Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОлег Барановский
1 Язык как знаковая система
2 Понятие языка Язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для общения. Система языка, как и любая другая система, характеризуется следующими особенностями: целостность; дискретность; наличие связей и отношений.
3 Семиотика Семиотика – наука о знаках. Ч. Моррис предлагал выделять 3 аспекта в семиотике: синтактика (смысловые содержания) семантика (отношения между знаками) прагматика (отношения между знаками и пользователями) Дополнительно... Знак, как правило, несёт определённую целевую нагрузку, сообщая об отношениях его отправителя к своему адресату, к ситуации общения, к денотату и к самому сообщению.
4 Понятие знака Любой знак имеет бинарную структуру ОЗНАЧАЕМОЕ ОЗНАЧАЮЩЕЕ
5 Структура знака Дополнительно... Означаемое (=план содержания - идея, понятие) Означающее (= план выражения = «акустический образ») [дом] [haus] [mjezon] и т.д. Между означаемым и означающим существует достаточно условная связь
6 Семантический треугольник
7 Виды знаковых систем Существуют естественные и искусственные знаки А Б В Г Д Е Ё МАМА МЫЛА РАМУ A b c d e f g h
8 Отличия языкового знака от других знаков Языковой знак – средство не только обозначения, но и создания обозначаемого (вмятина, царапина). В языковом знаке закрепляются результаты познания не только в виде понятий, но и эмоций, волеизъявлений (Боже мой! Стой!). Языковой знак изменяется в двух плоскостях: в плане выражения и в плане содержания. Дополнительно... Практически любая информация может быть передана с помощью языковых знаков, в то время как обратное часто оказывается невозможным.
9 Единицы языка Разделы РазделыЕдиницы языкаУровни ФонетикаЗвуки, фонемыФонетический МорфемикаМорфемыМорфемный ЛексикологияСловаЛексический МорфологияФормы и классы слов(части речи) Морфологический СинтаксисПредложения, словосочетания Синтаксический
10 Неоднородность элементов языка Неоднородность элементов языка имеет два основных проявления: 1)в языке выделяются уровни (подсистемы), иерархически упорядоченные; 2) внутри уровней выделяются классы в чем-то схожих единиц (парадигмы), которые в речи образуют комбинации (синтагмы).
11 Функции языка коммуникативная; познавательная; аккумулятивная; эмоциональная; магическая; поэтическая; эстетическая; волюнтативная и др.
12 Синтагматика и парадигматика Парадигматические отношения – между единицами, различающимися употреблением в определенной позиции. Стол, стола, столу… Синтагматические отношения – сочетаемость единиц. Этот стол, стол сломался. Парадигма устанавливается на основе словоупотребления (синтагматики) Правильное употребление невозможно без знания парадигмы. Парадигматика и синтагматика характерна для каждого уровня языка.
13 Асистемные факты в языке 1. Нереализованные возможности языковой системы: деепричастие от мочь, хотеть, буд. время от обсудить и т.п. 2. Влияние других языков: по[э]т, б[о]а. Несклоняемые существительные, полные синонимы, омонимы. 3. Давление языковой политики и кодификации: ложить –простореч.; кремы, не рек. крема. 4. Реликты прежнего состояния языковой системы: N, два предл. падежа; дефектные парадигмы, непродуктивные типы спряжения, склонения, словообразования, ударения (включит, включишь)
14 Выводы 1. Язык, как и любая система, характеризуется целостностью, дискретностью, наличием отношений (структурой). 2. Язык является вторичной материальной системой, т.к. наделен функцией хранения и передачи семантической информации, то есть язык – это знаковая система. 3. Структура языка не может существовать без элементов, но можно в исследовательских целях выделить структуру, абстрагируясь от элементов. 4. Язык – гетерогенная система, он включает несколько подсистем (уровней). Принципы разграничения уровней различны. 5. Единицы каждого уровня обладают внутренней неоднородностью, это позволяет обнаружить их объединение в классы (парадигматику), и выявить возможные комбинации (синтагматику). 6. Асистемные факты столь же закономерны для языка, как и системные.
15 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.