Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПавел Тузлуков
1 Подготовка к сжатому изложению
2 Какое изложение мы называем сжатым? Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.
3 Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого изложения. 1) умение воспринимать, обрабатывать информацию на слух; 2) запоминать текст как структуру, организованную по определённым логическим законам: понять, сколько в нём смысловых частей, какой логике подчиняется их взаимное расположение, какими логическими переходами они соединены; 3) излагать информацию кратко и связно; 4) чем проще и яснее будет текст для слушателя, тем легче пересказать его сжато.
4 Памятка 1. При сжатии любого текста обычно опускаются: - диалоги, - пространные описания природы, - описания чувств, настроений. 2. При этом сохраняются - ключевые слова и обороты речи, - наиболее характерные изобразительно- выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
5 3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.
6 4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста: - уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст; - определение стиля исходного текста; - определение типа речи; - анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части); - выполнение чернового варианта; - проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
7 Текст 1 Прочитайте текст, сократите его. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв).
8 Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.
9 Текст 2 Самостоятельная работа. Прочитайте текст и определите, какой прием сжатия текста целесообразнее использовать. По подсчетам ученых, в библиотеке Пушкина было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков. Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.
10 Сжатый текст В библиотеке Пушкина было 10 тысяч книг. Поэт собирал книги, связанные с историей и литературой. Пушкин владел многими языками, поэтому у него были произведения всех выдающихся писателей разных стран и эпох.
11 Текст 3 Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний. РОЛЬ ЗНАНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (А) Паустовский пишет о жажде знаний, о пытливости, любознательности, о том, насколько это важно в жизни человека мечтать о путешествиях, об ином мире, неведомом и прекрасном. (В) Нельзя не понимать, что только серьёзный и длительный труд может дать человеку глубокие знания, в том числе и о других людях, но при этом жизнь пытливого человека наполнена счастьем, ожиданием чуда постижения неведомого.
12 Ответ Каждый человек получает знания, как умеет. В своих воспоминаниях К. Паустовский рассказывает о том, как он в юности изучал мир по воображаемым «путевым дневникам».
13 Текст 4 Прочитайте текст, выделите в нём тезисы и примеры, разбейте текст на абзацы, найдите вступление, главную часть, заключение. РОЛЬ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Каждый человек получает знания, как умеет. В своих воспоминаниях К. Паустовский рассказывает о том, как он в юности изучал мир по воображаемым «путевым дневникам». Он пишет о жажде знаний, о пытливости, любознательности, о том, насколько это важно в жизни человека мечтать о путешествиях, об ином мире, неведомом и прекрасном. Я думаю и в этом трудно не согласиться с писателем, что только по-настоящему увлечённый человек может воплотить свою мечту в жизнь. Так, юноша-Паустовский мечтал о путешествиях, буквально бредил ими. Вначале он «исследовал» географические карты, научные доклады, стихи, но потом, когда стал взрослым, сравнивал свои представления о тех или иных уголках Земли с реальными картинами природы. И несходство их только расширило его знания о мире. Нельзя не понимать, что только серьёзный и длительный труд может дать человеку глубокие знания, в том числе и о других людях, но при этом жизнь пытливого человека наполнена счастьем, ожиданием чуда постижения неведомого.
14 Правильно выполненное задание выглядит так: РОЛЬ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (В.) Каждый человек получает знания, как умеет. В своих воспоминаниях К. Паустовский рассказывает о том, как он в юности изучал мир по воображаемым «путевым дневникам». (Г. ч.) Он пишет о жажде знаний, о пытливости, любознательности, о том, насколько это важно в жизни человека мечтать о путешествиях, об ином мире, неведомом и прекрасном. Я думаю (1 аргумент) и в этом трудно не согласиться с писателем, что только по-настоящему увлечённый человек может воплотить свою мечту в жизнь. Так, юноша-Паустовский мечтал о путешествиях, буквально бредил ими. Вначале он «исследовал» географические карты, научные доклады, стихи, но потом, когда стал взрослым, сравнивал свои представления о тех или иных уголках Земли с реальными картинами природы. И несходство их только расширило его знания о мире. (3.) Нельзя не понимать, (2 аргумент) что только серьёзный и длительный труд может дать человеку глубокие знания, в том числе и о других людях, но при этом жизнь пытливого человека наполнена счастьем, ожиданием чуда постижения неведомого.
15 Домашнее задание. 1) Повторить теоретический материал урока.
16 ЖЕЛАЮ УСПЕХА
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.