Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеннадий Скоропупов
1 С ПРОС. П РЕДЛОЖЕНИЕ. Ц ЕНА. Экономическая теория
2 1. П ОЛЕЗНОСТЬ. Ц ЕННОСТЬ И ЦЕНА ТОВАРА
3 П ОЛЕЗНОСТЬ Полезность – то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Оценка полезности зависит от субъективных (личные предпочтения) и объективных (потребность в данном товаре в конкретный момент времени) обстоятельств. Закон убывающей полезности
4 З АКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ Герман Госсен ( ) Госсен (Gossen) Герман Генрих ( , Дюрен, , Кёльн), немецкий экономист, предшественник математической и австрийской школ вульгарной буржуазной политической экономии. Получил юридическое образование. В 1847 оставил службу и занялся разработкой экономической теории. Госсен математически обосновал основные принципы теории предельной полезности). Важнейшие экономические процессы пытался объяснить с позиции идеи максимума полезности. Эти положения Госсен во многом предвосхитили теоретические и математические построения Л. Вальраса, У. Джеванса, и других представителей математической школы. С австралийской школой теорию Госсена связывает ряд общих методологических принципов. Свою теорию Госсенизложил в книге "Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли" (1854). Теория Госсена не получила какого-либо признания у современников, и в 1858 он изъял книгу из продажи. Работа Госсена была найдена профессором Адамсоном и переиздана в 1889, а затем в Вальрас, Джевонс и др. широко пропагандировали его идеи
5 З АКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ 2 закон Общее количество потребляемых благ устанавливается таким, при котором равны предельные полезности каждого блага 1 закон: Закон убывающей предельной полезности Каждая последующая (предельная) порция блага все меньше полезна с точки зрения индивидуума, что в результате ведет к снижению совокупной полезности всего блага
6 З АКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ Однородные единицы. Сравнивать можно товар с однородными единицами и потребляемые одним потребителем. Нет изменений у потребителя. Не должно быть никаких изменений во вкусах, привычках, обычаях, предпочтениях и доходах потребителя. Продолжительность потребления. В потреблении продукта должна быть продолжительность. Все единицы продукта должны быть потреблены в одно определённое время. Постоянные цены. Цены на продукт или на его заместители должны оставаться одинаковыми.
7 Ц ЕННОСТЬ Ценность – это денежная оценка потребителем полезности блага Потребительская ценность товара это соотношение между преимуществами, которые получает потребитель в результате приобретения и использования товара, и затратами на его приобретение и использование.
8 П АРАДОКС ЦЕННОСТИ Автором парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды? Ответ: вода изобильна, а бриллианты – нет Классическая политическая экономия считает что парадокса нет: цена товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Затраты на добывание стакана воды сопоставимы с затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены. Адам Смит
9 Ц ЕНА Цена – это количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо Цена определяется в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают спрос и предложение и устанавливают цену товара.
10 Ц ЕНА Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется прежде всего издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, «в целом цена все же сводится непосредственно или в конечном счете - к... трем составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»
11 Ц ЕНА Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор - это труд, была развита другим классиком - Давидом Рикардо Маржиналистская концепция полагает, что в основе стоимости (ценности) товара лежит его полезность для потребителя, точнее, предельная полезность. Соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены. Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического и маржиналист- ского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса - формирования ценности.
12 Д ВА ЛЕЗВИЯ ОДНИХ НОЖНИЦ Согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц»
13 Д ВА ЛЕЗВИЯ ОДНИХ НОЖНИЦ Издержки производства (продавцы) Полезность / ценность товара (покупатели)
14 2. С ПРОС.
15 С ПРОС Спрос отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. Спрос (d) – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и хотят заплатить за нужный им товар или услугу. Спрос, по сути, это разное количество товара или услуг, которое захотят купить потребители при разном уровне цен. Изменение спроса связано с действием неценовых факторов.
16 К РИВАЯ СПРОСА
17 С ПРОС Величина спроса – это количество товара или услуги, которое готовы купить потребители в определенное время по определенной цене. Величина спроса зависит только от цены (ценовых факторов), при этом сам спрос не меняется. Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Линейная функция спроса имеет вид: Q d = Q 0 - k Р где, k = ΔQ / ΔР
18 Ф АКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС Скидки Распродажи Промоакции Размер доходов потребителей; Изменение вкусов и предпочтений потребителей; Цены на другие товары (субституты, комплементы); Общее число покупателей; Инфляционные и дефицитные ожидания; Накопленное имущество. ЦеновыеНеценовые
19 О ТКЛОНЕНИЕ В ФУНКЦИИ СПРОСА - описывает спрос на продукты питания во время голода, войны или кризиса: при постоянном и многократном повышении цен на хлеб и картофель спрос на них только растет. Парадокс Гиффена
20 О ТКЛОНЕНИЕ В ФУНКЦИИ СПРОСА - описывает спрос на дорогостоящие товары, свидетельствующие о высоком социальном статусе покупателя (машины, ювелирные изделия). Снижение цен на такие товары может уменьшить их привлекательность, а соответственно и снизить спрос. Эффект Веблена
21 З АКОН СПРОСА обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Чем выше цена, тем меньше величина спроса
22 3. П РЕДЛОЖЕНИЕ
23 ПРЕДЛОЖЕНИЕ Предложение (S) – это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке при определенных значениях цены. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) продавец произведет и предложит к реализации, и наоборот.
24 П РЕДЛОЖЕНИЕ Величина предложения – это конкретное количество товара или услуги, которое производитель готов продать по определенной цене. Величина предложения зависит от цены (ценовых факторов). Функция предложения – определяет объем предложения в зависимости от определяющих его факторов. Линейная функция предложения имеет вид: Q s = Q 0 + k Р, где, k = ΔQ / ΔР
25 Н ЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Цены факторов производства (исходные ресурсы); 2. Технологические возможности производителя; 3. Цены на другие товары (субституты, комплементы); 4. Число товаропроизводителей (продавцов); 5. Ценовые и дефицитные ожидания производителей; 6. Налоги и субсидии.
26 З АКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ Закон предложения – это прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Чем выше цена, тем выше величина предложения Закон предложения описывает кривая предложения Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
27 К РИВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
28 4. Р АВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
29 Р АВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Рыночное равновесие – это состояние рынка, для которого характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений (взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения). По сути, это ситуация на рынке, когда планы продавцов и покупателей совпадают. Выделяют: Частное равновесие – сбалансированность отдельного рынка; Общее равновесие – сбалансированность экономической системы в целом.
30 Р АВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.