Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПетр Лешуков
1 Презентация по предмету «История искусств». Подготовила Осинцева Дарина, группа 21.
2 План презентации 1.Междуречье 2.Письменность 3.Архитектура 4.Скульптура и рельефы 5.Прикладное искусство 6.Вывод 7.Литература
3 Междуречье Шумер - первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IVIII тысячелетиях до н. э. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение.
4 Письменность Кли́нопись наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Туппум (глиняная табличка), из Шуруппака, ок г. до н. э. Лувр, Париж. Глина
5 «Я, Эанатум, на Умму, подобно злому ветру ветров, потоп наслал... Людей Уммы оружием поразил, горы трупов насыпал....Эанатум ударил, 3600 трупов нагромоздил....Я Эанатум для Нингирсу чужие земли разрушил, Нингирсу его любимое поле Гуэден в руки вернул. » «Стела коршунов» Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Фрагмент обратной стороны Лувр, Париж Известняк Стела коршунов
6 Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке ( гг. до н. э.) Архитектура «Белый храм» в Уруке. Конец IV тыс. до н.э. реконструкцияплан храма
7 Шумерские храмы строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. «Красное здание» в Уруке. Конец IV тыс. до н.э. Фрагмент шумерской мозаики на полуколоннах Красного здания в Уруке
8 Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) Возведён в XXI веке до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, в честь лунного божества Нанна Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света.
9 Висячие сады Семирамиды - одно из Семи чудес света. Предположительно располагались в древнем городе- государстве Вавилон, возле современного города Хилла. Более корректное название этого сооружения Висячие сады Амитис: именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы.
10 Ворота Иштар Ворота Иштар восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575г. до н.э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города. Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены.
11 Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Скульптуры шумеров отличаются ясностью, пропорциональностью и одухотворенностью. Для шумерских мастеров передача внутреннего мира персонажа было важнее, чем форма. Скульптура и рельефы Молящийся Статуя сановника Эбих-Иля из Мари Сер. III тыс. до н. э. Лувр, Париж Алебастр, ляпис-лазурь, ракушки
12 Саргон Древний XXIII-XXII вв. до н.э. Из Ниневии Иракский музей, Багдад. Медь Суровое и властное лицо. Скульптору удалось передать характер конкретного человека, нет схематизации.
13 Голова богини Иштар III тыс. до н.э. Из Белого храма в Уре Иракский музей, Багдад Мрамор Голова Инанны Урукской (богини любви и красоты, покровительницы Урука). Голова эта размером была немного меньше человеческой, плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. Мы видим крупный нос, тонкий длинный рот, маленький подбородок и большие глазницы, в которых некогда помещались огромные глаза из драгоценных камней – символ всевидения, проницательности и мудрости.
14 *Гудеа правитель (энси) шумерского города- государства Лагаш, правил приблизительно в годах до н. э. Скульптура сидящего человека, руки которого молитвенно сложены. На его коленях лежит архитектурный план здания. Смысл скульптурной композиции поясняют надписи, идущие по низу статуи. Гудеа*, исполняя волю бога Лагаша Нингирсу, реконструирует главный храм города. Статуя Гудеа, правителя Лагаша. XXI в. до н. э.. Лувр, Париж Диорит
15 Гудеа гг. до н.э. Из Лагаша. Британский музей, Лондон Диорит, позолота Голова статуи Гудеа. Лагаш. XXII в. до н. э. Париж. Лувр Диорит
16 Изображение Эанатума на «Стеле коршунов» В первом ряду: Воины, возлавляемые Эанатумом, вооруженные копьями и прикрытые огромными, в рост человека щитами, наступают по трупам поверженных врагов. Ниже: Войско Эанатума в походном марше; сам Эанатум возглавляет свою армию на колеснице. Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Фрагмент «лицевой» стороны Лувр, Париж Известняк Стела коршунов
17 Стелла Хаммурапи. Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы. Царю вручаются символы власти. Стела Хаммурапи гг. до н.э. Вавилон Париж. Лувр. Гранит
18 На стеле изображена победа Нарам-Сина над горцами восточного Ирана. Нарам-Син изображен взбирающимся на гору во главе войска. Рогатый шлем символизирует божественную власть. Его вид - вид завоевателя. Король шагает по телам поверженных врагов к пику; выше несколько раз изображается диск солнца, тем самым король приносит дань уважения Солнцу за его победу. Победная стела Нарам-Сина Победная стела Нарам-Сина. Ок.2300 до н.э. Сузы Розовый песчаник
19 В Вавилон вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена главных божеств. От ворот богини Иштар мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. Дорога процессий на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне. Изразцовая облицовка Дороги процессий из Вавилона. VI в. до н. э. Фрагмент Государственные музеи, Берлин Глазурованный кирпич Дороги процессий из Вавилона
20 Ворота богини Иштар Изразцовая облицовка ворот богини Иштар из Вавилона. VI в. до н. э. Фрагменты Археологический музей, Стамбул Глазурованный кирпич
21 Гении-хранители мифологические существа, охранявшие людей или здания и отгонявшие от них злых духов. Этот крылатый гений, вместе с тем, который стоял напротив него, охранял ворота дворца Саргона II в Дур- Шаррукине. Гений благословлял всех, кто проходил мимо него, обрызгивая водой из сосновой шишки. Крылатый гений-хранитель. Ассирия. VIII в. до н. э. Лувр, Париж Алебастр Гении-хранители
22 Гении, изображаемые в виде быков с человеческими головами, людей с птичьими головами, а также крылатых людей составляют важную часть ассирийской мифологии. Они обладают сверхчеловеческими возможностями. Данный гений выполнял не только охранную функцию (охранял городские ворота и стены), но также благословлял всех проходящих мимо. Крылатый бык с человеческой головой. Ассирия. VIII в. до н. э. Лувр, Париж. Алебастр
23 Прикладное искусство Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Бог Энки (Эйя), Уту (Шамаш) и Инанна (Иштар). Оттиск печати аккадского времени. 2 пол.III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон
24 Штандарт войны и мира Штандарт войны и мира пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур. На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумерoв. Артефакт датируется серединой 3-го тысячелетия до н. э. Размеры 21,59 на 49,53 см. Штандарт Ура. Панель войны. III тыс. до н.э. Из Ура. Британский музей, Лондон. Мозаика из перламутра, ракушек, красного известняка и ляпис-лазури.
25 Под колёсами влекомых куланами тяжёлых колесниц гибнут противники. Израненных и униженных пленников приводят к царю. На другой панели изображена сцена пиршества. Пирующих увеселяют игрой на арфе. Предназначение панелей не вполне ясно. Л.Вулли предполагал, что их выносили на поле боя в качестве своеобразного стяга. Некоторые учёные, подчёркивая мирный характер одной из сцен, полагают, что это были стенки укладки для арфы. Штандарт Ура. Панель войны. III тыс. до н.э. Из Ура. Британский музей, Лондон. Мозаика из перламутра, ракушек, красного известняка и ляпис-лазури.
26 Урские арфы древнейшие струнные инструменты, известные исторической науке. Фрагменты трёх лир и одной арфы были обнаружены при раскопках в Уре экспедицией Л. Вулли в 1929 году. Деталь арфы из "царской гробницы" Около XXVII-XXVI вв. до н.э. Из Ура Музей Университета, Филадельфия Позолоченное дерево, лазурит
27 Ювелирное искусство Шумера известно в основном по богатейшим материалам раскопок гробниц города Ура (I династия Ура, ок. XXVI в. до н.э.). Создавая декоративные венки, короны-повязки, ожерелья, браслеты, разнообразные заколки и подвески, мастера использовали комбинацию трех цветов: синего (лазурит), красного (сердолик) и желтого (золото). При выполнении своей задачи они достигли такой изысканности и тонкости форм, такого абсолютного выражения функционального назначения предмета и такой виртуозности в технических приемах, что эти изделия по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного искусства. Золотые бусы, из гробницы королевы Пу-Аби 2500 год до н.э., из Ура Британском музей, Лондон Золото, эмаль, драгоценные камни
28 Керамика Широко использовалась роспись по керамике. В изображении большую роль играют симметрия, цвет и форма. Для ранней шумерской керамики характерен геометризм и тонкое чувство формы. В изображении четко выдержан основной орнамент. Керамический рельеф впервые встречается на изделиях шумеров в III т. до нашей эры. Ваза Ок г. до н.э. Из Суз. Лувр, Париж Терракота Ваза с геометрическим орнаментом и стилизованным изображением птиц 1 половина I тыс. до н.э. Из Суз. Британский музей, Лондон Терракота
29 Вывод Шумеры подарили миру огромное количество великих открытий. При них человечество сделало гигантский шаг вперёд. И изобразительное искусство тоже достигло высокого уровня. К сожалению, сохранилось мало произведений шумерской культуры. Однако оставшиеся шедевры вызывают неподдельное восхищение.
30 Литература Древний Восток: Египет и Месопотамия// А. Княжицкий, С. Хурумов. Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима. Наследники Шумера // Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность // М.В. Доброклонский, А.П.Чубова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.