Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНаталья Ситникова
1 Учебная деятельность и мотивы учения
2 Что значит «уметь учиться» В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями.
3 Формирование учебной деятельности Это самостоятельная задача школьного обучения, не менее важная и ответственная, чем приобретение детьми знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни
4 Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учиться, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь
5 Учебная деятельность имеет определенную структуру: Мотивы учения; Учебные задачи; Учебные действия; Контроль; Оценка Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей
6 Мотивы учения Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. Мотивы лежащие вне учебной деятельности
7 Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности. А) мотивы, связанные с содержанием учения ( учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений); Б) мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).
8 Мотивы, лежащие вне учебной деятельности А) широкие социальные мотивы: Мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п. Мотивы самоопределения ( понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования ( получить развитие в результате учения);
9 Б) узколичные мотивы: Мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получить хорошие отметки); Престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);
10 В) отрицательные мотивы Избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться.
11 Исследования учебной мотивации младших школьников Основным побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения оказывается для младших школьников отметка (65,8%). Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом учения, не занимают ведущего места по числу указаний на них на протяжении всего младшего школьного возраста (21,8%) и не выступают в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности.
12 Вывод: Эти данные отражают реально сложившуюся в начальной школе практику обучения, когда познавательная мотивация не находит в школе достаточного удовлетворения. Поэтому для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа.
13 В практику обучения активно внедряются различные Системы развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдова, Л.В.Занков и др.) Инновационные учебные программы ( они построены на ином подходе к определению содержания обучения и способов ее организации, что позволяет в большей мере реализовать возрастные возможности младших школьников и способствует развитию у детей устойчивых учебно- познавательных мотивов).
14 К концу мл.школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Это препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. К этому времени закономерно было бы ожидать появления нового уровня развития мотивации учения, обеспечивающего возможность перехода к более сложным формам познавательной деятельности.
15 Критерием нового уровня развития учебной мотивации младшего школьника может служить Возникновение позиции учащегося Ребенок выстаивает позицию учащегося, когда перестает функционировать в учебной ситуации как «школяр» т.е. «знающий как надо делать» (делать надо так, как сказала учительница) Это значит, что при встрече с задачей нового типа ребенок прекращает действовать по старым, непригодным образцам и начинает поиск новых способов действий. Или начинает строить новые отношения со взрослыми или учащимися, вместе с которыми он может найти недостающие способы действия.
16 Основным психологическим механизмом такого поведения является Определяющая рефлексия как индивидуальная способность ребенка устанавливать границы собственных возможностей, отделять то что он знает и умеет, от того, чего не знает и не умеет.
17 Итог начального образования – это ребенок учащий себя с помощью взрослого, учащийся.
18 Учащийся (в отличии от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: А) «Я могу или не могу решить эту задачу?» Б) «Чего мне не достает для ее решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается!».., а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия.
19 Учащийся, а не обучаемый! Это именно тот новый тип отношений младшего школьника к учению делает его истинным субъектом учебной деятельности, так как только позиция учащегося превращает приобретение знаний во внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.
20 Спасибо за внимание!
21 Презентацию подготовила педагог-психолог Сморжок М.В. МОУ СОШ год.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.