Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНиколай Минин
1 Группа Рио как орган коллективной дипломатии стран Латинской Америки Борзова А.Ю.
2 В истории создания Группы Рио можно выделить несколько этапов: 1) создание Контадорской Группы; 2) учреждение Группы поддержки (Группы Лима); 3) учреждение Группы Рио г.- по инициативе Панамы, на о. Контадора была проведена встреча глав дипломатических ведомств Колумбии, Мексики, Венесуэлы. Цель встречи заключалась в развитии диалога и переговорного процесса в Центральной Америке для понижения уровня напряженности и создания основ мирного сосуществования пяти Центральноамериканских государств. По инициативе Контадорской группы министры иностранных дел пяти Центральноамериканских государств, - Никарагуа, Коста-Рики, Гондураса, Сальвадора и Гватемалы, - приняли рабочий план с целью прекращения вооруженных столкновений, предотвращения эскалации конфликта в международных отношениях и более глубокого вовлечения в ось конфронтации «Запад – Восток», устранения внешних факторов, обостряющих противоречия в регионе.
3 В1985 г. Контадорская группа выступила с обращением к государствам Латинской Америки принимать более решительное участие в решаемых группой проблемах посредством учреждения политического механизма поддержки. В итоге 29 июля по инициативе президента Перу Алана Гарсия и перуанского министра иностранных дел Алана Вагнера, учреждается Группа Лима или Группа поддержки Контадоры в составе Аргентины, Бразилии, Перу и Уругвая. Цели Группы Лима: -систематический обмен информацией с целью глубокого анализа центральноамериканских проблем и определения мер, способствующих их решению; - консультации с целью координации дипломатических усилий, содействующих проводимому Контадорской группой курсу на проведение переговоров; дипломатические усилия в поддержку Контадорской группы: в отношении правительств Центральноамериканских стран; в отношении стран, имеющих связи и интересы в данном регионе; в отношении правительств других стран, участвующих в попытках мирного урегулирования регионального конфликта; в международных организациях, прежде всего в ООН и ОАГ.
4 18 декабря 1986 г. - встреча министров иностранных дел государств- участников Контадорской группы и Группы Лима - представителей Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Панамы, Перу, Уругвая и Венесуэлы. В результате переговоров была принята Декларация Рио де Жанейро и таким образом учрежден Постоянный механизм консультаций и взаимодействия, под названием Группа Рио де Жанейро (также – Группа Рио). Участники встречи приняли решение укрепить и систематизировать политическое сотрудничество правительств посредством регулярного проведения консультаций по вопросам, затрагивающим интересы стран Латинской Америки в контексте растущего латиноамериканского единства.
5 Основные цели Группы Рио : расширить и систематизировать сотрудничество между правительствами государств-участников объединения; изучать вопросы международного значения, представляющие особый интерес для государств-участников объединения, согласовывать позиции по данным вопросам, в частности на международных форумах; принимать меры для улучшения развития и координации деятельности латиноамериканских институтов сотрудничества и интеграции; способствовать решению проблем и конфликтов, которые затрагивают ситуацию в регионе; способствовать реализации инициатив и мер, направленных на улучшение межамериканских отношений посредством диалога и сотрудничества; способствовать развитию интеграции и сотрудничества в Латинской Америке; совместными усилиями развивать сотрудничество в новых областях, что будет поддерживать экономическое, социальное, научное и технологическое развитие государств-участников; рассматривать возможность проведения встреч глав государств; развивать систематический диалог с другими странами или группами стран региона и за его пределами.
6 С момента создания Группа Рио рассматривалась как гибкий механизм политического диалога, привилегированный форум личного общения глав государств и министров иностранных дел. Саммит Группы Рио в 2008 г.
7 В Группе Рио изначально не предусматривались постоянные структуры, а было достигнуто решение проводить регулярные встречи министров иностранных дел и, после соответствующей договоренности – совещания на уровне глав государств. В 1990 г. состав Группы Рио расширился. Полноправными участниками объединения стали Чили, Эквадор, Боливия и Парагвай. В 2000 г. к группе в качестве полноправных членов присоединились Коста- Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Доминиканская республика. В Группу Рио также входит один представитель Сообщества Карибских государств. В 2005 г. к Группе Рио присоединился Белиз, Гаити (2008), Гайана (2008), Куба (2008), Суринам (2009), Ямайка (2009). Развитие и расширение деятельности Группы Рио объективно формулирует новые цели объединения: укрепление Группы Рио как международного актора; укрепление демократии, обсуждение на национальном и международном уровнях вопросов политической деятельности и общественного развития; поиск взаимоприемлемых подходов к решению общих проблем на основе соблюдения национальных интересов.
8 Группа Рио выражает общую позицию латиноамериканских стран в вопросах предотвращения конфликтов, упрочения демократизации и экономического развития, что позволяет говорить о тенденции к политической интеграции в «мягких» формах. Группа Рио стала постоянным механизмом политических консультаций и взаимодействия. В рамках Группы Рио сформировались устойчивые механизмы сотрудничества и были выработаны основные направления взаимодействия. Полномочия по выполнению текущей работы Группы Рио возложены на Временный Секретариат и «Тройку». Решения принимаются в рамках встреч глав государств, встреч министров иностранных дел, и встреч национальных координаторов. На Временный Секретариат – сокращенно SPT – возложены следующие функции: координировать деятельность Группы Рио; контролировать выполнение договоров, заключаемых в рамках ежегодных встреч; планировать и организовывать многосторонние встречи на различных уровнях между участниками Группы Рио; предупреждать возникновение политических кризисов, социальных волнений, экологических бедствий регионального и международного характера, информировать участников Группы Рио о соответствующих угрозах; согласовывать действия в решении этих проблем;
9 Руководство деятельностью Временного Секретариата поручается каждый год государству, на территории которого проводится Встреча глав государств и правительств. Предполагается, что каждая страна полностью берет на себя организационные расходы и предоставляет в распоряжение государств – участников необходимые профессиональные кадры, как правило, дипломатических служащих. Еще один инструмент деятельности Группы Рио – так называемая «Тройка». Она формируется во всех органах, принимающих решения – встречах глав государств, встречах министров иностранных дел, национальных координаторов. «Тройка» состоит из представителя государства, председательствующего в текущем году, а также еще двух представителей стран – один от государства, занимавшего пост председателя в прошедшем году, и один – от государства, которое будет председательствовать в следующий раз Несмотря на то, что были сделаны попытки официально закрепить ответственность «Тройки», четкие полномочия не были определены. Обсуждение и выработка решений по наиболее актуальным региональным и международным проблемам предполагает проведение встреч «Тройки» в расширенном составе, т.е. при участии соответствующих представителей других государств-членов Группы Рио. Заседания подобного характера проводятся, например, в рамках ООН. Одной из главных целей функционирования «Тройки» в рамках Группы Рио является поддержание преемственности политического курса альянса.
10 Основные обсуждаемые в рамках Группы Рио темы, соответственно которым определяются направления деятельности, состоят в следующем: мир и безопасность в международных отношениях; укрепление демократии в латиноамериканских странах; развитие и установление более справедливого международного порядка; борьба с бедностью; латиноамериканская идентичность и международные контакты. Императивом для Группы Рио является многосторонность и мирное урегулирование споров на основе укрепления глобальной системы безопасности, улучшения и совершенствования системы ООН. Приверженность Группы Рио демократии прослеживается с самого начала функционирования альянса. Группа Рио была создана как политический альянс, поддерживающий и защищающий развитие демократии в государствах Латинской Америки. Документ, принятый по итогам первой встречи глав государств Группы Рио в Акапулько, именовался «Компромисс ради мира, развития и демократии».
11 Саммит Группы Рио в Мехико.
12 Группа Рио призывает к укреплению международного мира и безопасности, борясь с соответствующими угрозами. К ним относятся различные формы терроризма, распространение наркотиков и связанные с этим преступления, международная организованная преступность, контрабанда оружия. Альянс выступает за создание гибкой «архитектуры безопасности» в рамках Западного полушария. С этой целью государства- участники Группы Рио приняли участие в Специальной конференции по безопасности в Мексике. Экономические императивы, на которых настаивает Группа Рио: - пересмотр политики протекционизма - либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией - отмена субсидий на производство и экспорт сельскохозяйственной продукции -поддержка интеграции слабых экономик в мировую торговлю. Стратегические аспекты экономического развития, согласно позиции Группы Рио, заключаются в осуществлении региональной интеграции в Латинской Америке и более активном участии стран региона в мировой торговле.
13 В 1990 г. Группа Рио приступила к обсуждению такого важного направления сотрудничества для экономик стран Латинской Америки, как энергетическое сотрудничество. Активизация диалога по вопросам энергетики была связана с кризисной ситуацией в Персидском заливе. Группа Рио согласовала позиции стран-участниц по вопросам смягчения последствий кризиса. Важным стало решение создать Стратегический фонд инвестиций и интеграции, средства для которого будут браться из дополнительных финансовых поступлений от повышения цен на сырье. Тема энергетического сотрудничества латиноамериканских экономик оставалась актуальной и на следующем Саммите Группы Рио в Картахена дэ Индиас. Политика Группы Рио в этом направлении сосредоточилась на двух аспектах: поощрение эффективного использования энергии и развитие рынков альтернативных источников энергии. Сегодня энергетическая составляющая экономик латиноамериканских стран развивается успешно. В 2000 г. завершился проект строительства самого длинного в Латинской Америке газопровода Рио-Гранде (Боливия) - Порту-Алегрэ (Бразилия); разработан проект строительства 10 тепловых электростанций, которые будут работать на газе Аргентины и Боливии.
14 Группа Рио развила активный диалог с ЕС (с 1990 г). Это сближение позволило наладить многочисленные контакты в политической, экономической и торговой сферах. За прошедшие годы сложились три уровня сотрудничества: региональный, субрегиональный и двусторонний. На политическом уровне выработана повестка диалога ЕС – Группа Рио. В экономической сфере принимаются соответствующие соглашения. Группа Рио поддерживает диалог с такими организациями, как ООН, ОАГ, АСЕАН, ЛАГ. Развивается постоянное сотрудничество с такими странами, как Австралия, Канада, Корея, Китай, США, Россия, Индия, Иран, Израиль, Япония, Украина. В рамках ООН Группа Рио представляет согласованную позицию латиноамериканских стран. Стратегический характер имеет сотрудничество в рамках ОАГ, в особенности с США и Канадой. Группа Рио с юридической точки зрения не является международной организацией, так как не имеет Устава и правил деятельности. Тем не менее за годы политического сотрудничества в ее рамках закрепились устойчивые формы диалога и взаимодействия. Группа Рио согласовывает позиции государств- участников в отношении значимых событий международной политики, определяет императивы политического, экономического и социального развития стран Латинской Америки.
15 В начале 90-х гг. в стратегии Группы Рио произошло заметно изменение. Если на предыдущих Саммитах основное внимание уделялось политике, то теперь на первый план выходят вопросы экономики и интеграции, которые напрямую связываются с проблемами развития демократии. Для сравнения можно отметить, что в 90-е гг. ОАГ стала рассматривать демократию как необходимое условие мира, стабильности и развития. В 1992 г. было уделено много внимания ситуации в ряде стран-участниц Группы Рио, а именно – в Венесуэле, Перу, Гаити и Суринаме. В частности, было заявлено о политической поддержке законных властей Венесуэлы, Гаити, Суринама в их стремлении защитить демократию. Антидемократичные действия президента Перу Фухимори – роспуск парламента и принятие чрезвычайных полномочий, вызвали однозначно негативную позицию Группы Рио. Перу была исключена из объединения на основании несоответствия политического режима в стране нормам демократии. Решение о возобновлении участия Перу было принято на следующей встрече Группы. На Саммите 1992 г. главы государств и правительств Группы Рио заявили о намерении поддерживать институциональные и административные реформы, направленные на упрочение демократии.
16 Для решения приоритетных задач экономического развития стран Латинской Америки - углубление интеграционных процессов и эффективное включение в мировую экономику, преодоление экономической уязвимости, связанной с нестабильностью финансовых потоков, внешней задолженностью, недостатком высоких технологий – Группа Рио вырабатывает общий политических курс. В 2003 г. в т.н. документе «Консенсус Куско», были предусмотрены следующие меры и приоритеты в решении поставленных задач: 1.занимать согласованную позицию на международных коммерческих и финансовых форумах; 2.определять общие интересы и добиваться доступа латиноамериканской продукции на рынки других стран; 3.учитывать особенности экономик государств, не имеющих выхода к морю; 4.добиваться либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией; 5.защищать интересы стран-участниц Группы Рио в процессе создания Зоны свободной торговли в Западном полушарии; 6.поддерживать внутрирегиональную торговлю стран Латинской Америки; 7.учредить Специальную группу с целью изучения современного процесса глобализации, разработки предложений по решению экономических и социальных проблем.
17 В политическом плане ГР придерживается курса на защиту демократии. В Асунсьонской Декларации 1997 г. закреплены меры, разработанные Группой Рио в целях укрепления демократии в Латинской Америке: 1) стимулирование эффективного общественного участия в политике; 2) укрепление политических партий; 3) поддержка гражданских организаций; 4) стремление к большей открытости и уважению демократических институтов; 5) борьба с наркоторговлей и связанными с ней преступлениями, терроризмом и коррупцией; 6) защита прав человека; В документе предлагается к реализации проект «Образование для демократии», который содержит следующие положения: 1) включить в национальные образовательные программы цели, связанные с продвижением культуры демократии на всех уровнях; привлечение общественности к реализации программ; 2) дать поручение соответствующим министрам найти пути сотрудничества в реализации проекта; 3) осуществлять обмен опытом по реализации проекта посредством учреждения соответствующих механизмов взаимодействия; 4) сделать акцент на преподавании истории, обращая внимание на «культуру понимания и единства народов»; 5) способствовать активному участию СМИ в укреплении демократии и создании новых механизмов сотрудничества.
18 Саммит 2003 г. в Куско (Перу). Группа Рио согласовала стратегический план действий, который содержал раздел «Демократическое правление: защита и укрепление демократии», состоящий из трех параграфов: 1 – «Укрепление демократии и правового государства», 2 – Демократия и политические партии, 3 – «Новые финансовые механизмы для укрепления демократического правления». Основные положения раздела : 1.развивать диалог между гражданским обществом и политическими партиями и движениями; 2.развивать законодательную базу деятельности партий и проведения выборов; 3.обеспечивать финансовую самостоятельность политических партий и движений посредством создания норм, поощряющих равенство в процессе избирательной борьбы, равный доступ к СМИ; 4.развивать финансовую открытость политических партий и движений как основное условие общественной этики и борьбы с коррупцией;
19 5. поощрять равенство возможностей мужчин и женщин, а также интерес молодежи к политике, как свободному и необходимому выбору гражданина для участия в общественных делах; 6. создать группу правительственных экспертов для обсуждения предложений по созданию финансовых механизмов по укреплению демократии. «Группа Рио» превратилась в форум, где вырабатываются новые концептуальные подходы стран ЛКА к меняющимся мировым реалиям в сферах безопасности, политики, экономики и торговли. создать новые финансовые механизмы для укрепления демократического правления и борьбы с бедностью;
20 27 – 28 октября 2003 г. в столице Мексики состоялась Специальная конференция по безопасности, созванная в рамках Организации американских государств. Концепция континентальной безопасности, содержащаяся в Декларации исходит из понимания безопасности как комплексной проблемы, а также различает старые и новые угрозы. Предлагаемая модель позволяет странам определять свои собственные приоритеты, основанные на национальной стратегии развития, планах и действиях в согласии с международным правом. Концепция включает определение целей и структуры демократии: укрепление мира, всеобъемлющее развитие, социальная справедливость, защита прав человека, солидарность, сотрудничество и уважение национального суверенитета. В Декларации отмечается редкость войн между государствами в западном полушарии и во всем мире; подчеркивается твердая приверженность Договору Тлателолко, который провозгласил Латинскую Америку зоной свободной от ядерного оружия; демократия определяется как предварительное условие установления мира, стабильности и развития. Подчеркивается уважение к правам человека, гуманному правлению, принципу субординации гражданской власти и вооруженных сил, развитию образования ради мира и необходимость углубления «человеческого измерения» безопасности.
21 Заключительная Декларация выделяет 7 типов новых угроз: 1) терроризм, транснациональная организованная преступность, проблема распространения наркотиков во всем мире, коррупция, отмывание денег, нелегальное распространения оружия. 2) нищета, социальная несправедливость в отношении широких слоев населения. 3) природные катаклизмы, болезни и разрушение окружающей среды. 4) торговля людьми. 5) угрозы безопасности в кибернетическом пространстве. 6) риск аварий при транспортировке опасных материалов (нефти, радиоактивные и токсичные вещества). 7) возможный доступ и использование оружия массового поражения.
22 На 23-м саммите Группы Рио, (февраль 2010 г.) в Канкуне, было решено создать международную организацию, которая заменит Организацию американских государств, находящуюся под патронажем Вашингтона. Новое объединение получило название Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). Главное отличие CELAC от прочих региональных организаций : она объединит все страны Латинской Америки и Карибов, но не будет включать в себя США и Канаду. Летом 2011 г. на саммите в Каракасе эта организация создана.
23 Страны Группы Рио
24 Cимвол СЕLAC
25 Электронный журнал "Темы CELAC" призван познакомить читателей с официальной позицией латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна по проблемам сотрудничества и интеграции региона. Это издание, в котором принимают участие латиноамериканские дипломатические миссии и миссии стран Карибского бассейна, аккредитованные в Российской Федерации, а также эксперты из разных областей знаний. Номер открывает статья посла Аргентины в РФ Хуана Карлоса Креклера – "Фолклендские острова: резолюции Организации Объединенных Наций, о которых Великобритания ничего не желает слышать". В 2013 году исполнится 180 лет с того дня, когда британские военно-морские силы незаконно изгнали с Фолклендских островов население и власть Аргентины и обосновали там группы британских поселенцев. В течение этого времени, обе страны проанализировали различные сценарии для разрешения спора, но не смогли прийти к соглашению из-за уклончивого и противоречивого поведения британского правительства, отметил в своей статье Хуан Карлос Креклер. Несмотря на распоряжение ООН продолжать переговоры по территориальному спору, Великобритания, игнорируя нормы международного права, продолжает колонизацию островов.
26 Из 16 случаев колониализма в мире, которые до сих пор находятся на рассмотрении у Специального комитета, 10 осуществлены с участием Великобритании, в том числе вопрос о Фолклендских островах. Аргентину поддерживает вся Латинская Америка, мечтающая видеть мир свободным от колонизации и не желающая милитаризации Южной Атлантики. Регион хочет жить в мире и полной гармонии со всеми странами мира. В этом контексте региональной поддержки, необходимо отметить Саммит Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), состоявшийся в Каракасе 3 декабря 2011 года, на котором главы государств и правительств Латинской Америки и Карибского бассейна вновь продемонстрировали свою поддержку законных прав Аргентины на владение Фолклендскими островами, подчеркнул в своей статье посол Аргентины В свою очередь Чрезвычайный и Полномочный посол Боливии в Российской Федерации Мария Луиза Рамос Урсагасте посвятила свою статью вопросам влияния региональной интеграции на коренные народы Боливии. Посол оспаривает тезис о том, что единственно полезный и хороший путь интеграции лежит только через вхождение в АЛКА (Зону свободной торговли Северной и Южной Америки.
27 Мария Луиза Рамос подчеркнула, что существуют и другие виды интеграции: " …понятие "интеграция" включает в себя и множество других аспектов, таких как культурный, образовательный, межкультурный диалог, создание инфраструктуры для улучшения связей и торговли на взаимовыгодных условиях и прежде всего уважение прав каждой страны на суверенитет и самоопределение". В то время, когда современные меркантилистские модели, отраженные в договорах о свободной торговле "ТLC", ищут возможные пути присвоения традиционных знаний, коренные народы учат нас тому, что традиционные знания, например, в использовании лекарственных растений, сохраняется на протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение, как общественное право и без цели к обогащению. Существует множество примеров хищения знаний коренных народов университетами так называемых "развитых" стран, которые действует как в колониальные времена, ежедневно занимаясь пиратством на территории наших стран, патентованием наших знаний и веществ, полученных из наших лесов, а затем наживаются на них, как будто они были их "изобретателями или создателями" этих веществ или материалов, которые создала природа. В заключение своей статьи посол Боливии в России Мария Луиза Рамос отметила: "Один вопрос, который мы часто задаем - это верим ли мы в глобализацию, и ответ на него: Да. Мы верим в глобализацию, но в глобализацию солидарности, сотрудничества и взаимного уважения."
28 Посол Никарагуа в РФ Луис Альберто Молина Куадра посвятил свою статью рассказу о системе интеграции Центральной Америки, которая является результатом многолетних усилий всех стран, составляющих этот регион. Автор статьи подробно изложил исторический путь, который проделали страны региона по пути интеграции, но который еще далек от завершения. "45.5 миллиона людей, проживающих в Центральной Америке, хотели бы видеть интеграцию своих стран более прочной и результаты деятельности более ощутимыми, которые принесли бы всему обществу нашего региона большое количество экономических и социальных выгод. Интеграция, которая не приводит к социальному расколу, которая защищает всеми силами наше общество, в особенности молодое поколение от наркомании, организованной преступности и, несомненно, много других неотложных задач, требующих немедленного решения, таких как и вопрос защиты окружающей среды." Латинская Америка и страны Карибского бассейна в ускоренном темпе развивают совместную региональную энергетическую интеграционную стратегию, главной целью которой является укрепление легитимного права государств управлять огромными запасами природных энергетических ресурсов, пояснил в своей статье Хоглис Мартинес Нуньес - министр-советник по вопросам энергетики посольства Венесуэлы в Москве.
29 Дипломат подчеркнул стратегическое значение интеграции в энергетической отрасли для всех стран Латинской Америки. На сегодняшний день существуют две модели энергетической интеграции. Первая, продвигаемая Союзом южноамериканских наций (УНАСУР и МЕРКОСУР), которая основана на ведущей роли государства в независимом управлении природными ресурсами и энергетическим сектором, а также на принципе взаимодополняемости. Вторая модель основана на энергетической инициативе США в рамках ОАГ, которая выступает за конкуренцию, либерализацию, приватизацию. Автор статьи выделил, что Латинская Америка и страны Карибского бассейна уверенно идут к укреплению энергетической интеграции, на основе своей политики, интересов, нужд, потенциала и народного самосознания.
30 Латиноамериканский и Карибский саммит по интеграции и развитию (Latin America and Caribbean Summit on Integration and Development, (CALC). Первый саммит стран Латинской Америки и Карибского бассейна по интеграции и развитию состоялся в г. Сальвадор (Бразилия) в декабре 2008 г. Он был создан с целью ускорения и углубления интеграционных процессов в регионе и содействия развитию стран ЛКА. В его состав входят 33 страны региона, секретариат был в Венесуэле, затем перемещается в Чили после оформления CELAC.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.