Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕвгений Никульшин
1 1
2 Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. В национальных эпосах Нарты - могучие воины - богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. начала
3 Народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств ГССР, основатель и первый директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора.
9 Осетинский художник Азанбек Джанаев ( ) обращался к нартиаде несколько раз : в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в е, материалы - гуашь и картон.
10 ПЛАЧ ДЗЕРАССЫ НАД ТЕЛАМИ АХСАРА И АХСАРТАГА (1948) АХСАР И АХСАРТАГ (1977)
11 Образ Сатаны ( у адыгов Сатаней ) зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало : там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне - осенний треугольник
12 Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр ( арфу ), подарил его нартам и был принят в их общество.
13 Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов. Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.
14 СослаСослан ( Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов ) – центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке ( кроме коленей, которые не влезли в ладью из - за хитреца Сырдона ), стал почти неуязвимым героем - богатырем.
15 Тотрадз сын кровного врага Сослана, последний мужчина в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны : надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.
16 Сослан в стране мертвых (1948) Решил Сослан взять в жены дочь Солнца Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. C илой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.
18 Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они были врагами. Как - то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.
19 Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.
21 Свадьба Ацамаза и Агунды (1976) Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.
22 Айсана - c ын Урызмага и Сатаны, освободил землю нартов от завоевателей агуров.
23 ТРИ НАРТА (1948) СИМД (1948) Симд - старинный осетинский танец, массовый, двухярусный ( на плечах партнеров ), этим же словом называется исполнение танца.
25 Нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богами. По одной из версий, предоставленные перед выбором нарты отказались от вечной жизни во имя вечной славы
26 Родился в 1960 г. в Республике Северная Осетия - Алания. В 1983 году окончил Северо - осетинское художественное училище ( г. Владикавказ ), в 1990 Московский государственный художественный институт имени. Сурикова. Член Союза художников Москвы ( МСХ ) с 1998 г. Живу и работаю в Москве.
27 УАСТЫРДЖИ УАЦИЛЛА
28 ФАЛВАРА ТУТЫР
29 САФА АФСАТИ
30 ДОНБЕТТЫР КУРДАЛАГОН
31 ГАЛАГОН ГАТАГ
32 БАЛСАГ БАРАСТЫР
33 Всё это не оставляет сомнения, что материальным ядром эпоса послужил древний аланский цикл, восходящий некоторыми элементами ещё к скифской эпохе и непрерывно обогащавшийся за счёт контактов с другими народами, в том числе народами Кавказа. В. И. Абаев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.