Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАльбина Таловерова
1 Методы и приёмы технологии критического мышления на уроках
2 Технология критического мышления на основе чтения и письма В данной технологии выделяют три основных этапа: I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. II. Осмысления содержания (получение новой информации). III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
3 Методы и приёмы технологии критического мышления мозговой штурм приём «корзина идей, понятий, имён» метод синквейна кластер, RAFT технологии, приём ЗХУ, ПОПС - формула, метод толстых и тонких вопросов фишбоун метод Инсерт RAFT-технология понятийно-терминологическая карта «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" Прием «Чтение с остановками» и составление «дерева прогнозов» и т.д.
4 Мозговой штурм Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений. 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно. 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу
5 Примеры: Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололёд. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм. Гололёд – причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.
6 «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
7 КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЁН Тема: Права человека Что вам известно по данной теме? Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.
8 Кластер Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: 1.Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2.Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3.Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
9 Ключевое слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2 Кластер
10 Фишбоун Фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
11 Прием «Фишбоун» («Рыбная кость») Проблема:Выводы: Причина: факты:
12 Фишбоун на уроке истории в 6 классе Тема «Феодальная раздробленность на Руси Причины распада Древней Руси Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Усиление экономичес- кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Междоусобные войны и борьба за киевский престол Рост и развитие городов Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности
13 SWOT - анализ Сильные стороны strengths Сильные стороны strengths Слабые стороны weaknesses Угрозы threats Возможности Opportunities Тема/ понятие/ факт
14 SWOT – анализ на уроке экономики в 9 классе Тема «Типы экономических систем» -эффективное распределение ресурсов; -стимулирует НТП; -создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность -эффективное распределение ресурсов; -стимулирует НТП; -создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность -создает социальное неравенство; -не решает социально-экономические проблемы (инфляция, безработица) - не развиты такие отрасли как ЖКХ В результате социального неравенства возможны: социальные потрясения в обществе; Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами; Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства - свободный выбор поставщиков, сырья, товаров и т.п.; - многообразие форм собственности; - свободная конкуренция; -использование наиболее эффективных технологий; -самостоятельность производителей Рыночная экономика
15 Толстые и тонкие вопросы. ( Толстый вопрос:Тонкий вопрос кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...
16 Приём ЗХУ «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У) ЗнаюХочу узнатьУзнал Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории Спорные идеи и вопросы. Затем читается текст и находятся ответы на вопросы. Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.
17 «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»
18 Приём «Инсерт» Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. interactive интерактивная noting размечающая system система effective для эффективного reading чтения и thinking размышления.
19 Приём «Инсерт» Значки для маркировки текста: "V" - уже знал; +- новое; -- думал иначе; ?- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника.
20 Приём «Инсерт» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. 3.Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
21 RAFT-технология. - R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория. Для кого?) - F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?) - T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?). Например: R (роль) – журналист. A (аудитория) – учащиеся 6 класса. F(форма) – телепередача, очерк, статья. T (тема).
22 "Посетители Ильи Ильича Обломова" (по роману И.А.Гончарова «Обломов»). 1. Начинать надо, конечно, с темы. Затем переходим к выбору роли. Это очень важный этап. Мы не просто выбираем роль, а пробуем перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Не забудьте, что вам придется искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Нужно продумать, к кому бы мог обратиться этот герой? То есть выберите аудиторию (адресат) и подумайте о форме, то есть в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории. 2. Роли: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев – Васильев – Андреев, Тарантьев. 3. Аудитория - случайный попутчик, Захар, Штольц, Ольга Ильинская, староста Обломовки. 4. Форма: монолог, письмо, страдания, частушки, докладная записка, заявление (или другая форма, предложенная самостоятельно)
23 Понятийно-терминологическая карта. На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме.
24 Приём ПОПС - формула Позиция. «Я считаю, что…». Обоснование. «Потому что…». Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…». Следствие. «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.
25 "Обмен веществ и энергии в клетке" «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную». Позиция. «Я считаю, что…». Обоснование. «Потому что…». Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…». Следствие. «Следовательно…».
26 Синквейн Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. 1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
27 Синквейн Человек эпохи Возрождения Человек Всемогущий, Богоподобный Творит, Восхищает, Воспевает Венец созданья – мера всех вещей Титан Россия в гг Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергает эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты сдвиг в российском обществе Богатство Богатство материальное, нематериальное получать, выиграть, заработать богатство – вода, пришла и ушла Изобилие
28 Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития П М И
29 Стадия «Рефлексия» Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития П Было интересно работать в группе над созданием небольшого проекта Оригинальная работа, все понятно и интересно Мы занимались творчеством Понравилось, что урок прошел в необычной форме М Не было таких моментов Немного шумно, не все группы старались на 100% Нам не достались цветные стикеры И Интересно составлять кластер, т.к. столкнулись с этим 1 раз Работа в группе. И смотреть на работу других людей. Ой, вы не поверите все
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.