Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнатолий Проскуряков
1 ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА
2 Вопросы, связанные с новой концепцией образования, стали особенно актуальными в период глубокого кризиса, переживаемого обществом в последние десятилетия во всех областях жизни, когда вопрос воспитания будущего поколения стал одним из важнейших для дальнейшего развития и существования страны. Сегодня родители не знают, как воспитывать своих детей, а учителя нередко становятся в тупик, переставая понимать, чему и как можно учить школьников, когда жизнь успешно учит их совершенно иным и далеко не лучшим ценностям. Необходимость гуманной педагогики
3 Вместе с тем, многие и многие учителя хотели бы гуманизировать образование, перейти к более демократичным формам общения с детьми, внести человеческое измерение в педагогический процесс. Но как это сделать ? Ведь доступного опыта в сфере гуманной педагогики мало ? Как быть ? Необходимость гуманной педагогики
4 Воспитание на Руси всегда было первично, оно являло собой суть образования личности, а душа была признана объектом педагогического влияния, хотя, по мысли Макария Великого, « ни мудрые своей мудростью, ни разумные своим разумом не могли постигнуть душевной тонкости или сказать о душе, что она такое ». Конечной целью воспитания он считал спасение души, ибо « гуманизм на генном уровне заложен в народе ».
5 Гуманная педагогика есть педагогика Высокого сознания, особой мудрости и твердой воли, позволяющей строить равноправный диалог учителя и ученика, в основе которого : – воспитание добротой и справедливостью, доверием и уважением, – воспитание ответственностью и творчеством, воспитание жизнью. Красота души учителя – уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям все богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции своего народа.. Высокое предназначение гуманной педагогики.
6 Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно - личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Януша Корчака, А. С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш. А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной. Шалва Александрович Амонашвили
7 Шалва Александрович Амонашвили Родился 8 марта 1931 г, Тбилиси. Доктор психологических наук, профессор. Член - корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почетный член РАО с 21 марта 1993 г., действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии.
8 Книги Ш. А. Амонашвили Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в нач. классах, Тб.,1970; Обучение. Оценка. Отметка, М.,1980 Созидая человека, М.,1982; Здравствуйте дети !, М.,1983; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников, М.,1984; В школу - с шести лет, М.,1986; Как живете дети ?, М.,1986; Единство цели, М.,1987; Личностно - гуманная основа пед. процесса, Минск,1990.
9 Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во - первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. Во - вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
10 ГЛАВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ В - третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития. В - четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке : и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
11 Педагогика - величайшее искусство в мире. Для каждого ребенка своя педагогика. Нельзя технологизировать педагогику. Нельзя технологизировать отношения сердец. Технология выхолащивает суть педагогики. Нужны учителя, которые проявляют подвиг. Необходимо возвышаться до уровня ребенка. Гуманная педагогика - подвиг для учителя. Ни в одной книге не написана педагогическая истина. В них только размышления о педагогике. Каждый педагог идет своим путем, опираясь на опыт прошлых поколений педагогов. Гуманная педагогика - это педагогика, с помощью которой ребенок находит свет в себе и в окружающих. Гуманная педагогика. Определение
12 Принцип гуманной педагогики - очеловечивать среду вокруг ребенка. В классе не должно произноситься ни одно слово, которое не наполнено нравственностью. Все, что говорится, должно иметь развивающее и воспитывающее значение. Не всегда объясняется содержание слов, но их внутренний смысл обязательно наслаивается на сознание детей. Искусство сотрудничества накапливается медленно. Принцип гуманной педагогики
13 Педагогические аксиомы. Доброта воспитывается добротою. Любовь воспитывается любовью. Радость воспитывается радостью. Благородство воспитывается благородством. Личность воспитывается личностью. Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни. Воображение ничто в сравнении с жизнью. Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни. Жизнь это шанс - не упусти его. Жизнь это красота - удивляйся ей. Жизнь это мечта - осуществи её. Жизнь это тайна - разгадай её. Жизнь это трагедия - выдержи её. Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её. Дети не готовится к жизни - они в ней живут.
14 Педагогические рекомендации. Утверждайте в ребенке качества, которых в нем нет или они слабые ( дорисовывайте ребенка ) - ты добрый, ты умный и т. д. Ведите нумерацию уроков от первого в первом классе. Отмечайте юбилей урока Это праздник. На доске размещайте большое количество задач - сложных, более сложных. Большую часть из них дети не успевают решить за урок. Но они стремятся к их решению. Без духовной общности учителя и ученика воспитание не состоится. ( Сухомлинский ).
15 Педагогические принципы. Необходимо организовать окружающий ребенка мир и педагогический процесс так, чтобы : 1 ребенок познавал и усваивал истинно человеческое ; 2. познавал себя как человек ; 3. проявлял свою истинную индивидуальность, осуществлял свою миссию ; 4. находил общественный простор для развития своей истинной природы ; 5. его личный интерес совпадал с общечеловеческими интересами ; 6. были устранены источники, способные спровоцировать ребенка на асоциальные мысли, слова и поступки.
16 Природные силы, которые влекут ребенка к взрослению. Обозначим три из них : ( возможно, их больше ) 1. Страсть к развитию ( к познанию ). 2. Страсть к свободе. 3. Страсть к взрослению. Законы развития. 1. Любая функция в своем развитии имеет свой предел - у каждого человека свой. Это пределы наших земных возможностей - биологические ограничения. Например, в 1 сек. можно взять только 7 раз одну ноту на клавиатуре. 2. Развитие ускоряется или замедляется в зависимости от среды, от качества педагогического процесса. Этот процесс создают взрослые люди.
17 Развивающий процесс ( страсть к развитию ) Развивающий процесс может быть экспансивным, т. е. приглашающим. Иллюстрация к этому - система выдающегося советского психолога Занкова, одного из создателей теории развивающего обучения. Он впервые доказал, что обучение не развивает ребенка. ЗУН не есть развитие. Дети могут много знать, но оставаться неразвитыми.
18 Принципы обучения по Занкову. 1. Обучение на высоком уровне трудностей. 2. Ускорение темпа обучения. Усиление роли теорети - ческих знаний в обучении. 3. Развитие происходит только в преодолении трудностей. Чем трудности более обдуманны, тем эффективнее развитие. Создавать условия, чтобы ребенок догадывался. Тренировать наблюдательность - зрительную, сердечную. 4. Развитие происходит в ребенке по календарным срокам. Если функция была не развита в положенные календарные сроки, то она отмирает, или становится слабо развитой.
19 Страсть к взрослению. Взросление ребенка происходит только в его общении со взрослыми или старшими по возрасту детьми. Ребенок неминуемо должен стать взрослым. Остановить этот процесс невозможно. Очень важно, с какими взрослыми общается ребенок, что видит, что слышит. Сверстники, общаясь, друг с другом не взрослеют. Но для процесса взросления годится не каждый взрослый. Как нужны в этот момент мудрые взрослые !
20 Страсть к свободе. Ни один ребенок не хочет абсолютной свободы. Он не стремится к абсолютной независимости. Ребенок стремится к свободно выбранной несвободе. Он знает, что в природе ничего само по себе не существует. Нельзя заставить ребенка играть. Играют только при свободном выборе. Не существует игры без правил. Любая игра - это правила. Есть лишь миг свободного выбора. Свобода - это чувство, а не реальность. Задача учителя - создать условия « как будто » свободы выбора, создать миг свободного выбора. Это путь к гуманной педагогике.
21 Проблемы отметок. « Стыд и срам учителю, который ставит двойку ученику. Ведь это ремень, который он вкладывает в руки родителей,» - Сухомлинский. Отметки - как наркотики. От них зависит положение ребенка в семье. Ребенка приучают к отметкам - он стремится не к знаниям, а к отметкам. Снижается самооценочная деятельность ребенка, критическое отношение к себе. А это - негативные элементы воспитания. Необходимо воспитывать оценочные суждения ( нравится стихотворение или нет, не хочешь сдавать контрольную работу - не сдавай и т. д.). « Дайте ребенку идти от успеха к успеху. Успехи окрыляют. Похвала поможет ребенку преодолеть самого себя,» - В. А. Сухомлинский.
22 Логическое мышление - мощное оружие. И поэтому важно, в каких руках оно находится - в добрых или злых. Мысль есть реальная энергетическая субстанция. По Вернандскому, человек сам того, не сознавая, создает вокруг земли новую, невидимую геологическую сферу ( ноосферу ), которая не разрушается и имеет силу обратного влияния на человека. Дурные мысли - разрушительная сила. Добрые мысли - созидающая сила. Мысли не в нас, а между нами.
23 Законы мысли. § Мысль есть детище духа. Следовательно, она бессмертна § Рожденная человеком мысль становится абсолютно незави - симой от него, самостоятельной. § Мысли объединяются в сообщества себе подобных ( по закону притяжения ). § Мозг человека - генератор мыслей. § Мысль каждого человека - продукт его духовности. § Мыслями наполнена ноосфера пространства. § Рожденная мысль возвраща - ется к своему породителю, усиленная своими подругами ( не рой яму другому - сам в неё попадешь, и т. д.). § Мысль - явление вне времени и пространства. § Будущие знания хранятся в ноосфере. Они уже рядом с нами, но пока не доступны нам. Мы не умеем и не готовы их принять ( дети и спички ). Понимали это физики Эйнштейн и Сахаров - сожгли часть своих рукописей. § Мысль мгновенно оказывается там, куда направлена. § Забота о своих сегодняшних мыслях есть забота о будущих поколениях. § Добрая речь взрослых - есть первопричина развития добрых мыслей в ребенке. § Поэтому учитель обязан заселять духовный мир ребенка светлыми образами, светлыми мыслями.
24 Об уроке. К уроку обязательно нужно готовиться. Обязательно должен быть план урока. Урок не есть основная форма учебного процесса. Урок - есть аккумулятор жизни детей и жизни учителя. На уроки приглашаются родители ( до тех пор, пока не придет ). Этим родителям дарят урок - урок о доброте. Для детей также уроки имеют очень важное воспитательное значение.
25 Учителю ! Учитель есть мера жизни, науки, всех вещей. Учителя - это спасательный отряд судеб детей. Раздраженный учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Он разрушает ауры детей. Раз стал учителем - будь героем. Все равно трудишься. Нет ничего важнее, чем святая душа ребенка. Думайте о себе с позиции детей - как они на вас смотрят, что они о вас думают. Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания. Мудрость учителя - направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление. Учитель ! Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее. В каждом ребенке надо видеть явление. Любите детей. Хотя бы мысленно. Главное не ЗУН, а отношение ребенка к ним.
26 Заповеди учителя. Верить в безграничность способностей ребенка. Никто тебе не друг, никто тебе не враг. Каждый тебе учитель. Верить в свою искру Божью. Каждый вынашивает в себе вселенскую педагогику Верить в силу гуманной педагогики. Она не сразу дает плоды. Прояви упорство, мужество и самопожертвование.
27 Идея школы Щетинина Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так : все они умеют и любят думать, процедура думанья ценность для них ; все обладают дидактическими способностями : каждый может объяснить материал другому ; все обладают организаторскими и коммуникативными способностями ; все в той или иной степени ориентированы на людей ; все способны к творчеству ; все обладают чувством социальной ответственности.
28 Идея школы Щетинина Что же происходит в Школе Щетинина ? В школе Щетинина нет классов и одновозрастных групп детей. Здесь никто не скажет, в каком он классе. Нет здесь уроков в том смысле, в тех проявлениях, как они сложились в массовом сознании и практике, нет звонков на урок, нет тем уроков. Не ищите здесь обычные школьные программы и учебники, их тоже нет, таковыми становится что - то другое. Не ищите здесь педагогического коллектива со своими педсоветами и педагогическими объединениями, здесь каждый есть ученик в учителе, учитель в ученике. Не надо ходить по корпусам, чтобы взглянуть, как обустроены классные комнаты, кабинеты, считать количество компьютеров и тому подобное ; вы не сможете восхититься всеми этими прелестями, которыми так кичатся обычные школы. Не смотрите на детей как на школьников, ибо среди них здесь учатся мыслить сердцем, решать умом, строить руками и всей жизнью.
29 В Школе Щетинина обычные дети бывшего Союза осваивают программу 11- летней школы за один год, затем за 1-3 года заканчивают ВУЗА, при отличном здоровье, прекрасном владении рядом распространенных специальностей.
30 После проверки деятельности Школы специалистами ООН Школа Щетинина была признана лучшей в мире, не имеющей аналогов.
31 Но главное не это. Главное – широко распахнутые глаза улыбающихся, просто светящихся от радости ребят.
32 В лицее учатся ребята всех народностей : дагестанцы, балкары, белорусы, молдаване... Много здесь представителей Якутии, президент которой посещал лицей и решил создать нечто подобное у себя в республике. Я был поражён, оказавшись в центре древнерусского поселения, состоящего из изящных теремов с устремлёнными в беспредельное голубое небо башенками и шпилями, опоясанных галереями и верандами, причём выстроенных по проектам, созданным в собственной архитектурной мастерской. Как не похожи силуэты этого фантастического поселения, чётко вырисовавшегося на фоне кавказских предгорий, на силуэты стандартных коробок московских школьных зданий, распластавшихся у подножий столь же уродливых коробок многоэтажных жилых корпусов ! До боли мне обидно за наших городских ребятишек, обречённых на пожизненное лицезрение этих убогих пейзажей. Дмитрий Зуев, член - корреспондент РАО, профессор /
33 « Люди по природе чисты. Я верю, что человек добр с самого начала, мы выпестованы такими природой. Эту природу и должна сберечь школа ». М. П. Щетинин Пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. И поэтому по физике щетининский ученик может учиться в 9 классе, а архитектуру изучать по вузовской программе. Это и есть непрерывное образование. Кто смог такое сделать ? Это представить себе трудно, а не то что придумать и осуществить. Конечно, Щетинин – гений. Конечно, Михаил Петрович – художник, мыслитель, выдающийся деятель нашей культуры.
34 Разработанную Щетининым систему образования ЮНЕСКО удостоила медали « Лучшая образовательная система мира ».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.