Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛюбовь Никульшина
1 Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
2 Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. (8 класс)
3 Цели: - знакомство с некоторыми фактами биографии Н.М.Карамзина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; составление сравнительной характеристики классицизма и сентиментализма, выявление значимости значения творчества Н.М.Карамзина; - выявление особенностей сентименталистской концепции личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной; характерных черт сентиментализма в повести; - развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова чувствительный.
4 Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, изучению истории. В.Г.Белинский
5 Карамзин Николай Михайлович - знаменитый русский писатель, поэт, журналист, историк. Начав литературную деятельность в 1783 г. переводами с немецкого, в гг. Карамзин принял участие в периодическом издании "Размышления о делах Божиих...", где публиковались переводные, в основном немецкие, произведения.
6 КлассицизмСентиментализм Причина возникновения Поиски идеала. Обращение к образцам и формам античности как к идеалу Стремление поставить в центр внимания жизнь и судьбу человека, мир его чувств в противовес буржуазным ценностям. Важнейшие категории Принцип рационализма. Культ разума. Категория естественного, культ естественных чувств, обращение к эмоциональному началу Центральные проблемы произведений писателей- сентименталистов Стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления Проблемы добра и зла Просветительская направленность произведений Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности Противопоставление деревни городу, низших сословий – высшим, «естественного состояния» - цивилизации
7 КлассицизмСентиментализм Источник силы, справедливости, духовного здоровья Обращение к общественной проблематике. Служение обществу. Природа Идеальные герои и отношения Человек-гражданин, государственный деятель. Идеализация героев. Деление героев на положительных и отрицательных. Щедрые и сострадательные, чувствительные люди, гуманные отношения Враждебные силыПомещичий произвол, гонения бездушных «законников», утративших природную чувствительность, равнодушных, легкомысленных, жестоких ЖанрыСтрогая иерархия жанров Разрушение строгой жанровой системы Особенности поэтики Соблюдение единства времени, места и действия, объективность повествования Наличие авторских характеристик героев, лирических рассуждений, малый объём, компактный и динамичный сюжет
8 Заполните вторую часть таблицы Фрагменты панорамы, впечатления повествователя Примеры Пространство описания Природа Имена собственные, географические названия Небо, солнце, лучи, гора, даль, край горизонта, правая и левая стороны Луга, поля, роща, лесочки, деревья, зелень, пески, река, горы Симонов монастырь, Данилов монастырь, село Коломенское, Воробьёвы горы, Москва, Российская империя
9 Заполните вторую часть таблицы Фрагменты панорамы, впечатления повествователя Примеры Люди Предметы Эпитеты, характеризующие чувства человека, любующегося видом окрестностей Рыбаки, пастухи с их песнями Струги, рыбачьи лодки, вёсла, руль Мрачный, древний, ужасный; величественный, великолепный, бесчисленный, обширный, высокий; златой, златоглавый, жёлтый, светлый; вечерний, летний
10 Подумай и ответь… Почему Н.М.Карамзин выбрал окрестности Симонова монастыря в качестве места действия? «Вид Симонова монастыря». Художник И.А.Лавров
11 Подумай и ответь… - Каковы особенности панорамы, открывшейся взору читателя? - Какую роль играет образ осенних ветров, веющих в стенах монастыря меж «мрачных готических башен» и надгробных камней? Карамзинское описание, предваряющее действие повести, - сначала «величественный амфитеатр» города, окрестных сёл и монастырей в косых лучах заходящего солнца, а затем плавный переход от панорамы города и природы к панораме истории. Образ ветра играет роль связующего звена между космическими и культурно-историческими стихиями
12 «Бедная Лиза». Художник О.А.Кипренский
13 Заполните вторую часть таблицы Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы Первая встреча с Эрастом Под окнами Лизиного дома Утро приезда Эраста на первое свидание «Прошло два года после смерти отца Лизина. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами». «Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей… побежала в погреб – принесла чистую кринку, - схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем, налила воды» «Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры»
14 Заполните вторую часть таблицы Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы После объяснения в любви Свидания с Эрастом «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло!» «Там часто тихая луна, сквозь зелёные ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга…» Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести
15 Заполните вторую часть таблицы Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста Первая встреча Эраст покупает Лизину работу Перед уходом в армию Герой в армии «А что тебе надобно?» - «Пять копеек». – «Это слишком дёшево. Вот тебе рубль». «Он покупал у неё Лизину работу и хотел всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены, но старушка никогда не брала лишнего» «Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне» «Нет, он в самом деле был в армии, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение»
16 Заполните вторую часть таблицы Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста Эраст намерен жениться Последняя встреча «Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом, посвятив искренний вздох Лизе своей» «Вот сто рублей – возьми их, - он положил ей деньги в карман, - позволь мне поцеловать тебя в последний раз, иди домой». Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами.
17 Подумай и ответь… - Возможно ли примирение героев? Как выглядит хижина, в которой когда-то жила Лиза? О чём свидетельствуют эти детали? - Каким предстаёт повествователь? Найдите в тексте обращения рассказчика к героям, комментарии событий, звучащие из его уст. - Какие черты идеала человеческой личности писателей- сентименталистов нашли отражение в трёх центральных образах повести – автора-рассказчика, бедной Лизы и Эраста?
18 Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Найдите примеры такого соответствия. О чём они свидетельствуют? Заполните вторую часть таблицы цитатами Образ природы в повести Природа во вступлении Момент объяснения Лизы и Эраста Трагический перелом в судьбе героини «Великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце густой зелени древних вязов. Страшно воют ветры…» «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» «Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности»
19 Домашнее задание 1. Написать реферат на одну из предложенных в учебнике тем. 2. Прочитать статью «Поэты пушкинского круга». Индивидуальное задание: 1. Подготовить сообщение о декабризме.
20 Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.