ ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА
4 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Перечень индикаторов программы WGI Всемирного Банка Каждый индикатор изменяется в диапазоне от -2,5 (наихудшее качество) до 2,5 (наилучшее качество). Использованы данные 2008 г.
5 ВЫБОРКИ Выборка 1 – 203 страны (кроме крохотных стран с большими пробелами в данных) Выборка 2 – 29 транзитных стран Выборка 3 – 27 демократических стран Выборка 4 – 22 страны азиатского региона
6 ОСНОВНОЙ РЕЗУЛЬТАТ Данные 2008 года, коэффициент
7 6 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
8 7 ЧТО МЫ ЦЕНИМ И ЧЕГО МЫ ХОТИМ Права и свободы любого человека как высшая ценность Свобода публичного высказывания Неприкосновенность частной собственности, свобода предпринимательства Верховенство закона над волей правителей, равенство всех перед законом Возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются Конституцией
9 8 ГЛАВНЫЕ ТЕЗИСЫ Необходимо перестать путать плоды верховенства права с условиями, способствующими его возникновению и воспроизводству Верховенство права удобно мыслить как некий тип базовых социальных отношений, поддерживаемый в обществе-государстве комплексом институтов Если это так, то надо понимать, что это за отношения, что это за институты, и что такое институты вообще, а также – как это может появиться
10 9 ИНСТИТУТЫ
11 10 ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНСТИТУТЫ Люди нуждаются, чтобы в различных сферах человеческих отношений (брак, торговля, собственность, материнство, правосудие и т.п.) существовал порядок, чтобы эти отношения были предсказуемыми и приемлемыми для участвующих сторон, в том смысле чтобы минимизировать конфликты и потери в процессе взаимодействий, чтобы, как обобщенно говорят ученые, снижалась неопределенность таких взаимодействий.
12 11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТОВ Институт – это набор взаимосвязанных друг с другом формальных норм, неформальных предписаний и условий их функционирования
13 12 ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС Профессиональная группаЧисло Судьи92 Адвокаты25 Корпоративные юристы36 Журналисты17 Правозащитники37 Прочие10 Всего217
14 13 ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС - страны
15 14 ИЕРАРХИЯ КРИТЕРИЕВ (РОССИЯ)
16 15 ИЕРАРХИЯ КРИТЕРИЕВ (СТРАНЫ)
17 16 Формальные и неформальные сопряжения с другими институтами Институт 1Институт 2Институт k История институционального дрейфа совокупность формальных норм (формальный институт) неформальные нормы и практики традиции и фоновые практики диспозиции внутренних акторов (агентов) Сопряжения с социальной средой Неформальные нормы и практики клиентов Диспозиции граждан (клиентов) Традиции и фоновые практики клиентов ИНСТИТУТ ПОД МИКРОСКОПОМ
18 17 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
19 18 ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В демократических обществах горизонтальные отношения преобладают по-сравнению с вертикальными; властные институты и политическая система обслуживают, в первую очередь, такого рода отношения, приспособлены к ним. В недемократических обществах – наоборот: вертикальные отношения (типа властного доминирования или подчинения) доминируют, а властные институты (включая суд) и политическая система обслуживают, прежде всего, эти вертикальные отношения. Суд является главным социальным институтом, обеспечивающим поддержку горизонтальных отношений в обществе; он также «горизонтализирует» отношения между властью и обществом. Самое трудное, и для общества, и для власти, перейти от «вертикали» к «горизонтали»
20 19 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРЯДКИ Рамки для понимания работы политических, экономических и других социальных систем: Насилие Институты Организации Конкуренция за доступ к рентам Социальные порядки в истории: Естественные порядки Порядки ограниченного доступа Порядки открытого доступа Переопределение проблемы развития: Переход от порядков ограниченного доступа к порядкам открытого доступа Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / Пер. с англ. – М.: Изд. Института Гайдара, 2011.
21 20 ДВЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА Порядок ограниченного доступа (естественное государство) Порядок открытого доступа (демократия) Насилие контролируют члены небольшой элитной группы (господствующей коалиции) Насилие контролируется институтами и организациями Политическая система распоряжается экономической, создаются ренты для поддержания порядка Политическая, экономическая и другие формы конкуренции вместе с институтами поддерживают порядок Элиты обладают привилегированным доступом к различным ресурсам Работает общий доступ к всевозможным ресурсам Господствующая коалиция распределяет ренту среди членов коалиции Минимизируется возможность извлечения ренты за за счет подавления конкуренции
22 21 СВОЙСТВА ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА Насилие контролируется правящей коалицией Доминируют персоналистские отношения на основе личных связей, включая привилегии, социальные иерархии, законы, которые применяются не ко всем одинаково, незащищенные права собственности; распространено представление о том, что не все люди созданы равными Создание организаций ограничено и контролируется правящей коалицией Ограниченный доступ, привилегии и ренты сдерживают экономический рост Слабая адаптивная эффективность
23 22 СВОЙСТВА ПОРЯДКОВ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА Все граждане имеют возможность создавать добровольные организации Создается и поддерживается конкуренция в экономике и политике Создается и поддерживается сильное гражданское общество Доминируют безличные отношения Доминирует безличные доступ к льготам и общественным благам Адаптивная эффективность Политическое, социальное и экономическое развитие
24 23 ПРОЕКТНОЕ УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА
25 24 КЛЮЧЕВСКИЙ О РОССИЙСКИХ МОДЕРНИЗАЦИЯХ Государство запутывалось в нарождавшихся затруднениях; правительство, обыкновенно их не предусматривавшее и не предупреждавшее, начинало искать в обществе идей и людей, которые выручили бы его, и, не находя ни тех, ни других, скрепя сердце, обращалось к Западу, где видело старый и сложный культурный прибор, изготовлявший и людей и идеи, спешно вызывало оттуда мастеров и ученых, которые завели бы нечто подобное и у нас, наскоро строило фабрики и учреждало школы, куда загоняло учеников.
26 25 КЛЮЧЕВСКИЙ О ЕВРОПЕЙСКОМ РАЗВИТИИ Когда перед европейским государством становятся новые и трудные задачи, оно ищет новых средств в своем народе и обыкновенно их находит, потому что европейский народ, живя нормальной, последовательной жизнью, свободно работая и размышляя, без особенной натуги уделяет на помощь своему государству заранее заготовленный избыток своего труда и мысли, избыток труда в виде усиленных налогов, избыток мысли в лице подготовленных, умелых и добросовестных государственных дельцов. Все дело в том, что в таком народе культурная работа ведется незримыми и неуловимыми, но дружными усилиями отдельных лиц и частных союзов независимо от государства и обыкновенно предупреждает его нужды.
27 26 РЕЩАЮЩЕЕ РАЗЛИЧИЕ В догоняющих модернизациях не нуждаются те, кто первым пересекает размытую границу между настоящим и будущим. Для этого нужно иметь две работающие ноги: власть и гражданское общество. Первым пересекает границу развитое гражданское общество, в котором в условиях свободного поиска запасаются ресурсы на будущее. Это движение закрепляется там, где власть в состоянии воспринять инновации, рождающиеся в гражданском обществе.
28 27 БУДУЩАЯ СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ Надо менять цели модернизации, надо перестать быть черепахой, догоняющей Ахиллеса Нам нужна последняя модернизация Главная цель – войти в «первую волну» Главная задача – реформа институтов Главное средство – опора на гражданское общество
29 28 ВЫВОДЫ
30 29 ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА ЭТО… Эффективная работа институтов, обеспечивающих реализацию горизонтальных безличных отношений с целью достижения открытого доступа к ресурсам, свободного функционирования и развития гражданского общества для контроля над насилием и распределением рент
31 30 ИТАК… Переход к верховенству права должен быть самой важной частью модернизационного проекта Это должна быть последняя модернизация Главная цель – войти в «первую волну» (переход к режимам открытого общества) Главная задача – реформа институтов Главное средство – опора на гражданское общество Содержание: сочетание реформирования формальных институтов с изменением массового сознания и базовых социальных отношений
32 31 МЫ: Защищать автономность гражданского общества Создавать и реализовывать проекты изменения массового сознания Разрабатывать новую нормативную базу Разрабатывать проекты воздействия на базовые социальные отношения
33 32 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.