Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиталий Молостнов
1 с. Ильино Контакты: телефон: 8 (48 265) Виртуальная экскурсия в краеведческий музей быта русского народа
2 Музей - какое слово емкое! От пирамид до черепков. Хранят музеи для потомков Свидетельства иных эпох. Давайте же гореть не тлея, Чтоб даже через сотни лет В музеях сберегли потомки Эпохи нашей яркий след…
3 О музее Краеведческий музей в МБОУ «Ильинская СОШ» открыт в 2005 году. Основатель и руководитель музея: Полторакова Лилия Владимировна (учитель географии). Открытию музея предшествовала интересная поисковая работа учащихся, туристические походы, встречи со старожилами села Ильина и окрестных деревень. О некоторых предметах узнавали из книг и энциклопедий. Так накапливали экспонаты и информацию о них. Фонд музея постепенно пополняется, сейчас в нем 226 предметов. В музее собраны экспонаты, отражающие жизнь и быт русского народа ХХ века (предметы обихода, орудия труда, одежда, мебель, печатные издания)предметы обиходаорудия трудамебель печатные издания Здесь представлено немало произведений прикладного искусства, созданных руками крестьян и ремесленников Ильинского края.
4 назад
8 Экспонаты музея
9 Основные направления деятельности музея Поисково-исследовательская работа: сбор и накапливание музейных экспонатов; сбор материала об этих экспонатах; походы по окрестным населённым пунктам Образовательная, культурно – просветительная работа: тематические экскурсии для учащихся и жителей сельского округа; проведение уроков и внеклассных мероприятий по краеведению Проектная деятельность: оформление стендов и тематических альбомов
12 В нашем музее наиболее полно представлен комплекс орудий труда для обработки льна. Эта культура занимала значительное место в хозяйстве крестьян Тверской губернии. Большое распространение в крестьянском быту имели домотканые изделия из льна. Посетители нашего музея могут узнать и увидеть из чего и как изготавливали льняные ткани наши предки. Для этого мы выполнили исследовательскую работу: изучили соответствующую литературу, собрали экспонаты, подготовили экскурсию «Как рубашка в поле родилась», которая отражает технологию выращивания льна и производства льняных тканей. Не менее интересна экскурсия «Интерьер деревенской избы».
13 Вашему вниманию предлагается 2 экскурсии в наш музей «Интерьер деревенской избы» «Как рубашка в поле родилась»
14 Как культуру лен начали возделывать еще в эпоху неолита. В Верхневолжье лен был завезен в VIII в. из Европы. Церковь ввела особые праздники – день Олены- льняницы, когда начинали сеять лён и (3 июня) и Параскевы-льняницы, (10 ноября), когда женщины приступали к прядению и ткачеству. Исстари лучшими в мире считались льны, выращенные в Тверской, Костромской и Новгородской губерниях.
15 Расцвет льноводства в северных районах нашей страны объясняется биологической особенностью растения. Наиболее длинные и прочные волокна образуются у долгунца в условиях нежаркого, достаточно влажного и с обильными росами лета. Лён - это культура, без которой не обходился не один крестьянский двор 1,5 века назад. Лен одевал, кормил семью отличным маслом, а коров питательной льняной избоиной, от которой увеличивались надой молока и густота сливок.
16 Сеяли его на хорошо удобренных землях после многолетних трав, картофеля, озимых хлебов. На крестьянских полосках лён зарастал сорняками, поэтому дважды за лето бабы с ребятишками его пололи. Для удобства выколачивания семян снопы вязали небольшой толщиной в три вершка (13 см). Если лен был сухим, его выколачивали сразу, сыроватый подсушивали в поле. Околачивали снопы берёзовыми калатушками, с ручкой на конце. Очищали семена на ветру лопатой. А тресту расстилали ровным слоем на скошенные луга.
17 Дальнейшая обработка льна требовала не меньше сил, чем при уборке. Тресту мочили в водоёмах, пригнетая снопы камнями или под дождём и росами. Мочка и расстил были очень важными и ответственными операциями. Недолежавшие и недомоченные стебли, как и перележавшие и перемоченные, давали волокно низкого качества В зависимости от погоды лён оставался на полях от двух до одного месяца. После собирали и ставили в бабки для просушивания.
18 Просушенный лён мяли ручными мялками, с помощью которых ломают и мнут льняные стебли, чтобы затем легче отделить волокна от внутренней оболочки - костры. После льномялки лён проходил технологию трепания, получалась пакля. ручными мялкамипакля ручными мялкамипакля
19 Пряли лён чёсаный и не чёсаный. Чёсаный - для тонкого холста, нечёсаный - для более толстого холста. Для чесания волокна применяли ручные чесалки
20 Потом лен пряли на прялках. Получив достаточное количество льняных ниток, ткали на ручном ткацком станке, который назывался кросна. Для праздничной одежды холсты отбеливали.прялкахльняных нитоккроснаотбеливали к экскурсиям к экскурсиям
21 Льномялка назад
22 Пакля Расчёсанная пакля назад
23 Прялки
24 Льняные нити назад
25 Ткацкий станок (кросна) назад
26 Суровая ткань и отбеленный холст
27 назад
28 В этом музее экспонаты посвящены быту русского народа в давние времена. Изба – это жилище в сельской местности. В наших краях дома рубили из дерева. В основном, из сосны и ели. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкали друг к другу, удерживали дома тепло, долго не гнили. Выбирали деревья по правилам, нарушение которых могли привести к несчастьям.
29 Для сруба нельзя было брать «священные» и «проклятые» деревья – они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья. Нельзя было брать деревья, росшие на перекрёстке или возле старых дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось жертвоприношением курицы, барана. Под брёвна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома.
30 Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Интерьер избы был прост. Основное пространство занимала русская печь, которая располагалась у входа слева или справа от двери. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от двери. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними – врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены над потолком устраивался деревянный настил – полати. русская печьрусская печь
31 Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы. Пространство около двери и печи – ночной угол. Середина избы – рабочее место. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался белой скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь. Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы. Пространство около двери и печи – ночной угол. Середина избы – рабочее место. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался белой скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.будничная утварьбудничная утварь
32 Интерьер жилых помещений крестьянского дома стал меняться в последней трети ХІХ века. Интерьер жилых помещений Крестьянская традиционная утварь по всей территории расселения русского народа была однотипной. Характерной особенностью было изобилие местных терминов, называющих по- разному один и тот же предмет. Название предмета менялось в зависимости его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу в одном доме, получал название «кашника», тот же горшок, пользовавшийся в другом доме для варки похлёбки, назывался «щенником».
33 Разными терминами называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд, сделанный из глины, - горшок, из чугуна – чугунок. В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долблёной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетёная из прутьев, соломы, корней сосны. Разными терминами называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд, сделанный из глины, - горшок, из чугуна – чугунок. В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долблёной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетёная из прутьев, соломы, корней сосны.чугунок
35 Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи её на стол, иногда для засолки, квашения овощей.
36 С точки зрения крестьянина важные моменты жизни почти каждый из её предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. Сундук для приданного в один из моментов свадебного обряда из ёмкости для хранения одежды превращался в символ зажиточности семьи, трудолюбия невесты. Две ложки: на свадебном столе перевязанные лентой, обозначали единение и согласие жениха и невесты. Лишняя ложка, оказавшаяся на столе, предвещала приход гостей. Сундук к экскурсиям к экскурсиям
37 назад
39 Горшок Чугунок назад
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.