Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлина Лыткина
1 ЕРГОБЕК ШЫНГЫС КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ ПРИНЦИП СУВЕРЕНИТЕТ НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ – В ТОРГОВОМ ПРАВЕ
2 ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ НАД ЕСТЕСТВЕННЫМИ РЕСУРСАМИ 14 декабря 1962 года 1. Право народов и наций на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального благосостояния населения соответствующих государств
3 ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 2. Разведка и эксплуатация таких ресурсов и распоряжение ими, так же как и ввоз требуемых для этих целей иностранного капитала, должны производиться в соответствии с правилами и условиями, которые народы и нации по своему свободно принятому решению считают необходимым или желательным для разрешения, ограничения или запрещения таких видов деятельности.
4 ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 3. В случае предоставления разрешения использование ввезенного капитала и доходов с этого капитала регулируется условиями этого разрешения, действующими национальными законами и международным правом. Получение прибыли должны во всех случаях распределятся в свободно согласованной пропорции между инвесторами и государством, котором производятся инвестиции, причем должны приниматься надлежащие меры к тому, чтобы суверенитет этого государства над его естественными богатствами и ресурсами ни под каким видом не нарушался.
5 ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 4. Национализация, экспроприация или реквизиция должны основываться на соображениях или мотивах общественной пользы, безопасности или национальных интересов, которые признаются более важными, чем чисто личные или частные интересы как граждан, так и иностранцев. В этих случаях владельцу уплачивается соответствующая компенсация согласно правилам, действующим в государстве, которое принимает эти меры в осуществление своего суверенитета, и в соответствии с международным правом. Во всех случаях, когда вопрос о компенсации вызывает спор, используются все возможности разрешения его в национальных судебных инстанциях государства, принимающего эти меры. Однако, по соглашению заинтересованных суверенных государств и других заинтересованных сторон, спор должен быть урегулирован в арбитражном порядке или международным судебным решением.
6 ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 5. Свободному и полезному осуществлению суверенитета народов и наций над их природными ресурсами должно способствовать взаимное уважение государств, основанное на суверенном равенстве.
7 ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 6. Международное сотрудничество в целях экономического развития развивающихся стран, будь то в виде государственных или частных капиталовложений, обмена товарами и услугами, технической помощи или обмена научными сведениями, должно способствовать независимому национальному развитию этих стран и основываться на уважении их суверенитета над их природными богатствами и ресурсами.
8 ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 7. Нарушение права народов и наций на суверенитет над их природными богатствами и ресурсами противоречит духу и принципам Устава Организации Объединенных Наций и препятствует развитию международного сотрудничества и поддержанию мира
9 ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 8. Соглашения об иностранных инвестициях, свободно заключенные суверенными государствами или между суверенными государствами, должны добросовестно соблюдаться; государства международные организации должны строго и добросовестно соблюдать суверенитет народов и наций над их природными богатствами и ресурсами в соответствии с Уставом и принципами, изложенными в настоящей резолюции.
10 СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И ВТО Правила ВТО не исключают торговлю ресурсами, но и не вводят специальных механизмов регулирования такой торговли Положение меняется – многие страны – производители энергоресурсов являются членами ВТО Вместе с тем, существенные объем товарооборота энергоресурсов системой ВТО не регулируется
11 СУВЕРЕНИТЕТА НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И ВТО Дебаты о политике ценообразования на энергоресурсы в 1980-х (Товары, изготовленные с использованием природных ресурсов и переговоры по вопросу субсидий и компенсационных мер): - Сравнение политики ценообразования с субсидиями; - Обсуждение компенсационных субсидий, связанных с природными ресурсами
12 ПОЛОЖЕНИЯ ВТО, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ТОРГОВЛЕ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ Доступ на рынки Транзит Услуги в области энергетики Субсидии Охрана окружающей среды Технические барьеры в торговле Государственные торговые предприятия Инвестиции Передача технологий
13 РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ Статья I:1 ГАТТ – Режим наибольшего благоприятствования Любые преимущества, льготы, привилегии или иммунитет на любой товар, происходящий из любой другой страны или направляемый в любую другую страну, должны без промедления и вне всяких условий распространяться на аналогичный товар, происходящий из любой другой страны или направляемый на территорию всех других сторон договора; Применяется по отношению к: -таможенным пошлинам; -сборам; -методам наложения; -всем правилам и формальностям в связи с импортом и экспортом; -перевода платежей за импорт и экспорт;
14 НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ И ЭНЕРГОРЕСУРСЫ Статья. III NT в отношении международного налогообложения и внутреннего законодательства, регламентов и требований, влияющих на внутренние продажи, офферты, закупки, транспортировку, распределение или использование Налоги на потребление энергоресурсов, акцизы, применение без дискриминации
15 ТРАНЗИТ ГАТТ Ст. 5: - свобода транзита; - обоснованный размер платежей с учетом затрат; - отсутствие прецедентного права по применению Ст. 5 Переговоры в рамках Раунда Доха, содействие торговле: уточнение, т.е. положения о транзите (Ст. V ГАТТ): -укрепление положения о недискриминации; -Более эффективное регулирования сборов и платежей; -Требования к документации и формальностям, связанным с транзитом
16 ВТО – УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ Состав обязательств: - Для всех видов деятельности, относящихся к сектору услуг в области энергетики по всем способам предоставления услуг; - Обязательства в нефтегазовом секторе, т.е. услуги по геологоразведке, добыче, техническим испытаниям и анализу, переработке; - Собственность на природные ресурсы вне сферы действия Состав обязательств: - Некоторые члены требуют принятия обязательств по всем видам деятельности энергосбытовых компаний по всем способам предоставления услуг - Обязательства в нефтегазовом секторе, т.е. услуги по геологоразведке, добыче, техническим испытаниям и анализу, переработке; Право регулирования доступа к энергоресурсам, бесперебойности поставок, защита интересов потребителей и окружающей среды Предложения по подготовке Справочного документа (прозрачность, равный доступ третьей стороны, транзит, процедуры подключения к системам, противодействие деятельности, направленной на ограничение конкуренции, положения по инвестиционной деятельности).
17 ОПЕК Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.
18 РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В РАМКАХ ВТО ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ Спорные случаи, связанные с торговлей энергией, равно как и с торговлей в других секторах, могут быть рассмотрены в Органе ВТО по разрешению споров. Так, один из первых споров ВТО был связан с иском Венесуэлы и Бразилии, которые пострадали от введения новых технических норм в США и последующего снижения экспорта бензина в эту страну (United States - Standards for Reformulated and Conventional Gasoline, DS2). Кроме того, по энергетическим вопросам в последнее время наблюдался ряд новых конфликтов, в которых стороны апеллировали к правилам ВТО: иск Японии против Канады по мерам стимулирования развития возобновляемой энергии (Canada - Certain Measures Affecting the Renewable Energy Generation Sector, DS412), США против Китая по мерам поддержки ветровой энергетики (China - Measures concerning wind power equipment, DS419).
19 Разрешение споров в рамках ВТО по природным ресурсам China - Raw Materials Тридцатого января 2012 г. Апелляционный орган вынес долгожданное решение по спору, инициированному США, ЕС и Мексикой, в отношении ряда экспортных ограничений, введенных Китаем на сырьевые материалы.
20 РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В РАМКАХ ВТО ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ Апелляционный орган пришел к выводу, что в Протоколе о присоединении Китая к ВТО (Протокол) нет основания для применения статьи XX ГАТТ к пункту 11.3 Протокола. Этот пункт Протокола требует от Пекина устранения экспортных пошлин и представляет собой обязательство ««ВТО+».
21 РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В РАМКАХ ВТО ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ Апелляционным органом толкование рискует укрепить так называемый иррациональный аспект многосторонней торговой системы, который трудно согласовать с принципом постоянного суверенитета над природными ресурсами.
22 ТОЛКОВАНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОРГАНА Трудно понять, как формулировка [обязательства «ВТО+»] может рассматриваться в качестве положения, указывающего, что Китай может прибегнуть к нормам статьи XX ГАТТ, чтобы оправдать введение экспортных пошлин на товары, которые не перечислены в Приложении 6, или применение экспортных пошлин, которые превышают установленные в Приложении 6 максимальные уровни» (пункт 284).
23 ТОЛКОВАНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОРГАНА Принимая во внимание преамбулу Соглашения об учреждении ВТО, Апелляционный орган напомнил, что она предусматривает различные цели, включая «повышение уровня жизни, … стремление к охране и сохранению окружающей среды, … расширению производства и торговли товарами и услугами, позволяя при этом оптимально использовать мировые ресурсы в соответствии с целями устойчивого развития», а также намерение «разработать интегрированную, более жизнеспособную и долговечную многостороннюю торговую систему». Удивительно то, что без проведения дальнейшего рассмотрения или предоставления юридического обоснования, Апелляционный орган мгновенно подтвердил, что «ни одна из [рассмотренных] целей, ни баланс между ними, не предоставляют конкретные рекомендации по вопросу о том, распространяется ли статья XX ГАТТ на пункт 11.3 Протокола о присоединении Китая к ВТО» Наконец, принимая во внимание преамбулу Соглашения об учреждении ВТО, Апелляционный орган напомнил, что она предусматривает различные цели, включая «повышение уровня жизни, … стремление к охране и сохранению окружающей среды, … расширению производства и торговли товарами и услугами, позволяя при этом оптимально использовать мировые ресурсы в соответствии с целями устойчивого развития», а также намерение «разработать интегрированную, более жизнеспособную и долговечную многостороннюю торговую систему». Удивительно то, что без проведения дальнейшего рассмотрения или предоставления юридического обоснования, Апелляционный орган мгновенно подтвердил, что «ни одна из [рассмотренных] целей, ни баланс между ними, не предоставляют конкретные рекомендации по вопросу о том, распространяется ли статья XX ГАТТ на пункт 11.3 Протокола о присоединении Китая к ВТО»
24 ТОЛКОВАНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОРГАНА Учитывая отсутствие такого «конкретного указания» в свете «четкого обязательства» Пекина устранить экспортные пошлины и «отсутствия в тексте [обязательства «ВТО+»] ссылки на статью XX, Апелляционный орган решил, что «он не видит основания для вывода о возможном применении статьи XX ГАТТ-1994 к экспортным пошлинам, которые не соответствуют пункту 11.3» (пункт 306 доклада Апелляционного органа)
25 ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОРГАНА Во-первых, этот подход не позволяет применить исключения, предусмотренные ГАТТ-1994, по отношению к китайскому обязательству «ВТО+» по устранению экспортных пошлин, хотя основные принципы торговой либерализации - режим наибольшего благоприятствования и национальный режим - могут нарушаться внутренними мерами, необходимыми или связанными с защитой неторговых ценностей, закрепленных в положениях Соглашений ВТО об общих исключениях. Использованное Апелляционным органом толкование усугубляет асимметрию обязательств «ВТО+», которую трудно исправить путем внесения изменений в тексты многосторонних торговых соглашений, поскольку неясно, какие процедуры должны использоваться для пересмотра протоколов о присоединении стран к ВТО. Кроме того, будет непросто удовлетворить жесткие требования процедуры принятия решений по статье X Соглашения об учреждении ВТО, если будет установлено, что для модификации принятых странами обязательств «ВТО+» необходимо использовать эту процедуру.
26 ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОРГАНА Во-вторых, толкование Апелляционного органа создает еще один проблемный результат. Таможенные пошлины считаются менее искажающими и более прозрачными барьерами в торговле, и поэтому они являются более предпочтительным инструментом, к которому может прибегнуть член ВТО в случае необходимости применения торговой защиты. Однако, учитывая, что Китай лишен права использовать экспортные пошлины, страна вынуждена прибегать к сильно искажающим торговлю запретам и квотам для достижения целей национальной политики в области охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов и защиты здоровья.
27 ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОРГАНА В целом, вывод о невозможности применения статьи XX ГАТТ-1994 к пункту 11.3 Протокола представляется противоречащим принципу устойчивого развития, закрепленному в преамбуле Соглашения об учреждении ВТО, и модели устойчивого экономического развития, поддерживаемой многосторонней торговой системой. В ВТО никакие обязательства по либерализации торговли не являются абсолютными и допускаются отступления, соответствующие положениям об общих исключениях и направленные на достижение неторговых целей.
28 ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОРГАНА Недавнее решение Органа ВТО по разрешению споров спровоцировало серьезные, нежелательные и противоречивые последствия. Поэтому можно с легкостью заявить, что неспособность механизма разрешения споров ВТО смягчить между членами ВТО неравенство, созданное автономными экспортными уступками, «воспринимается как несбалансированность» (пункт 7.160) и согласно пункту b статьи 32 Венской конвенции рассматривается в качестве «результата, который является явно абсурдным или неразумным»
29 АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ Можно установить связь между пунктом 11.3 Протокола и статьей XX ГАТТ. Эта статья ГАТТ позволит Китаю воспользоваться общими исключениями для оправдания отступления от своего обязательства устранить экспортные пошлины, которые взимаются на товары, не указанные в перечне, и которые превышают установленные в Приложении 6 максимальные ставки
30 АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ Пункт 11.3 Протокола действительно, он не содержит ссылки на ГАТТ, но там нет и выраженного отказа от возможности использовать общие исключения ГАТТ. Безусловно, такое «молчание» переговорщиков не может автоматически трансформироваться в самый жесткий и недвусмысленный запрет на использование статьи ГАТТ об общих исключениях.
31 АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ Пункт 3(c) статьи 31 Венской конвенции предусматривает, что при толковании соглашения должны приниматься во внимание «любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками». Следовательно, должное внимание необходимо уделять принципу постоянного суверенитета над природными ресурсами.
32 АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ В соответствии с этим наиболее актуальным принципом обычного права, признается, что все народы имеют право «свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами» (статья 1.2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.) и государство должно ответственно осуществлять суверенитет в целях рационального использования природных ресурсов в интересах своего населения.
33 АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ В свете этого принципа считается приемлемым, когда член ВТО уменьшает свое политическое пространство в управлении природными ресурсами, согласившись на обязательство сократить и/или устранить экспортные пошлины на них.
34 АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ Однако отсутствие в рассматриваемом обязательстве ссылки на применение статьи XX ГАТТ не может толковаться в качестве полного отказа государства распоряжаться своими национальными ресурсами с помощью экспортных пошлин в соответствии с общими исключениями статьи XX ГАТТ.
35 ДЭХ И СУВЕРЕНИТЕТ НАД ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ДЭХ, Статья 18 (1) Участники договора признают государственный суверенитет и суверенные права на энергетические ресурсы …. ДЭХ, Статья 18 (2) … Договор никоим образом не наносит ущерба нормам участников Договора, регулирующих систему собственности на энергоресурсы ДЭХ, Статья 18 (3) Каждая страна имеет право определять географические районы …., которые могут выделяться для разведки и освоения своих энергетических ресурсов, оптимизации добычи, темпов освоения месторождений, определения и взимания любых налогов, роялти, а также других финансовых платежей, связанных с разведкой и освоением ….
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.