Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКирилл Титухин
1 Личностно ориентированное обучение и воспитание как средство развития и саморазвития личности обучающихся
2 Различия между традиционным и личностно – ориентированным уроком Традиционный урокЛичностно-ориентированный урок 1Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают. 1. Целеполагание. Цель - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний - результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке - постоянный диалог: учитель - ученик.
3 Традиционный урокЛичностно-ориентированный урок 2Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура - учитель. Развитие ребенка - абстрактное, попутное! 2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура - ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает., формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.
4 Традиционный урокЛичностно-ориентированный урок 3Деятельность ученика: ученик - объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель - дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются. 3. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно- поискового и проектного обучения, развивающего характера.
5 Традиционный урокЛичностно-ориентированный урок 4Отношения «учитель- ученик» субъективно- объективные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается к каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик - лицо второстепенное. 4. Отношения «учитель - ученик» субъектно- субъектные. Работа со всем классом. Учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование его рефлекторного мыщления и собственного мнения.
6 Психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока
7 1. Формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся: инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; создание ситуации выбора; организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания; приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.
8 – Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся: опора на субъектный личностный опыт учеников; активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом; формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других; создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интересы.
9 Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации): развитие мотивационной сферы учащихся; создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности; учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки; повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников; поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.
10 Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся: использование приемов внешней и внутренней дифференциации; выбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся; использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности; обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития).
11 Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения: ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам; обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации); создание ситуации успеха; помощь в создании мотивов собственных действий, поведения, деятельности; создание ситуации нравственного выбора.
12 Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей: постановка и организация разрешения проблемных ситуаций; поощрение творческой активности учащихся; ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации; использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций и /или их моделей; разнообразие используемых методов и приемов деятельности; повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера.
13 Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат и т.д.); формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач; создание ситуаций включенности учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества.
14 Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия: приоритет диалогических форм учебной деятельности; организация сотрудничества учителя и учеников; организация сотрудничества учеников между собой (в том числе - обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ); оптимальное отношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности; доброжелательность в общении.
15 Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга: поощрение инициативы и активности учащихся; акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы; использование таких вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров; подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности; поощрение познавательной активности детей.
16 Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе: «считывание» учителем эмоциональной информации от учеников и реагирование на нее; обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов; открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников; возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности; взаимность обратной связи; заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.
17 11. Личностно ориентированная позиция педагога: установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность; признание самобытности и уникальности каждого ученика; безоценочная позиция - принятие учеников и ситуации как данности; приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей; доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение; умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.
18 Деятельность учителя при подготовке и проведении личностно ориентированного урока Направление деятельности учителя Пути и средства реализации I Обращение к субъективному опыту обучающихся Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался? Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъективного опыта между учениками. Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обслуживаемой проблеме. Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. 5.Обобщение и систематизация субъективного опыта учеников на уроке на основе контакта.
19 IIПрименение на уроке разнообразного дидактического материала Использование учителем различных источников информации. Побуждение учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. 5.Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, то есть технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.
20 IIIХарактер педагогического общения на уроке Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости. Обращение к ученикам по имени. Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой. 4. Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.
21 IVАктивизация способов учебной работы Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы. Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся. Анализ действий каждого ученика. Выявление значимых способов, избираемых учащимися. Обсуждение наиболее рациональных способов - не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. 6.Оценивание результата и процесса.
22 VПедагогическая гибкость учителя в работе с обучающимися на уроке Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса. Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика. 5.Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.