Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМаргарита Шульженкова
1 « ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОЭР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ » ИМЦ Центрального района
2 Научно - исследовательская, опытно - экспериментальная ( инновационная ) работа может быть направлена на : совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития детей, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образованием, обновлению его содержания, внедрению эффективных технологий, использованию новых учебно - методических комплексов, повышение профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров, развитие межличностных отношений. 2
3 Эксперимент – это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственных условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности. Педагогический эксперимент – это деятельность, задачей которой является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно - воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т. д. 3
4 Признаки педагогического эксперимента Эксперимент должен содержать : цель эксперимента ; логически обоснованную гипотезу эксперимента ; критерии эксперимента ; диагностический инструментарий. 4
5 Виды эксперимента Локальный – частные эксперименты, не связанные между собой, например : новая программа по предмету. Модульный – комплекс частных, связанных между собой нововведений, например : блок новых программ, разработка новых технологий обучения, создание нового творческого коллектива или объединения. Системный – нововведения, охватывающие всё образовательное учреждение. Широкомасштабный - эксперимент, охватывающий многие образовательные учреждения района, области или страны, например : ЕГЭ. 5
6 Новации и инновации Новация – кратковременная деятельность, не носящая целостного и системного характера, которая ставит своей задачей обновление ( изменение ) лишь отдельных элементов некоей системы. Инновация – деятельность, осуществляемая на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие образовательной системы или ее принципиальное преобразование. 6
7 Примерное содержание папки по экспериментальной деятельности образовательного учреждения Федеральные и региональные нормативные документы. Районная правовая документация. Локальные акты по экспериментальной деятельности. ( положения ) Мониторинг экспериментальной деятельности. Справки о результатах экспериментальной деятельности. Анализ на основании справок и планирование экспериментальной деятельности. Банк диагностических материалов. Продукты экспериментальной деятельности. Психологическое обеспечение экспериментальной деятельности. План и протоколы педагогического, методического совета, методического объединения педагогов. 7
8 1. Нормативно - правовое обеспечение инновационной, опытно - экспериментальной деятельности : документы федерального, регионального, районного уровня, уровня образовательного учреждения. Документы, обеспечивающие экспериментальную, инновационную деятельность в образовательном учреждении, могут быть разделены на три категории : приказы, положения, протоколы. 8
9 Из приказов следует выделить : приказ федерального, регионального или районного органа управления образованием об открытии экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения ( в зависимости от статуса эксперимента ); приказ руководителя образовательного учреждения об организации опытно - экспериментальной деятельности в данном образовательном учреждении ; приказ руководителя образовательного учреждения о результатах реализации этапов эксперимента ; приказ руководителя образовательного учреждения о результатах реализации и завершении эксперимента. 9
10 Локальные акты, регламентирующие реализацию экспериментальной или инновационной деятельности, могут разрабатываться на региональном, районном уровне, но могут разрабатываться и непосредственно в образовательном учреждении : положение об опытно - экспериментальной деятельности в образовательном учреждении ; положение об учителе - экспериментаторе ( или любой категории педагогических работников ); положение о творческой группе педагогов - экспериментаторов ; положение о научном руководителе эксперимента ; положение об экспериментальном классе и др. 10
11 Следует отметить, что наиболее эффективным подходом к развитию экспериментальной деятельности на уровне учебного заведения представляется разработка внутри школы документа « Положение о внутришкольном эксперименте », в котором определяются уровни внутришкольного эксперимента и требования к ним. 11
12 Вопросы организации и реализации опытно - экспериментальной работы в обязательном порядке рассматриваются на педагогических советах образовательного учреждения, на заседаниях научно - методического совета или школьного методического объединения учителей - предметников. 12
13 При проверке опытно - экспериментальной, инновационной работы в образовательном учреждении обращают внимание на : протокол педагогического совета об организации экспериментальной, инновационной деятельности ( обсуждение программы и плана эксперимента педагогическим коллективом ); протокол педагогического совета о промежуточных результатах экспериментальной деятельности (1 раз в год ); протокол педагогического совета о результатах и завершении эксперимента ; протоколы заседаний школьных методических объединений по проблеме эксперимента ; протоколы заседаний административного совета по проблеме эксперимента ; протоколы заседаний коллегиальных органов, на которых обсуждались заявленные вопросы. 13
14 Нужно отметить, что перечень документов по организации и реализации экспериментальной, инновационной деятельности в образовательном учреждении может быть увеличен или уменьшен в зависимости от статуса и масштаба работы, степени разработки программы эксперимента и степени контроля за ходом деятельности. 14
15 2. Вопросы организации инновационной, опытно - экспериментальной деятельности в программе развития образовательного учреждения, плане работы, при подготовке и проведении педсоветов, совещаний и пр. 15
16 Диссеминация опыта инновационной деятельности Создание банков данных о научно - методической, инновационной деятельности. Участие педагогов в разных формах научных мероприятий. Представление результатов опыта инновационной деятельности ( обобщение опыта, участие педагогов и образовательных учреждений во Всероссийских педагогических программах, конкурсах ). 16
17 3. Организация деятельности методических, научно - методических советов образовательного учреждения, анализ эффективности принимаемых решений. 17
18 4. Программы экспериментов, их качество, технологичность. 18
19 ТРЕБОВАНИЯ к программам экспериментальной работы Программа экспериментальной работы в области образования может иметь следующую структуру : Титульный лист с указанием полного наименования организации в которой она разработана, темой работы, данными о научном руководителе ( фамилия и инициалы, занимаемая должность, ученая степень и звание ), место и год разработки программы. Вводная часть ( введение ) программы должна содержать обоснованную актуальность и своевременность разработки программы и рассмотрения заявленной темы. Должен быть проведен анализ реалий той области образования, где планируется реализовать программу, выделены основные точки зрения известных в данной области ученых, практиков на исследуемую проблему, если таковые имеются. Исходя из актуальности и анализа существующей ситуации должна быть сформулирована тема ( проблема ) исследования. 19
20 ТРЕБОВАНИЯ к программам экспериментальной работы Исходя из темы исследования должна быть определена цель эксперимента, в которой необходимо отражение конкретного результата экспериментальной работы, планируемого к получению разработчиками по итогам реализации программы. Цель экспериментальной работы должна быть раскрыта через ряд конкретных задач, которые в определенной мере должны отражать логику исследования и быть реально осуществимыми. На основании всего вышеизложенного должны быть сформулированы объект и предмет исследования. Возможным вариантом является формулировка в программе рабочей гипотезы эксперимента, в которой находят отражение условия при которых возможно достижение планируемого результата ( цели ). 20
21 ТРЕБОВАНИЯ к программам экспериментальной работы В программе должны быть заявлены критерии и показатели ( индикаторы ) результативности экспериментальной работы, которые должны позволять в определенной мере оценить эффективность работы по разным направлениям. В программе необходимо отражение ожидаемых результатов и рисков реализации программы. Указание методов и базы исследования. Характеристика форм представления результатов реализации программы. Должен быть пределен срок проведения экспериментальной работы. 21
22 ТРЕБОВАНИЯ к программам экспериментальной работы Срок проведения экспериментальной работы должен быть разбит по этапам с указанием конкретных лет их осуществления ( одним из вариантов является выделение подготовительного, формирующего, аналитического этапов.) В содержании этапов должны быть сформулированы основные направления планируемой работы. ОДНАКО возможны и другие варианты составления программ в зависимости от традиций конкретных образовательных учреждений, целей, преследуемых разработчиками и т. п. 22
23 5. Научно - методическое сопровождение опытно - экспериментальной деятельности, обобщение и распространение ее результатов. Проведение семинаров, конференций, курсов, семинаров, мастер классов, использование других форм работы на уроне города, района и на уровне образовательного учреждения. 23
24 6. Наличие необходимой научно - методической литературы, технологического инструментария для проведения исследования : памяток, инструкций, методических рекомендаций и разработок для обеспечения целостной и продуктивной работы образовательного учреждения в экспериментальном режиме. 24
25 7. Обеспечение опытно - экспериментальной деятельности квалифицированными кадрами. Психолого - педагогическое сопровождение инновационной и опытно - экспериментальной деятельности. 25
26 8. Система мониторинга инновационной и опытно - экспериментальной работы, ее качество, влияние на содержание инновационной, исследовательской работы. Диагностическая деятельность. Анализ и использование результатов. 26
27 9. Содержание, направления экспертизы инновационной, опытно - экспериментальной деятельности. Контроль эффективности ведения экспериментов, индивидуальной исследовательской работы педагогов. 27
28 10. Обобщение результатов, распространение опыта инновационной деятельности. Банк инноваций, опытно - экспериментальной деятельности ( образовательные программы, проекты нормативных актов, методические рекомендации, учебные пособия, авторские программы и др.). 28
29 По результатам экспериментирования, инновационной деятельности создаются продукты эксперимента, которые могут внедряться в практику не только этого образовательного учреждения, но и других : методические рекомендации ; обобщение педагогического опыта по актуальной проблеме ; авторские программы, технологии, разработки, сайты и пр. управленческие, воспитательные модели и пр. публикации по проблеме эксперимента ; учебные планы, образовательные программы и пр. 29
30 Подведение итогов опытно - экспериментальной, инновационной работы может быть в форме : Научного отчета Реферата Доклада Выступления на педсовете Статьи в журнал Программы по предмету Дидактического материала Подготовки методического пособия Разработки методических рекомендаций Сборника творческих, исследовательских или проектных работ учащихся Компьютерной презентации результатов исследования для внедрения в опыт работы других педагогов и др. 30
31 11. Система стимулирования инновационной и опытно - экспериментальной деятельности. Проблемы стимулирования при изменении порядка финансирования образовательных учреждений. 31
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.