Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕкатерина Сябрина
2 Потоковые структуры современных мегаполисов Дмитрий Иванов профессор факультета социологии СПбГУ
3 Социология города: базовая исследовательская программа Город – тип поселения (место жительства) VS Город – пространство социальных структур
4 Социальное пространство Социальное пространство – конфигурация полей взаимодействий (П. Бурдье) Физическое выражение: пространство мест – локализованных и разграниченных зон Новая концепция социального пространства: не пространство мест, но пространство потоков (М.Кастельс, А. Аппадураи, Дж. Урри)
5 Современный мегаполис: «информациональный» город Мануэль Кастельс (1989) «командный пункт» новой экономики глобальная включенность и локальная исключенность глобальность элиты и локальность бедноты космополитизм и идентичность два типа «присвоения» городского пространства: проживать, но не принадлежать городу выживать и зависеть от города «информациональный» город – утопия / антиутопия: сетевые структуры на базе цифровых технологий не ликвидировали пространство, а интенсивность перемещений даже возросла
6 Современный мегаполис: «глобальный» город Саския Сассен (1991) «узел сети» (локализация глобальности) штаб-квартиры, специализированные сервисы, центры потребления потоки денег, людей, товаров, информации интегрированы в сеть, не интегрированы с региональным окружением арена конфликтов и борьбы за «присвоение» территории (новая политическая повестка – урбанистика) «глобальный» город – реалистичная модель, но не все мегаполисы глобальны, хотя все - постиндустриальны
7 Современный мегаполис: «креативный» город Ричард Флорида (2005) «точка притяжения» для потоков креативных людей и инвестиций в высокие технологии и перепланировку городского пространства креативный класс создает атмосферу творчества и толерантности, а город становится динамичным, открытым, артистичным, «личностным» сверхновые средние слои (не традиционные элиты и не «пролетарские» массы) формируют городское пространство и городскую повестку «креативный» город – позитивный и «глянцевый» образ, но мегаполисы не только «креативны», они еще и «агрессивны»
8 Современный мегаполис Рассмотренные теории верно схватывают главный структурный сдвиг: от институтов и интеракций – к сетям и потокам Современный мегаполис – сетевой и потоковый город главная черта современного мегаполиса – интенсивность движений Людские и транспортные потоки – признак существования особых потоковых структур Люди устремляются туда, где актуальные вещи, события, точки доступа к актуальной информации и т.п. Характер городского пространства определяют не «жилые машины» (Ле Корбюзье) и не «рабочие машины», а «потоковые машины» (вокзалы, терминалы, дороги, парковки, парки, торгово-развлекательные комплексы, «креативные пространства» и т.д.)
9 Потоковые структуры потоки с характерными для них направленностью, плотностью, интенсивностью служат хорошей концептуальной основой для исследования целого ряда явлений, «социальность» которых не вписывается в рамки ритуальной социологии потоковые структуры замещают неактуальные конфигурации агентностей и структур в теории потому, что в интенсивном настоящем устремленность и темпоральность повсюду вытесняют фиксированность положения и установленность пределов вместо ценностных ориентаций и идентичностей жизнь людей структурируют проекты вместо действий – коммуникации вместо институтов – тренды вместо групп – ивенты вместо классов и собственности – время доступа вместо неравенства с разделением на имущих и неимущих – неодинаковая динамика с разделением на сейчас-имущих и потом-имущих
10 Структуры сегодня ОСНОВА КООРДИНАЦИИ ГАРАНТИИ КООРДИНАЦИИ ИНТЕГРАЦИЯСЕЛЕКЦИЯ КРЕАТИВНОСТЬ ИНТЕРАКЦИЯПОТОК НОРМАТИВНОСТЬ ИНСТИТУТСЕТЬ на фоне абсолютной социальности институтов, частной и ситуативной социальности интеракций, относительной социальности сетей, потоки предстают как феномены анти-социальные или альтер-социальные
11 Потоковые структуры глэм-капитализма в мегаполисах развивается сверхновая версия капитализма – глэм-капитализм характерные структуры: глэм-индустрии гламурно-промышленные комплексы бимодальная стратификация и темпоральность неравенства альтер-социальные движения
12 Логика гламура к концу 1990-х годов рынки оказались перенасыщены брендами и имиджами (overbranding) стратегия виртуализации утратила эффективность и произошел сдвиг конкурентных преимуществ к гламуру с 1930-х годов гламур был специфическим стилем жизни и эстетикой, но сейчас гламур стал логикой сверхновой экономики глэм-капитализм возникает, когда производители на сверхконкурентном рынке должны очаровывать (по-английски - to glamour) потребителей и когда товары и услуги должны быть агрессивно красивыми, чтобы интенсивно привлекать целевые аудитории процесс создания стоимости теперь больше связан с трендами, чем с брендами, не только в индустрии моды и шоу-бизнесе, но и высокотехнологичных отраслях и финансовом секторе
13 Общая теория гламура когда виртуализация становится рутинной практикой и рынки перенасыщены брендами, успех начинает приносить гламур с характерными для него яркостью и незамысловатостью гламур – не глупость «блондинок» из анекдотов гламур – рациональность сегодняшнего капитализма в одежде, стиле жизни, бизнес-проекте, политической кампании, или научной теории гламур обнаруживается по трем признакам: 1)яркая легкость – максимально броская упаковка при максимально простом содержании 2)бескомпромиссный оптимизм – радикальная позитивность 3)утонченная стервозность – эстетически мотивированная антисоциальность гламур проникает повсюду и принимает разные формы, но общая теория гламура проста и сводится к формуле: гламур = «большая пятерка» + «горячая десятка»
14 «Большая пятерка» гламура роскошь: эксклюзивное потребление, выходящее за пределы функциональности экзотика: быт за пределами обыденности эротика: нагнетание «нечеловеческой» сексуальности розовое: радикальное визуальное решение проблем блондинистое: управляемая внешность, управляющая сознанием
15 «Горячая десятка» «горячая десятка» – это не число, а организующий принцип топ-листы, номинации, рейтинги, хит-парады и т.п. придают всему включенному в них существенность и значимость гламур образуется выстраиванием мирового порядка из: 100 самых дорогих брендов 50 самых красивых людей 500 самых успешных компаний 10 самых влиятельных политиков 7 самых опасных животных … мир гламура создается интенсивными коммуникациями, которые превращают «горячие десятки» из субъективных представлений в медийную реальность
16 Глэм-индустрии гламуроемкие (glamour-intensive) продукты создаются на основе элементов «большой пятерки» и обеспечивают их производителям темпы роста выше средних по экономике индустрия роскоши, индустрия секса, индустрия гостеприимства, индустрия моды, индустрия красоты… … это пять отдельных примеров «имплантации» элементов гламура в товар и развития гламуроемких производств это транс-индустрии, каждая из которых объединяет предприятия очень разные по продукту и технологии, но одинаковые по методам создания стоимости
17 high-tech и гламуроемкость Формула гламуроемкости: GI = g×(R+A) g – коэффициент с диапазоном значений от 0 до 1 R – показатель расходов на исследования и разработки A – показатель расходов на рекламу
18 Гламурно-промышленный комплекс в сверхновой экономике происходит сдвиг капитализации от брендов к трендам в стремлении создавать тренды и сделаться трендом компании образуют структуры гламурно-промышленного комплекса, соединяющие производителей, работающих в индустрии моды дизайнеров, потребителей–трендоидов ГПК «размывает» привычные границы между брендами и создает транс- брендовые продукты ГПК «размывает» границу между фирмой и ее рынком и эксплуатирует не работников, а креативных потребителей главный организационный принцип ГПК – «горячая десятка»: принесение бренда в жертву во имя тренда
19 Метаморфозы стратификации: от «лимона» к «груше» уровень дохода Доля в населении, % сверхновый средний слой «размывание» среднего слоя сверхновые бедные к 2010 году США: домохозяйства с $ тыс. в год РФ: домохозяйства с тыс. руб. в месяц
20 Бимодальная стратификация Россия (2011) Москва (2011) среднедушевые доходы > 35 тыс.14,542, тыс.12,114, тыс.24,820, тыс.41,321,1 < 5 тыс.7,32,1
21 Глэм-демократия с превращением имиджмейкинга и (ре)брендинга в стандартные политтехнологии виртуализация институтов демократии переходит в режим гламура для легитимации структур власти и управления не нужны больше традиционные структуры гражданского общества в погоне за яркостью и притягательностью образа политики и политтехнологи все меньше ориентируются на ценности и стиль жизни традиционного среднего слоя и все больше используют «большую пятерку» и «горячую десятку» в политике закрепились те черты, которые характерны для гламура: глянцевый формат сверхновых политтехнологий эффектно представляемые публике «суперпроекты» мобилизацию электората отличают незамысловатость «контента» и мобильность коммуникаций (Web 2.0)
22 Альтер-социальные движения сверхновый капитализм провоцирует сверхновые формы протеста: рядом с глэмом всегда возникает трэш хакеры и «пираты», нарушая право «интеллектуальной» собственности, подрывают режим глэм-капитализма покупая контрафакт и обмениваясь файлами, потребители участвуют в движениях, которые создают альтернативу и антисоциальному гламуру и традиционной социальности общая теория трэша: бунт аутентичности против виртуальности и гламура возвращает функциональность и конкуренцию туда, где господствуют имиджи и монополизм бунт аутентичности – движущая сила множества альтер- социальных движений не только в экономике, но и в политике, и в культуре
23 Альтер-капитализм на рост альтер-социальных движений глэм-капитализм сначала реагирует полицейскими мерами, а затем переходит к поглощению и использованию креативности этих движений поглощение альтер-социальных движений можно видеть в использовании стратегии open source (IBM и Sun Microsystems); в предоставлении возможностей скачивать контент (Apple и Sony); в коммерциализации торрентовых сетей; в «растягивании» люксовых брендов; в «партизанском» маркетинге (guerrilla marketing)… создатели трендов, соединяющие модели глэм-капитализма и альтер- социальных движений, формируют другой способ создания стоимости: на основе потоковой аутентичности глэм-капитализм – это мир копий без оригинала (симулякры Бодрийяра) альтер-капитализм – это мир потоковой аутентичности, где оригиналы – потоки, опережающие любое копирование
24 Социальные структуры в пространстве мегаполиса В «концентрическом» городе индустриального типа были физические потоки из одной институциональной зоны в другую и попутные интеракции Сети – способ избежать институциональности и интеракций, их замещение коммуникациями со «своими» Потоковые структуры – «прорыв» креативностью и мобильностью границ институтов, сетей, порядков интеракций Центр (административно- культурный) Промышленный пояс Спальные районы
25 Как исследовать потоковые структуры в пространстве города в условиях глэм-капитализма актуальны методы создания потоковых структур в уже имеющихся массивах информации, создаваемых непреднамеренными информантами в сетях публичности исследователю остается только подключиться к этим креативным коммуникациям, наладить селекцию и задать направленность, плотность и интенсивность движения нужных данных стратегия перехода к потоковым решениям в методике исследований требует инверсии традиционных методов: вместо (в)опросов нужно использовать ответы в виде номинаций и рейтингов, привлекающих и провоцирующих целевые аудитории вместо наблюдения нужно применять экспозицию – размещение и демонстрацию, вызывающую ответные потоки вместо анализа документов нужно практиковать их создание – организацию мультимедийных коллекций, открытых для пополнения контентом
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.