Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛариса Бабаева
1 Урок словесности 8 класс Анализ стихотворения Сергея Есенина « С добрым утром!»
2 Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
3 Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных средств..
4 С помощью различных средств художественной выразительности поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.
5 Задремали звезды золотые, Олицетворение, эпитет, инверсия, фонетическая анафора Задрожало зеркало затона, метафора, инверсия, фонетическая анафора Брезжит свет на заводи речные инверсия И румянит сетку небосклона. метафора
6 Улыбнулись сонные березки, Олицетворение, эпитет, инверсия, синтаксический параллелизм Растрепали шелковые косы. Олицетворение, эпитет Шелестят зеленые сережки, Инверсия, синтаксический параллелизм И горят серебряные росы. Метафора, эпитет, инверсия
7 У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром Олицетворение, эпитет И, качаясь, шепчет шаловливо: Олицетворение "С добрым утром!"
8 Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? 1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.
9 2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом. 3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
10 Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.
11 Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей («румяной», «золотой», «серебряной») природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.
12 Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи- крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой.
13 Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.
14 Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.
15 Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
16 У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
17 В своей поэзии Есенин использует цветопись. Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.
18 Перечислите, какие цвета использует поэт в данном стихотворении: золотой красный, розовый (румянит) зелёный серебряный
19 Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали», «задрожали», «брезжит», «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.
20 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.